AA

Безналичные расчеты должны потеснить "наличку"

Среди приоритетных задач, поставленных Правительством перед государственными органами, – снижение доли теневой экономики. Одним из способов ее достижения является увеличение доли безналичных расчетов.

__________________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 21.05.2014 № 489/7 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16" (далее – постановление № 489/7).

 

Порядок использования кассового оборудования и порядок приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг регулирует постановление № 924/16*.
__________________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – постановление № 924/16).

Последние изменения, которые были внесены в него постановлением № 489/7, в частности:

– определили пути развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа;

– привели термины в соответствие с действующим законодательством.

Рассмотрим эти изменения.

Из постановления № 924/16 убрали недействующую терминологию

22 июля т.г. вступил в силу Закон РБ от 08.01.2014 № 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" (далее – Закон), который значительно изменил в т.ч. и терминологию, применяемую в сфере торговли и общепита.

С учетом того что постановление № 924/16 регулирует порядок приема наличных денег в сфере торговли и общепита, возникла необходимость приведения его терминов в соответствие с данным Законом.

Например, из постановления была исключена формулировка "и вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур" из-за ее отсутствия в Законе.

Термины постановления № 924/16 также приведены в соответствие с нормами, регулируемыми Банковским кодексом РБ (далее – БК).

Так, например, из ст. 273 БК следует, что банковская платежная карточка – это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету, счетам по учету банковских вкладов (депозитов), кредитов физического или юридического лица для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивающий проведение иных операций в соответствии с законодательством РБ.

В связи с этим из текста постановления № 924/16 и утвержденного им Положения № 924/16* исключили слова "в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь", как противоречащие нормам БК.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением № 924/16 (далее – Положение № 924/16).

Внесены уточнения в термин "автоматический электронный аппарат, торговый автомат"

С 1 июля 2012 г. в республике функционирует система контроля торговых автоматов (далее – СКТА). Она была создана в целях контроля за наличным денежным оборотом в сфере вендингового бизнеса, осуществляемого с использованием автоматических электронных аппаратов и торговых автоматов, оснащенных купюроприемником для приема наличных денежных средств.

СКТА предусматривает установку в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы средства контроля налоговых органов (далее – СКНО). Устройство СКНО подключается к купюроприемникам автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и предназначено для контроля наличных денежных средств, принимаемых купюроприемником.

Безналичные платежи, к которым относятся расчеты банковскими платежными карточками посредством применения платежных терминалов, в полном объеме отражаются на текущих (расчетных) счетах субъектов хозяйствования, что обеспечивает достоверный учет выручки и соответственно полноту уплаты налогов в бюджет. В связи с этим подключение устройства СКНО к банковским системам безналичных платежей (устройствам считывания банковских платежных карточек – платежным терминалам) законодательством в отношении автоматических электронных аппаратов и торговых автоматов не предусмотрено.

Однако вопросы осуществления безналичных платежей при использовании автоматических электронных аппаратов и торговых автоматов не являются основным предметом правового регулирования постановления № 924/16.

Поэтому из редакций подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16 и абз. 2 п. 2 Положения № 924/16 исключены соответственно слова "и (или) банковские платежные карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь" и "и (или) платежным терминалом для осуществления расчетов".

Методы увеличения доли безналичных платежей

В целях увеличения безналичных расчетов и уменьшения условий, способствующих сокрытию субъектами доходов, комментируемое постановление № 489/7:

1) установило новые требования по оснащению объектов торговли и услуг платежными терминалами, а именно:

– исключило пороговые значения выручки для обязательной установки платежных терминалов;

– ввело этапы оснащения объектов торговли и услуг платежными терминалами.

Так, организации (индивидуальные предприниматели) обязаны обеспечить наличие платежных терминалов, обеспечивающих в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы "БЕЛКАРТ", эмиссию которых осуществляют банки республики, в объектах:

– определенных в приложении 1 к постановлению № 489/7 (приложение 1 к постановлению № 924/16) |*|;

* Перечень объектов, в которых юрлица и ИП обязаны установить платежные терминалы, доступен для всех читателей GB.BY: www.gb.by/node/85080

– в которых реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также деятельность в сфере игорного бизнеса:

начаты после 22 июля 2014 г., – до начала реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;

осуществлялись в течение 2013 г. и размер полученной выручки за указанный год по каждому объекту составил более 7 500 базовых величин (БВ), по объекту системы потребительской кооперации – более 15 000 БВ, объекту бытового обслуживания населения – более 3 750 БВ, – с 1 января 2015 г.;

осуществляются в настоящее время и платежные терминалы не установлены (за исключением объектов, указанных выше). В отношении последних предусмотрено, что платежные терминалы надо установить:

с 1 июля 2015 г. – в городах областного подчинения и г. Минске;

с 1 января 2016 г. – в городах районного подчинения;

с 1 июля 2017 г. – на всей территории Республики Беларусь.

При этом количество устанавливаемых в объектах платежных терминалов должно соответствовать количеству используемых в них единиц кассового оборудования. В отношении игорных заведений необходимо установить 1 платежный терминал в таком заведении;

2) расширило перечень объектов торговли и услуг, в которых возникает обязанность установки платежных терминалов.

С 22 июля 2014 г. платежные терминалы обязаны установить:

– все павильоны и киоски;

– железнодорожные станции (при обслуживании более 250 пассажиров в сутки и наличии линий связи);

– санатории, дома (базы) отдыха, оздоровительные центры (комплексы);

– автомобили-такси;

– диагностические станции, осуществляющие технический осмотр транспортных средств.

Расширение перечня подлежащих оснащению платежными терминалами объектов торговли и услуг всеми павильонами и киосками позволит дополнительно обеспечить возможность населению производить расчеты за товары и услуги банковскими платежными карточками не только в розничных торговых объектах, расположенных в капитальных строениях (зданиях и сооружениях), но и в павильонах и киосках. С технической точки зрения данное решение реализуемо, так как павильоны и киоски являются оборудованными строениями, в которых имеется возможность организации необходимой инфраструктуры для осуществления розничных платежей и оплаты предоставляемых услуг в безналичной форме с использованием банковских платежных карточек.

Справочно: в соответствии с ныне действующим государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения" (далее – СТБ 1393):

павильон – это оборудованное строение модульного типа, имеющее торговый зал или без него и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;

киоск – это оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Термин "павильон с торговым залом" в СТБ 1393 отсутствует. Это вызывало ряд вопросов со стороны субъектов хозяйствования и контролирующих органов по определению обязанности (отсутствия обязанности) установки платежных терминалов в этих объектах. Постановлением № 489/7 данная проблема устраняется;

3) исключило в значительной мере случаи, позволяющие при реализации товаров, работ, услуг не применять кассовое оборудование.

Так, с 1 февраля 2016 г. запрещается продажа билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные, а также другие открытые и закрытые площадки) без использования кассового оборудования.

Справочно: отметим, что меры по внедрению более современного и дешевого по сравнению с применяемыми в настоящее время платежными терминалами оборудования, используемого для безналичных расчетов, также способствуют увеличению безналичных расчетов.

В настоящее время в Республике Беларусь разработано и внедрено в промышленную эксплуатацию специальное устройство – терминал "ГандлярОК" с соответствующим сервисом, обеспечивающее прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa, MasterCard и Maestro, эмитированных ОАО "АСБ Беларусбанк" и другими банками. Также проводится работа по возможности приема к оплате банковских платежных карточек платежной системы БЕЛКАРТ.

Стоимость такого терминала в 3 и более раза ниже по сравнению с обычным платежным терминалом.

Его можно использовать в небольших объектах торговли и сервиса, при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место и т.п.

Постановление № 489/7 также…

…исключило из перечня случаев, позволяющих принимать наличку без применения кассового оборудования, продажу вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур.

В данном случае речь идет о подп. 31.9 п. 31 Положения № 924/16. Однако исключение из этого подпункта слов "…и вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур" не означает, что организации, осуществляющие данный вид торговли, лишились права принимать наличные деньги без применения кассового оборудования.

С 22 июля т.г. это можно делать в соответствии с подп. 31.3 п. 31 Положения № 924/16.

Это связано с тем, что, по мнению Минторга, продажа вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур в установленных местах на улицах (осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств разносной торговли, представляющих собой специальные приспособления для торговли (палатки, тележки, лотки, корзины и др.), либо без них) относится к разносной торговле.

А при осуществлении разносной торговли юридические лица и индивидуальные предприниматели также вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов (подп. 31.3 п. 31 Положения № 924/16);

…расширило перечень объектов учреждений образования, в которых организации общественного питания могут принимать наличку без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.

В данном случае речь идет о подп. 31.24 п. 31 Положения № 924/16. Он с 22 июля т.г. дополнился объектами общественного питания, расположенными в средних школах-училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях.

Изменения обусловлены тем, что в объектах общественного питания, расположенных в средних школах-училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях, производится обслуживание, как правило, таких же учащихся, как и в учреждениях общего среднего образования, – т.е. учащихся, являющихся несовершеннолетними и не получающих заработную плату, находящихся на полном государственном обеспечении и не имеющих электронных средств оплаты.

Поэтому такие объекты общепита включены в перечень случаев, когда прием наличных денежных средств может осуществляться без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup