Главный принцип контрольной (надзорной) работы – предупреждение совершения правонарушений
Подписанный 26 июля 2012 г. Президентом Указ № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 332) значительно изменил подходы к организации работы контролирующих и надзорных органов республики. Указ № 332 стал очередным шагом в проводимой государственной политике по обеспечению условий для конструктивного взаимодействия власти и бизнеса, в т.ч. посредством оптимизации функций государственного контроля и надзора.
Указ № 332 не только реформировал систему контролирующих и надзорных органов, но и изменил подходы к планированию и проведению проверок, а также предусмотрел переход от "карательных" к превентивным формам работы этих органов.
Правила осуществления контрольной и надзорной деятельности изменяются с 1 октября 2012 г. При этом одним из главных принципов должно стать предупреждение совершения правонарушений. В связи с этим "непроверочные" формы контроля и надзора будут приоритетными, а количество проверок должно сокращаться (см. комментарии в "ГБ", № 30, с. 22–29).
Напомним, что процедура проверок урегулирована Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" и утвержденным им Положением о порядке организации и проведения проверок (далее – Указ № 510 и Положение).
Указом № 332 определены новые подходы к организации, видам, целям и задачам проверок
Указ № 332 дал новое определение понятия "проверка" – это форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.
Справочно: до 1 октября 2012 г. под проверкой следует понимать совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в т.ч. совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.
Таким образом, конкретизированы цели и задачи проверки в отличие от иных форм контрольной (надзорной) деятельности, например от мониторинга. В ходе проверки осуществляется выявление и пресечение правонарушений, наказание виновных в этих правонарушениях должностных лиц и субъектов предпринимательской деятельности, устранение вредных последствий совершенных нарушений. Основная же цель мониторинга – выявление и предотвращение причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок. Если в ходе мониторинга будет обнаружено какое-либо нарушение, субъекту предложат его устранить без применения мер ответственности.
Указ № 332 внес также изменения в действующую процедуру проверки, которые затронули фактически все ее этапы: от планирования и назначения до принятия мер реагирования по результатам. Так, предусмотрены новые подходы к исчислению периодичности плановых проверок, оформлению уведомлений о проведении плановой проверки, содержанию акта (справки) проверки, выдаче предписаний об устранении нарушений и о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств. Определены особенности проведения проверки, если проверяемый субъект (его представители) отсутствует по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения.
Как и ранее, проверки будут плановыми и внеплановыми. Сохранен 2-летний мораторий на плановые проверки субъектов, со дня создания (государственной регистрации, присвоения УНП, получения лицензии или уплаты сбора) которых не прошло 2 лет.
В течение календарного года проверить субъекта в плановом порядке можно только один раз
Плановая проверка – это проверка, включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.
Назначение и периодичность плановых проверок будут зависеть от того, когда создан (зарегистрирован, получил УНП, лицензию или уплатил сбор) соответствующий субъект и к какой группе риска он относится. В частности, плановые проверки в отношении проверяемого субъекта хозяйствования, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, – не будут назначаться, если:
– по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства;
– на дату назначения проверки имеетсяаудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора одостоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству (в этом случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды).
Плановая проверка также может быть назначена на основании решения или поручения Президента, если такое поручение не предполагает ее безотлагательное начало (внеплановую проверку).
Важно! В течение календарного года проверить субъекта в плановом порядке можно только 1 раз. Исключение только одно: если в течение данного календарного года проверено в плановом порядке обособленное подразделение организации, то в том же календарном году возможно проведение плановой проверки самой организации, а также ее иного обособленного подразделения, имеющего УНП.
С 1 января 2013 г. планирование будет осуществляться с учетом проверок, ранее проведенных не только тем контролирующим (надзорным) органом, который планирует очередную проверку, но и проверок, проведенных входящими с ним в одну систему (вертикаль) иными контролирующими (надзорными) органами с такой же компетенцией (нижестоящими, вышестоящими и одного уровня).
Указ № 332 выделил новую категорию внеплановых проверок: соблюдение субъектами хозяйствования антимонопольного законодательства
Внеплановая проверка – это проверка, не включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. Перечень оснований для назначения таких проверок Указом № 332 сокращен. В то же время предусматривается усиление контроля за деятельностью лжеструктур и субъектов хозяйствования, которые с ними работают. С 1 октября 2012 г. КГК (либо по его поручению) может быть назначена проверка субъекта, со дня государственной регистрации которого не прошло 2 года, при наличии у Комитета информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве либо совершении сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства.
Важно! Указ № 332 выделил новую категорию внеплановых проверок – внеплановые проверки, назначаемые руководителями Департамента ценовой политики Министерства экономики, облисполкомов (Минского горисполкома) для оперативного выявления и пресечения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании. Данная норма Указа № 332 вступает в силу с 1 октября 2012 г., однако полномочия на назначение подобных внеплановых проверок у названного министерства и областных (Минского городского) исполнительных комитетов уже есть в соответствии с Указом Президента РБ от 27.02.2012 № 114 "О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля". Этот Указ наряду с вопросами назначения проверок усилил административную ответственность за недобросовестную конкуренцию и нарушения антимонопольного законодательства.
Вопросы организации совместных проверок также получили развитие в Указе № 332
Совместная проверка – это проверка субъекта, запланированная и проводимая несколькими контролирующими (надзорными) органами в одно и то же время. Месяц начала такой проверки должен быть единым для всех участвующих в ней контролирующих (надзорных) органов.
Порядок установления сроков проведения совместных проверок определен приказом КГК РБ от 28.10.2009 № 94 "Об утверждении Порядка составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности".
Справочно: с учетом норм Указа № 332 КГК в данный документ будет вносить изменения и дополнения.
На сегодняшний день в случае расхождения сроков начала проверок одного и того же проверяемого субъекта, включенных различными государственными органами в сводные планы проверок, срок начала совместной проверки в координационных планах контрольной (надзорной) деятельности устанавливается органами КГК в следующем порядке. При проведении проверки по решению либо поручению Президента или по решению органов КГК срок начала совместной проверки устанавливается в соответствии с предложением контролирующего (надзорного) органа, являющегося исполнителем данного решения (поручения). При отсутствии таких оснований для проведения проверок срок начала совместной проверки устанавливается с учетом срока, запланированного контролирующим (надзорным) органом, осуществляющим проверку в рамках ведомственного контроля, Нацбанком, налоговыми органами, а также отнесения субъекта к группе риска, средней продолжительности проверок государственного органа, утвердившего сводный план проверок, и иных требований Указа № 510 и Положения.
Не все проверки подпадают под понятие совместной проверки
Проверка контролирующими (надзорными) органами проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период в ходе совместной проверки не допускается. Исключение составляют следующие проверки:
1) проводимые по поручениям Президента, Премьер-министра (с 1 октября 2012 г.), председателя КГК, Генерального прокурора, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
2) осуществляемые Нацбанком;
3) дополнительные;
4) встречные;
5) проверки в части соблюдения порядка исчисления и уплаты НДС, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (это исключение будет действовать с 1 октября 2012 г.);
6) проверки в отношении субъектов, ранее проверенных в рамках ведомственного контроля.
Не является совместной проверка, проводимая органами КГК, прокуратуры с привлечением к участию в ней представителей других контролирующих (надзорных) органов.
Важно! С 1 октября 2012 г. не будет рассматриваться в качестве совместной также проверка, которая проводится вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов. Однако при формировании координационных планов на 2013 г. и последующие годы такие проведенные вышестоящим контролирующим (надзорным) органом проверки применительно к периодичности назначения плановых проверок должны будут учитываться как самим вышестоящим органом, проводившим такую проверку, так и его нижестоящим органом, должностные лица которого привлекались к этой проверке.
Срок проверки субъекта может быть продлен, если необходима встречная проверка ею контрагента
Встречная проверка фактически является одним из методов (способов) проверки субъекта хозяйствования, указанного в предписании, поскольку в ходе такой проверки изучаются его взаимоотношения с контрагентами. Указ № 332 уточнил, что цель данного мероприятия – установление (подтверждение) не только факта (достоверности) совершенных проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций, но и законности этой операции. Необходимость проведения встречных проверок является основанием для продления срока проведения проверки.
Проверяемый период – есть изменения
Проверка проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года. Исключение (когда проверяемый период не ограничивается) составляют следующие случаи:
1) проведение проверки по поручениям Президента, Премьер-министра (до 1 октября 2012 г. – по поручениям Президиума Совета Министров), председателя КГК и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
2) осуществление проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
3) проведение проверки соблюдения бюджетного законодательства, а с 1 октября 2012 г. – и законодательства об использовании бюджетных средств; налогового законодательства; использования мер государственной поддержки; законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;
4) осуществление надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе;
5) обращение физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
6) проведение проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;
7) осуществление проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
8) проведение дополнительных и встречных проверок.
До 1 октября 2012 г. действует еще одно основание, когда проверяемый период не ограничивается: при проведения проверки объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения. С указанной даты такие проверки должны перейти в категорию мероприятий технического (технологического), поверочного характера.