Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции: новации 2011 года

Иван Данилов, экономист
В составе плательщиков произойдут незначительные изменения
Плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог) признаются организации:
– производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию:
– имеющие филиалы или иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, у которых есть отдельный баланс и для совершения операций которым юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленных подразделений в части этой деятельности.
Организации – плательщики единого налога должны соблюсти следующее условие: выручка от реализации произведенной продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства должна составлять у них не менее 50 % общей их выручки или выручки их обособленных подразделений за предыдущий финансовый год.
Как видим, у организаций, занимающихся производством цветов и декоративных растений, а также пушным звероводством, право перейти на уплату единого налога РБ в 2010 г. отсутствует. В 2011 г. в Налоговом кодексе (далее – НК) уточнено, что перейти на уплату единого налога не смогут организации, которые занимаются производством пушнины.
Также в 2011 г. право перехода на уплату единого налога будет отсутствовать у организаций, занимающихся цветоводством. Понятие "цветоводство" шире, поскольку согласно Общегосударственному классификатору РБ ОКРБ 005-2006, утвержденному постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, к подклассу 01122 "Цветоводство" относится выращивание цветов и их семян, луковиц, клубней.
Вместе с тем в 2011 г. право перейти на уплату единого налога получат организации, занимающиеся первичной переработкой льна.
Следует обратить внимание на критерий "не менее 50 % выручки". То есть если выручка от реализации сельхозпродукции составляет 49,9 %, то перейти на уплату единого налога организация не сможет.
Данный критерий определяется от выручки без учета доходов от внереализационных операций. Таким образом, в указанном случае не надо путать общую выручку с валовой выручкой, от которой считается налог. В состав валовой выручки входят и внереализационные доходы.
В целях отнесения выполняемых организацией видов деятельности к деятельности, осуществляемой в сельском хозяйстве (в т.ч. в растениеводстве, животноводстве, пчеловодстве) и рыбоводстве, следует руководствоваться Общегосударственным классификатором РБ ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности", утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65.
Для отнесения произведенной плательщиком продукции к сельскохозяйственной необходимо использовать Общегосударственный классификатор РБ ОКРБ 007-2007 "Промышленная и сельскохозяйственная продукция", утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.06.2007 № 36.
При осуществлении переработки произведенной продукции необходимо произвести перерасчет выручки
Зачастую сельскохозяйственные организации наряду с производством и реализацией продукциирастениеводства и животноводства осуществляют переработку произведенной ими сельскохозяйственной продукции. Продуктом переработки могут быть колбасные изделия, сыры, хлебобулочные изделия и т.п.
Сельскохозяйственные организации, которые кроме производства и реализации сельскохозяйственной продукции осуществляют ее переработку, в результате чего создается продукция, не относящаяся к продукции животноводства и растениеводства, суммы, полученные от реализации переработанной сельскохозяйственной продукции собственного производства, включают в состав выручки от реализации такой продукции в пересчете на первоначальное сырье.
В связи с этим продукция животноводства и растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде, может включаться при определении критерия, необходимого для перехода на уплату единого налога, в выручку от реализации продукции животноводства и растениеводства без учета той части выручки, которая приходится на затраты по переработке.
Для расчета размера выручки от реализации переработанной продукции животноводства и растениеводства, которую плательщик вправе включить в выручку от реализации сельскохозяйственной продукции для определения критерия перехода на уплату единого налога, необходимо общую сумму выручки, полученную от реализации продукции переработки, уменьшить на выручку, приходящуюся на затраты по переработке, которая определяется исходя из удельного веса затрат по переработке в полной себестоимости реализованной продукции переработки, умноженного на всю сумму выручки от реализации продукции переработки.
Пример 1
Сельскохозяйственным кооперативом получена выручка от реализации мяса в сумме 140 млн. руб., выручка от реализации колбасы, фарша собственного производства – 120 млн. руб., выручка от реализации транспортных услуг – 40 млн. руб.
Следовательно, вся сумма выручки составляет 300 млн. руб. (140 + 120 + 40).
Затраты по переработке продукции животноводства составили 10 млн. руб., а полная себестоимость реализованных продуктов переработки – 46 млн. руб.
Удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки равен 78 % и определяется следующим образом:
((140 млн. руб. + 120 млн. руб. – 120 млн. руб. × (10 млн. руб. / 46 млн. руб.)) / 300 млн. руб.) × 100.
В данном случае критерий для перехода на уплату единого налога соблюден.
 
Если в результате переработки собственной продукции растениеводства и животноводства готовый продукт также относится к продукции растениеводства или животноводства, то выручка от реализации переработанной продукции учитывается при определении критерия для перехода на уплату единого налога.
Пример 2
Организация производит и реализует продукцию птицеводства. В составе выручки от реализации произведенной продукции имеется выручка, полученная от реализации мяса цыплят-бройлеров, разделанной птицы (грудка, филе, крыло), реализованной оптовым покупателям либо через сеть фирменных магазинов.
Согласно Общегосударственному классификатору РБ ОКРБ 005-2006 к группе 012 "Животноводство" относится разведение домашних животных, а также побочная продукция, получаемая от животных в процессе их разведения (производство яиц, шерсти, шкур, а также получение сырого молока без дальнейшей переработки и фасовки).
Таким образом, в рассматриваемом случае при определении критерия, дающего право организации на переход на уплату единого налога, выручка, полученная ею от реализации мяса цыплят-бройлеров, в т.ч. разделанной птицы, упакованной в потребительскую тару, учитывается в составе выручки от реализации произведенной продукции животноводства.
Приведенный порядок определения критерия возможности уплаты единого налога применяется в текущем году и будет применяться в следующем, если иное не будет установлено разъяснениями МНС РБ.
Порядок перехода на особый режим налогообложения
Для применения особого режима налогообложения организация должна не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого она желает применять единый налог, представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление и необходимые сведения. Форма заявления о переходе на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции и форма сведений о финансово-хозяйственной деятельности утверждены постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87 (приложения 25 и 26).
Организации, прошедшие государственную регистрацию, вправе уплачивать единый налог со дня их государственной регистрации при условии подачи в налоговый орган по месту постановки на учет соответствующего заявления и необходимых сведений. Таким образом, организация может представить соответствующее заявление как с даты ее государственной регистрации, так и не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого она желает применять единый налог, и указать в заявлении период, с которого она планирует уплачивать единый налог.
Пример 3
Организация приняла решение о переходе на уплату единого налога с 1 января 2011 г.
В этом случае последний день подачи соответствующего заявления – 1 декабря 2010 г.
 
Приведенный порядок перехода сохранится и в 2011 г.
Кроме единого налога в бюджет нужно уплатить другие платежи
В п. 3 ст. 302 НК сказано, что уплата единого налога заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды, кроме случаев, предусмотренных п. 4 ст. 302 НК.
В п. 4 ст. 302 НК перечислены следующие платежи:
– акцизы;
– НДС;
– налоги, сборы (пошлины), взимаемые при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
– государственная пошлина;
– патентные пошлины;
– консульский сбор;
– оффшорный сбор;
– гербовый сбор;
– сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ (будет отменен в 2011 г.);
– сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
– сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств (будет отменен в 2011 г.);
– налог на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов, признаваемых таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК;
– обязательные страховые взносы и иные платежи в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ.
В отношении НДС поясним следующее
Сельскохозяйственным организациям выгодно быть плательщиками НДС. Дело в том, что "входной" НДС они оплачивают продавцам по ставке 20 %, а реализуют сельхозпродукцию с НДС по ставке, меньшей в 2 раза (10 %). Таким образом, став плательщиками НДС, они не только не стали платить налог в бюджет, а, наоборот, получили возможность вернуть уплаченный НДС из бюджета.
Плательщики единого налога не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, в т.ч. от обязанности удерживать при выплате заработной платы и иных доходов работников налоги и сборы в бюджет.
Отчисления в инновационный фонд платить не следует
В настоящее время многих плательщиков единого налога волнует вопрос: должны ли они платить отчисления в инновационные фонды и арендную плату за земельные участки?
МНС РБ считает, что не должны (см. письмо от 01.06.2010 № 2-2-14/11317 "Об отчислениях в инновационные фонды и арендной плате при применении особых режимов налогообложения").
Позиция МНС РБ состоит в следующем. Пунктом 4 ст. 302 НК определен закрытый перечень налогов, сборов (пошлин), уплата которых сохраняется для плательщиков единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.
Отчисления в инновационные фонды в этом перечне отсутствуют.
Порядок формирования и использования средств инновационных фондов с 1 января 2010 г. регулируется Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596 "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов".
При установлении иных налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет либо в государственные внебюджетные фонды обязанность по их уплате возлагается на плательщиков единого налога путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в часть первую п. 4 ст. 302 НК.
Поэтому у плательщиков единого налога отсутствует обязанность уплаты отчислений в инновационные фонды в 2010 г.
Производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие на уплату единого налога, не должны уплачивать арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, поскольку данный платеж не включен в число обязательно уплачиваемых при данном особом режиме налогообложения (п. 4 ст. 302 НК).
В 2011 г. положение о том, что уплата единого налога заменит уплату арендной платы за землю, отчислений в инновационные фонды, добавлено в ст. 302 НК.
Государственные унитарные предприятияне освобождаются от уплаты части прибыли в бюджет
У республиканских унитарных сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, возникает вопрос о необходимости произведения отчислений в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения. Для ответа на него обратимся к законодательству.
Так, п. 4 ст. 302 НК определены налоги (пошлины), общий порядок исчисления и уплаты которых сохраняется для плательщиков единого налога.
При установлении иных налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет либо в государственные внебюджетные фонды обязанность по их уплате возлагается на плательщиков путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в часть первую п. 4 ст. 302 НК.
Порядок исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, содержится в Указе Президента РБ от 28.12.2005 № 637 "О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития" (далее – Указ № 637). Указом № 637 не предусмотрено освобождение от отчислений в бюджет части прибыли организаций, производящих уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, отчисления части прибыли государственными унитарными предприятиями не являются налогом либо сбором. Эти отчисления основаны на гражданских правоотношениях и уплачиваются государству в связи с его правом собственности на имущество предприятий.
Следовательно, предприятие, исчисляющее единый налог, должно производить отчисление части прибыли в бюджет в общеустановленном порядке, если на него распространяются нормы Указа № 637.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.