AA
7

Как учесть затраты на программное обеспечение, позволяющее сканирование УКЗ, после отмены требования о его обязательности?

С 01.07.2025 организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, подлежащих маркировке уникальными кодами защиты (УКЗ), должны были использовать кассовые аппараты с установленным средством контроля налоговых органов и программные кассы, обеспечивающие сканирование УКЗ (см. постановление № 841/27*). Однако постановлением № 367/19** данное требование отменили, причем с той же даты. При этом указанные организации и ИП понесли значительные затраты на создание соответствующего программного обеспечения (ПО). Как известно, затраты на создание ПО могут учитываться:

_____________
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2022 № 841/27.

** Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 02.07.2025 № 367/19.

– как нематериальный актив (НМА), если выполнены условия признания их таковым;

– как текущие расходы, если ПО не соответствует критериям НМА.

Если ПО принято к учету как НМА, его амортизация начисляется в общем порядке. Однако в случае отмены обязательного применения такого ПО возникает вопрос о дальнейшей экономической выгоде, целесообразности и необходимости его использования.

Бухгалтеры хотят знать:

Как учесть затраты на программное обеспечение, позволяющее сканирование УКЗ, после отмены требования о его обязательности?

 

Налоговый консультант:

– Если ПО не соответствует критериям НМА, расходы следует учесть как текущие затраты на дату составления акта выполненных работ. Такие затраты либо учитываются на счетах учета расходов на реализацию, либо включаются в состав прочих расходов по текущей деятельности. Какой счет выбрать, зависит от того, используется ПО в предпринимательской деятельности или нет на момент выполнения работ.

Если же актив принят к учету как НМА, то есть 2 варианта:

1) продолжать начислять амортизацию (если ПО можно использовать иначе);

2) списать остаточную стоимость в составе операционных расходов в бухучете и в составе внереализационных расходов в налоговом учете. Но в этом случае готовьте обоснование для налоговой.

 

Аудитор:

– Ключевой момент – документальное подтверждение:

акт ввода в эксплуатацию (если есть) фиксирует дату признания НМА;

отсутствие использования требует технического заключения о бесполезности актива.

Без этих документов инспекция может снять расходы.

 

Главный бухгалтер розничной торговой сети:

– Мы ПО не успели запустить, поэтому затраты на разработку списали как убыток. Одновременно обращаемся с письмом в компетентные органы для официальных комментариев. Сумма у нас значительная, хотелось бы учесть такие расходы при налогообложении прибыли.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup