AA

Как проверить, корректно ли проходит проверка

До принятия Правительством постановления № 465* основным ориентиром при оценке рисков того, не будет ли избранная субъектом хозяйствования налоговая стратегия истолкована контролирующими органами как незаконная минимизация налогов, служила непосредственно правоприменительная практика |*|. С 20 июля 2022 г. – даты вступления в силу постановления № 465 – контролирующим органам при доначислении налогов на основании п. 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) необходимо руководствоваться критериями оценки хозяйственных операций, определенных этим постановлением. В нем закреплено, что реальная суть хозяйственных операций и фактические обстоятельства их совершения имеют преимущество над их оформлением в первичных учетных и иных документах.

_____________
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2022 № 465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций» (далее – постановление № 465).

* Налоговые последствия искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций (по материалам проверок подразделений УДФР КГК Республики Беларусь)

Как применяются данные критерии на практике? Вправе ли налоговики применять нормы ст. 33 НК к операциям, совершенным до 1 января 2019 г.? Как проверяющие доказывают недействительность хозяйственных операций?

На вопросы читателей о порядке применения проверяющими п. 4 ст. 33 НК ответила Элла Владимировна Онуфриевич, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, постоянный автор журнала «Главный Бухгалтер», которая также имеет большой опыт работы в налоговых и судебных органах Республики Беларусь.

В белорусском законодательстве есть множество норм, использование которых позволяет субъектам предпринимательства осуществить налоговую оптимизацию. Например, при определенных условиях перейти с общей системы налогообложения на упрощенную.

Элла Владимировна, подскажите, пожалуйста, как избежать претензий со стороны проверяющих, которые в такой оптимизации могут усмотреть процесс построения схем, основной целью которых является, по их мнению, неуплатаналогов?

<…>

 

В последнее время очень актуальны стали проверки контролирующих органов по вопросу выявления фактов, по их мнению, неправомерной реорганизации субъекта (разделения, присоединения, выделения и т.д.), т.е. так называемого «дробления бизнеса».

Когда организации при проведении реорганизации могут попасть под контроль проверяющих органов?

<...>

Элла Владимировна, учитывая Ваш опыт работы адвокатом, помогите, пожалуйста, разобраться в следующей ситуации.

ООО как организация, зарегистрированная на территории сельской местности, с 2015 г. по 2021 г. применяло льготы, определенные Декретом № 6 в виде освобождения:

– от налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров собственного производства;

– от налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на территории сельской местности.

Льготы применялись при соблюдении всех условий, предусмотренных Декретом № 6, в течение 7 календарных лет со дня государственной регистрации ООО.

01.11.2018 ООО в целях расширения производства и в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Декрета № 6 создало филиал, который находится в той же сельской местности, что и ООО, и состоит на учете в той же налоговой инспекции. Данный филиал тоже применяет льготы, предусмотренные Декретом № 6, только в части деятельности филиала.

На основании предписания налоговой инспекции от 25.09.2023 в филиале прошла внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт (27.10.2023). В нем проверяющими сделан вывод, что филиал создан в целях «дробления бизнеса» |*|*|, а также им нарушен порядок применения льгот, предусмотренных Декретом № 6. По результатам проверки применена ст. 33 НК и доначислены налоги.

Правомерны ли действия налогового органа в части применения ст. 33 НК, если указанная статья вступила в силу с 01.01.2019, а филиал создан в ноябре 2018 г.? При этом положения подп. 1.2 п. 1 Декрета № 6 являются действующими и не запрещают создавать организациям обособленные подразделения.

<...>

Собственники ООО приняли решение оптимизировать управленческие расходы: вместо штатного директора и бухгалтера заключить договор подряда с управляющим (ИП) и с бухгалтером (ИП). Понятно, что после управленческой оптимизации сумма уплачиваемых налогов в бюджет будет меньше, чем ранее.

Как Вы считаете, могут ли проверяющие в такой ситуации применить ст. 33 НК?

>> Полный текст доступен подписчику. Получить доступ. >>

Нужен срочный доступ к материалу?

Воспользуйтесь автоматической системой получения доступа ко всем материалам портала GB.BY 24/7.

Мгновенное подключение на 10 дней через ЕРИП за 37 руб. 80 коп.

Оплатить и получить доступ

У меня есть подписка

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup