AA

Поступление сырья, товаров в организациях общественного питания: документальное оформление и бухгалтерский учет

Документальное оформление поступления сырья и товаров в организации общественного питания зависит от источников их приобретения. Поступать сырье и товары могут от поставщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), организаций розничной торговли, населения, в т.ч. реализующего свою сельскохозяйственную продукцию на рынках.

Рассмотрим порядок оформления документов и отражения в учете операций по поступлению сырья и товаров.

Документальное подтверждение поступления сырья, товаров в организации общепита

В зависимости от организационной структуры предприятий общественного питания сырье и товары могут поступать:

– на склад (в кладовую) – при наличии данного структурного подразделения в составе организации общественного питания;

– непосредственно в производство (на кухню) – в случае отсутствия в организации склада (кладовой).

* Расчет и документальное оформление продажных цен в общественном питании

 

Поступление сырья и товаров от поставщиков

При поставке сырья и товаров юридические лица и индивидуальные предприниматели – резиденты Республики Беларусь их поступление оформляют товарными накладными по форме ТН-2 (далее – ТН) или товарно-транспортными накладными формы ТТН-1 (далее – ТТН). Поступление товаров и сырья из-за пределов Республики Беларусь осуществляется на основании товаросопроводительных документов, выписанных поставщиком (накладные, CMR-накладные, инвойсы, грузовые таможенные декларации (далее – ГТД), иные документы аналогичного характера). К указанным товаросопроводительным документам поставщиков должны быть обязательно приложены документы, подтверждающие соответствие сырья и товаров требованиям технических нормативных правовых актов, и документы, удостоверяющие их качество и безопасность.

Кроме того, обращаем внимание, что начиная с 13.06.2018 в связи со вступлением в силу постановления № 13 [1] при поступлении сырья и товаров из-за пределов Республики Беларусь необходимо оформить единоличный первичный учетный документ.

 

Выявлена недостача при приемке

При поступлении товаров и сырья от поставщиков организации общественного питания производят их приемку по количеству и качеству в порядке и на условиях, предусмотренных Положением № 1290 [2]. В случае выявления каких-либо фактических расхождений в количестве и (или) качестве товаров и сырья с данными товаросопроводительных документов и договоров поставки в организациях общественного питания составляется акт приемки товаров и сырья по количеству и качеству. Номер и дата составленного акта указываются в товаросопроводительных документах на поступившие сырье и товары, которые приходуются материально ответственным лицом (далее – МОЛ) в подотчет в фактических количестве и стоимости. На стоимость недопоставленных, поставленных с нарушением качества товаров и сырья организации общественного питания выставляют претензии поставщикам и (или) транспортным организациям.

При обнаружении в процессе приемки от поставщиков товаров и сырья по количеству и качеству недостачи в пределах норм естественной убыли составляется акт о выявленных расхождениях, номер и дата которого также указываются в товаросопроводительных документах. В подотчет МОЛ приходует фактически поступившие товары и сырье. Актированные потери в пределах норм естественной убыли списываются на расходы на реализацию или за счет созданного в организации резерва по естественной убыли в момент оприходования на счета бухгалтерского учета фактически поступивших товаров и сырья.

* Цены в объектах общественного питания учреждений образования

 

Приобретение сырья и товаров в организациях розничной торговли

Приобретенные в организациях розничной торговли сырье и товары приходуются в объекты общественного питания на основании:

авансовых отчетов с приложением к ним оправдательных документов, подтверждающих факт приобретения указанных активов, – в случае покупки сырья и товаров в розничных торговых организациях за наличный расчет;

ТН, ТТН – в случае приобретения сырья и товаров в розничных торговых организациях по безналичному расчету.

 

Закупка сырья у населения

При закупке сырья для производства продукции общественного питания у населения, в т.ч. на рынках, его приобретение оформляется закупочным актом отдельно на каждого продавца. В закупочном акте в обязательном порядке указываются номер и дата документа, удостоверяющего качество и безопасность закупленной у населения продукции на основании результатов лабораторных исследований.

Приходование на склад (на кухню) сырья, закупленного за наличный расчет у населения, из подотчета лица, оформившего закупку, т.е. ответственного за закупку, производится на основании выписанной ТН по ценам закупки. Один экземпляр накладной совместно с закупочным актом прилагается к авансовому отчету подотчетного лица, а другой – к товарному отчету кладовщика, отчету о движении продуктов и тары на кухне или отчету учета движения готовых изделий в кондитерском и других счетах заведующего производством.

 

Бухгалтерский учет поступления сырья и товаров

Бухгалтерский учет поступления сырья и товаров в организацию общественного питания ведется:

– только на счете 41, субсчет 1 (в организациях общественного питания, имеющих в своей структуре склад (кладовую));

– на счетах 20, 41, субсчет 2 (в организациях общественного питания, в организационной структуре которых отсутствует склад (кладовая), а также в случаях, когда исходное сырье поступает непосредственно в цех производства крупно- и мелко­кусковых полуфабрикатов).

 

Пример 1

Поступление товаров и сырья на склад (кладовую)

На склад организации общественного питания по ТТН поступили:

– товары на сумму 430 руб. без НДС, сумма НДС по ставке 20 % – 86 руб.;

– сырье для производства продукции общественного питания на сумму 1 690 руб. без НДС, сумма НДС по ставке 10 % – 169 руб.

При приемке товаров и сырья были выявлены недостача товаров на сумму 30 руб. с НДС по ставке 20 % и недостача сырья на сумму 52,8 руб. с НДС по ставке 10 %.

В процессе приемки было установлено, что недостача товаров произошла по вине поставщика, которому была выставлена претензия на стоимость недопоставки с учетом НДС. Недостача сырья произошла по двум причинам:

– вследствие естественной убыли на сумму 13,2 руб. с НДС по ставке 10 %;

– по вине водителя – работника организации общественного питания на сумму 39,6 руб. с НДС по ставке 10 %. При этом водитель свою вину признал и согласился возместить сумму образовавшейся недостачи.

Фактически поступившие товары и сырье оприходованы на склад (в кладовую) под отчет кладовщика. Учет наличия и движения товаров и сырья на складе (в кладовой) ведется по розничным ценам с НДС. Размер розничной торговой надбавки составляет 15 %.

Для отражения поступления товаров и сырья в организацию общественного питания составим следующие бухгалтерские записи (см. табл. 1).

* Остатки сырья и готовой продукции на кухнях в балансе организации общественного питания

Таблица 1

_____________

* В соответствии с разъяснениями МНС Республики Беларусь, приведенными в письме от 19.09.2019 № 2-2-10/02095 «О нормируемых затратах и применении налоговых вычетов», для обоснованного применения подп. 24.15 п. 24 ст. 133 Налогового кодекса Республики Беларусь организациям общественного питания необходимо разработать локальные нормы порчи, утраты товаров и утвердить их по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным. В противном случае сумма «входного» НДС по таким товарам не подлежит вычету, поскольку согласно положениям указанного выше письма приказ Минторга Республики Беларусь от 02.04.1997 № 42 «О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете» не обладает признаками нормативного правового акта.

 

Пример 2

Поступление товаров, сырья в производство (на кухню)

В производство (на кухню) организации общественного питания поступили товары и сырье:

1) от поставщиков:

– стоимость сырья по ценам приобретения с НДС по ставке 10 % – 2 354 руб.;

– стоимость сырья по ценам приобретения с НДС по ставке 20 % – 1 047,6 руб.;

– стоимость товаров по ценам приобретения с НДС по ставке 10 % – 1 496 руб.;

– стоимость товаров по ценам приобретения с НДС по ставке 20 % – 940,8 руб.;

2) в результате закупки у населения сельскохозяйственной продукции за наличный расчет на рынке на сумму 1 710 руб.;

3) от розничной торговой организации:

– стоимость сырья по розничным ценам с НДС по ставке 12,5683 % – 2 018,9 руб.;

– стоимость товаров по розничным ценам с НДС по ставке 12,5683 % – 678,4 руб.

В процессе приемки сырья по количеству и качеству от розничной торговой организации обнаружена недостача сверх норм естественной убыли по ценам приобретения с НДС на сумму 4,32 руб. Лицо, виновное в недостаче, не установлено.

Фактически поступившие товары оприходованы по розничным ценам с НДС. Фактически поступившее сырье оприходовано по продажным ценам общественного питания с наценкой общественного питания и НДС. Закупленная сельхозпродукция у населения за наличный расчет, стоимость сырья и товаров, приобретенных у розничной торговой организации, согласно Указу № 287 [3] облагаются НДС по ставке 10 %. Розничная торговая надбавка составляет 20 %. Наценка общественного питания равна 200 %.

Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета представлено в табл. 2.

Таблица 2

Документы к статье

[1] постановление Минфина Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 58» (далее – постановление № 13)

[2] Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290 (далее – Положение № 1290)

[3] Указ Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (далее – Указ № 287)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup