Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Задолженность перед бюджетом по налогам погашаем за счет средств дебиторов

Нина Анищенко, экономист

В деятельности любой организации может возникнуть затруднительная финансовая ситуация. Вместе с тем неукоснительное исполнение обязанностей по уплате налогов в бюджет требует наличия денежных средств на расчетном счете организации. Если у вас сложилась такая ситуация, не исключено, что помогут вам ваши дебиторы.

Законодательство допускает взыскание налога за счет средств дебиторов

Налоговый кодекс РБ (Общая часть) от 19.12.2002 № 166-З, с учетом последних изменений от 29.12.2009 № 72-З ("НРПА РБ", 2003, № 4; 2010, № 4)

Налоговый кодекс РБ допускает возможность взыскания налогов, сборов и пени за счет средств дебиторов плательщика-организации (ст. 58).
Однако такое взыскание производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика. Решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика принимается с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком и его дебиторами.

Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов выносится в отношении одного или нескольких дебиторов плательщика на основании справки наличия дебиторской задолженности у плательщика, оформленной налоговым органом по документам, представленным плательщиком, либо по результатам проверки, проведенной налоговым органом, либо заявления плательщика об уступке требования кредитора и документа (акта сверки или иного подписанного дебитором и плательщиком документа), подтверждающего наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора плательщика. Решение должно содержать указание на дебитора плательщика и сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику.
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени не производится за счет денежных средств на корреспондентских счетах дебитора плательщика – организации, а также счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов.

Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов и платежная инструкция выдаются банку, обслуживающему данный налоговый орган.

Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик-организация.

Инструкция о порядке взаимодействия инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь при взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, утвержденная постановлением МНС и КГК РБ от 25.02.2008 № 30/2, с учетом изменений от 01.07.2008 № 62/3 и от 27.02.2009 № 16/3 ("НРПА РБ", 2008, № 71, 185; 2009, № 69) ("ГБ", 2008, № 30, с. 9)

Инструкция определяет порядок взаимодействия инспекций МНС РБ и органов Комитета госконтроля при взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, доначисленных по результатам проверок органов Комитета госконтроля.

Орган Комитета госконтроля направляет в инспекцию МНС по месту постановки на учет плательщика решение о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет не позднее дня, следующего за днем его вручения (направления) плательщику.

К решению прилагаются копия акта проверки, сведения о дебиторах и имуществе плательщика по форме согласно приложению к Инструкции и копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, либо заявление плательщика-организации об уступке требования кредитора и документ (акт сверки или иной подписанный дебитором и плательщиком документ), подтверждающий наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора плательщика-организации, а также копии документов об аресте имущества (подп. 2.2).

При наличии в банке решения о приостановлении операций по счетам дебитора плательщика-организации, принятого органом Комитета госконтроля, взыскание задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет за счет средств дебитора плательщика-организации осуществляется инспекцией МНС по месту постановки на учет плательщика, допустившего задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, в соответствии с подп. 1.3 Указа Президента РБ от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" (п. 7).

Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 ("НРПА РБ", 2009, № 17) ("ГБ", 2009, № 14, с. 32–43)

Фонд социальной защиты населения и его территориальные органы имеют право выдавать обязательные для банков постановления о бесспорном взыскании недоимки и пеней со счетов плательщиков взносов и их дебиторов (п. 14).

Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40, с учетом изменений от 11.06.2009 № 305 ("НРПА РБ", 2009, № 17, 146) ("ГБ", 2009, № 14, с. 32–43)

В случае отсутствия средств на счетах плательщиков подлежащие уплате обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд социальной защиты населения (далее – Фонд) взыскиваются в бесспорном порядке по постановлению уполномоченных должностных лиц органов Фонда со счетов их дебиторов (за исключением финансируемых из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы), для открытия (закрытия) которых требуется справка органов Фонда. Списание средств производится на основании представленного плательщиком заявления с указанием в нем дебитора и акта сверки задолженности.

Постановления уполномоченных должностных лиц органов Фонда на взыскание обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд со счетов дебиторов выносятся с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиками и их дебиторами.

При отсутствии у плательщика и его дебиторов денежных средств взимание недоимок и пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщика в порядке, установленном законодательством (пп. 22–23).

Организация обеспечивает учет дебиторской задолженности

Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19, с учетом изменений от 11.12.2008 № 187 ("НРПА РБ", 2008, № 67; 2009, № 18) ("ГБ", 2008, № 14, с. 8–41)

Содержание дебиторской задолженности по статьям баланса определено пп. 40–45 Инструкции.

Дебиторская задолженность в разрезе статей бухгалтерского баланса приводится как сальдо аналитических счетов и субсчетов счетов учета расчетов, по которым на отчетную дату образовалось дебетовое сальдо.

Расшифровка дебиторской задолженности приводится в приложении к бухгалтерскому балансу (форма 5).

Налоговый кодекс РБ (Общая часть) от 19.12.2002 № 166-З

Наряду с обязанностью уплаты установленных налоговым законодательством налогов, сборов (пошлин) плательщик обязан вести учет дебиторской задолженности и не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности (подп. 1.5 п. 1 ст. 22).

Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З, с учетом изменений и дополнений ("ВНС РБ", 1999, № 7-9)

Решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика принимается с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком и его дебиторами. Возникновение самой дебиторской задолженности, которую можно использовать при погашении задолженности перед бюджетом, определяется гражданским законодательством и вытекает непосредственно из договора, заключенного между юридическими лицами. При этом необходимо учитывать условия и сроки возникновения задолженности, определенные договором. Иными словами, налоговый орган вправе взыскать налоги, сборы (пошлины) за счет дебиторов плательщика только после истечения срока расчетов между должником и дебитором, определенного в договоре.

Общий срок исковой давности установлен в 3 года (ст. 197).

Процедура исполнения погашения задолженности за счет средств дебиторов

Постановление МНС РБ от 19.12.2003 № 117 "О порядке обеспечения исполнения и принудительного исполнения обязательства, уплаты пеней", с учетом изменений от 02.06.2009 № 47 ("НРПА РБ", 2004, № 7; 2009, № 148)

Взыскание налога, сбора (пошлины), пени в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) – организацией в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) – организации, дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации в банках производится в бесспорном порядке на основании распоряжения начальника (заместителя начальника) инспекции МНС РБ о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах плательщика налогов, сборов (пошлин) (иного обязанного лица) – организации, дебиторов плательщика налогов, сборов (пошлин) (иного обязанного лица) – организации по форме согласно приложению 8 к постановлению.

Указанное распоряжение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени выносится в 2 экземплярах, один из которых прилагается к платежному документу, представляемому в банк для взыскания денежных средств в бесспорном порядке в соответствии с пп. 85–97 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66, другой остается в инспекции МНС (подп. 1.9).

Указ Президента РБ от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" ("НРПА РБ", 2008, № 120) ("ГБ", 2008, № 20, с. 13–15)

Порядок осуществления банком расходных операций в период одновременного действия имеющихся в банке постановления о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, и решения уполномоченного органа о приостановлении операций по таким счетам в банке, а также при наличии в банке только решения о приостановлении операций по счетам регулируется п. 1 данного Указа. Например, предусмотрено, что в таких случаях расходные операции по счетам прекращаются, за исключением, в частности, операций, связанных с исполнением банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов лица, операции по счетам которого приостановлены, при отсутствии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом Комитета госконтроля, и постановлений (определений) о наложении ареста.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.