Задолженность перед бюджетом по налогам погашаем за счет средств дебиторов

Нина Анищенко, экономист

В деятельности любой организации может возникнуть затруднительная финансовая ситуация. Вместе с тем неукоснительное исполнение обязанностей по уплате налогов в бюджет требует наличия денежных средств на расчетном счете организации. Если у вас сложилась такая ситуация, не исключено, что помогут вам ваши дебиторы.

Законодательство допускает взыскание налога за счет средств дебиторов

Налоговый кодекс РБ (Общая часть) от 19.12.2002 № 166-З, с учетом последних изменений от 29.12.2009 № 72-З ("НРПА РБ", 2003, № 4; 2010, № 4)

Налоговый кодекс РБ допускает возможность взыскания налогов, сборов и пени за счет средств дебиторов плательщика-организации (ст. 58).
Однако такое взыскание производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика. Решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика принимается с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком и его дебиторами.

Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов выносится в отношении одного или нескольких дебиторов плательщика на основании справки наличия дебиторской задолженности у плательщика, оформленной налоговым органом по документам, представленным плательщиком, либо по результатам проверки, проведенной налоговым органом, либо заявления плательщика об уступке требования кредитора и документа (акта сверки или иного подписанного дебитором и плательщиком документа), подтверждающего наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора плательщика. Решение должно содержать указание на дебитора плательщика и сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику.
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени не производится за счет денежных средств на корреспондентских счетах дебитора плательщика – организации, а также счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов.

Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов и платежная инструкция выдаются банку, обслуживающему данный налоговый орган.

Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик-организация.

Инструкция о порядке взаимодействия инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь при взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, утвержденная постановлением МНС и КГК РБ от 25.02.2008 № 30/2, с учетом изменений от 01.07.2008 № 62/3 и от 27.02.2009 № 16/3 ("НРПА РБ", 2008, № 71, 185; 2009, № 69) ("ГБ", 2008, № 30, с. 9)

Инструкция определяет порядок взаимодействия инспекций МНС РБ и органов Комитета госконтроля при взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, доначисленных по результатам проверок органов Комитета госконтроля.

Орган Комитета госконтроля направляет в инспекцию МНС по месту постановки на учет плательщика решение о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет не позднее дня, следующего за днем его вручения (направления) плательщику.

К решению прилагаются копия акта проверки, сведения о дебиторах и имуществе плательщика по форме согласно приложению к Инструкции и копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, либо заявление плательщика-организации об уступке требования кредитора и документ (акт сверки или иной подписанный дебитором и плательщиком документ), подтверждающий наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора плательщика-организации, а также копии документов об аресте имущества (подп. 2.2).

При наличии в банке решения о приостановлении операций по счетам дебитора плательщика-организации, принятого органом Комитета госконтроля, взыскание задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет за счет средств дебитора плательщика-организации осуществляется инспекцией МНС по месту постановки на учет плательщика, допустившего задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, в соответствии с подп. 1.3 Указа Президента РБ от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" (п. 7).

Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 ("НРПА РБ", 2009, № 17) ("ГБ", 2009, № 14, с. 32–43)

Фонд социальной защиты населения и его территориальные органы имеют право выдавать обязательные для банков постановления о бесспорном взыскании недоимки и пеней со счетов плательщиков взносов и их дебиторов (п. 14).

Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40, с учетом изменений от 11.06.2009 № 305 ("НРПА РБ", 2009, № 17, 146) ("ГБ", 2009, № 14, с. 32–43)

В случае отсутствия средств на счетах плательщиков подлежащие уплате обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд социальной защиты населения (далее – Фонд) взыскиваются в бесспорном порядке по постановлению уполномоченных должностных лиц органов Фонда со счетов их дебиторов (за исключением финансируемых из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы), для открытия (закрытия) которых требуется справка органов Фонда. Списание средств производится на основании представленного плательщиком заявления с указанием в нем дебитора и акта сверки задолженности.

Постановления уполномоченных должностных лиц органов Фонда на взыскание обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд со счетов дебиторов выносятся с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиками и их дебиторами.

При отсутствии у плательщика и его дебиторов денежных средств взимание недоимок и пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщика в порядке, установленном законодательством (пп. 22–23).

Организация обеспечивает учет дебиторской задолженности

Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19, с учетом изменений от 11.12.2008 № 187 ("НРПА РБ", 2008, № 67; 2009, № 18) ("ГБ", 2008, № 14, с. 8–41)

Содержание дебиторской задолженности по статьям баланса определено пп. 40–45 Инструкции.

Дебиторская задолженность в разрезе статей бухгалтерского баланса приводится как сальдо аналитических счетов и субсчетов счетов учета расчетов, по которым на отчетную дату образовалось дебетовое сальдо.

Расшифровка дебиторской задолженности приводится в приложении к бухгалтерскому балансу (форма 5).

Налоговый кодекс РБ (Общая часть) от 19.12.2002 № 166-З

Наряду с обязанностью уплаты установленных налоговым законодательством налогов, сборов (пошлин) плательщик обязан вести учет дебиторской задолженности и не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности (подп. 1.5 п. 1 ст. 22).

Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З, с учетом изменений и дополнений ("ВНС РБ", 1999, № 7-9)

Решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика принимается с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком и его дебиторами. Возникновение самой дебиторской задолженности, которую можно использовать при погашении задолженности перед бюджетом, определяется гражданским законодательством и вытекает непосредственно из договора, заключенного между юридическими лицами. При этом необходимо учитывать условия и сроки возникновения задолженности, определенные договором. Иными словами, налоговый орган вправе взыскать налоги, сборы (пошлины) за счет дебиторов плательщика только после истечения срока расчетов между должником и дебитором, определенного в договоре.

Общий срок исковой давности установлен в 3 года (ст. 197).

Процедура исполнения погашения задолженности за счет средств дебиторов

Постановление МНС РБ от 19.12.2003 № 117 "О порядке обеспечения исполнения и принудительного исполнения обязательства, уплаты пеней", с учетом изменений от 02.06.2009 № 47 ("НРПА РБ", 2004, № 7; 2009, № 148)

Взыскание налога, сбора (пошлины), пени в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) – организацией в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) – организации, дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации в банках производится в бесспорном порядке на основании распоряжения начальника (заместителя начальника) инспекции МНС РБ о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах плательщика налогов, сборов (пошлин) (иного обязанного лица) – организации, дебиторов плательщика налогов, сборов (пошлин) (иного обязанного лица) – организации по форме согласно приложению 8 к постановлению.

Указанное распоряжение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени выносится в 2 экземплярах, один из которых прилагается к платежному документу, представляемому в банк для взыскания денежных средств в бесспорном порядке в соответствии с пп. 85–97 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66, другой остается в инспекции МНС (подп. 1.9).

Указ Президента РБ от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" ("НРПА РБ", 2008, № 120) ("ГБ", 2008, № 20, с. 13–15)

Порядок осуществления банком расходных операций в период одновременного действия имеющихся в банке постановления о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, и решения уполномоченного органа о приостановлении операций по таким счетам в банке, а также при наличии в банке только решения о приостановлении операций по счетам регулируется п. 1 данного Указа. Например, предусмотрено, что в таких случаях расходные операции по счетам прекращаются, за исключением, в частности, операций, связанных с исполнением банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов лица, операции по счетам которого приостановлены, при отсутствии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом Комитета госконтроля, и постановлений (определений) о наложении ареста.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 6 февраль 2010
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Переоценку внеоборотных активов по состоянию на 1 января 2010 года следует проводить за 2 года (2008-й и 2009-й) или только за один?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

Об установлении размеров отчислений в инновационный фонд Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь на 2010 год

9

Государственное регулирование

10

О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. № 15

10

Труд и социальная защита

11

О минимальных потребительских бюджетах для различных социально-демографических групп населения

11

Комментарии

12

Сравнительный анализ норм законодательства, регулирующих исчисление и вычет НДС в 2009 году и 2010 году

12

Налоговые вычеты по акцизам в 2010 году: понятие новое – порядок старый

22

Формирование внереализационных доходов и расходов для исчисления налога на прибыль имеет особенности

27

Местные налоги и сборы в 2009 году и 2010 году: сравнительный анализ

33

С 1 января 2010 года внесены изменения в учет основных средств

37

Критерии отнесения активов к основным средствам изменились

39

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

41

Тема номера: Годовой отчет за 2009 год

41

Разъяснение от 25.01.2010 о бухгалтерской отчетности за 2009 год

41

Рекомендации по составлению бухгалтерского баланса за 2009 год

41

Порядок формирования показателей отчета о прибылях и убытках (форма 2)

54

Порядок формирования данных отчета об изменении капитала (форма 3)

62

Порядок заполнения отчета о движении денежных средств (форма 4)

68

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

73

Минэкономики РБ разъясняет

73

О формировании цен (тарифов) в 2010 году

73

Цены в 2010 году: пересмотрим их правильно

73

МНС РБ разъясняет

74

Об отражении в лицевых счетах отчислений в инновационные фонды

74

события. подробности

75

Внимание! Указы и декреты Президента приводятся в соответствие с Налоговым кодексом РБ

75

Малый и средний бизнес получит доступ к международному финансированию

77

конкурс на звание "лучший главный бухгалтер 2009 года"

78

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

81

перечень документов, посвященных одному вопросу

83

Задолженность перед бюджетом по налогам погашаем за счет средств дебиторов

83

ВОПРОС – ОТВЕТ

86

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

94

Добровольное страхование от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта в целях бухгалтерского учета – внереализационные расходы, в целях налогового учета – затраты

94

мнения специалистов

96

Отражение процентов по кредитам, связанным с приобретением основных средств, изменилось

96

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

99

Распределение налоговых вычетов по НДС в 2010 году

99

статистическая информация

105

Об индексах изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных и реставрационно-восстановительных работ на январь 2010 года

105

Об определении коэффициентов изменения стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных работ, прочих работ и затрат

109

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 30 января по 5 февраля 2010 года

112