Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Осуществление платежей при импорте: есть изменения

Валентина Куриленко, экономист
Резиденты обеспечивают прекращение обязательств с нерезидентами при импортев течение 60 дней с даты платежа
Основным документом, определяющим порядок проведения внешнеторговых операций, является Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РБ от 19.02.2009 № 104; далее – Указ № 178).
Резиденты обязаны обеспечить прекращение обязательств нерезидентами в полном объеме при импорте не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа. Резиденты должны в указанные сроки обеспечить при импорте поступление товаров на таможенную территорию Республики Беларусь. Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь, осуществляются на основании разрешений Нацбанка РБ, выдаваемых по ходатайству Совета Министров РБ либо иного государственного органа (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
Совет Министров совместно с Нацбанком РБ по согласованию с Президентом РБ вправе определить иные, чем указаны выше, сроки прекращения обязательств по отдельным видам договоров на осуществление внешнеторговых операций.
Законодательством также установлены допустимые способы прекращения обязательств при импорте и порядок определения сроков прекращения обязательств (подп. 1.6.2 и 1.9 п. 1 Указа № 178). Рассмотрим их в нижеприведенной таблице.
 
 
Соглашением сторон не могут быть изменены предельные сроки поступления товаров, выполнения работ, оказания услуг, получения охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, установленные Указом № 178.
Предусмотренные Указом № 178 сроки исчисляются по времени часового пояса, в котором находится Республика Беларусь. Начало исчисления и течение данных сроков определяются положениями ст. 192, 194 и 195 Гражданского кодекса РБ.
Сроки прекращения обязательств могут быть продлены
Определенные Указом № 178 сроки прекращения обязательств могут быть продлены (без взимания платы) по объективным причинам, подтвержденным соответствующими документами, по заявлению резидента Нацбанком РБ (его главными управлениями по областям) в установленном им порядке.
Соответствующий порядок определен Инструкцией о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52 (далее – Инструкция № 52).
Нацбанк РБ своим письмом от 22.05.2009 № 53-14/4211 "О порядке выдачи разрешений" разъяснил порядок обращения за выдачей разрешения.
В случае если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает законодательно установленный, согласно п. 5 Инструкции № 52 резидент обязан обратиться за получением разрешения в течение 10 рабочих дней с даты начала внешнеторговой операции. Ответственность за соблюдение этого срока несет резидент. Срок рассмотрения вопроса о выдаче разрешения составляет 15 календарных дней с даты поступления документов в главное управление.
Таким образом, в связи со вступлением в силу с 1 мая 2009 г. Инструкции № 52 разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции (далее – разрешения) доначала внешнеторговой операции не выдаются. По данной причине в стр. 9 выдаваемых разрешений указывается конечная дата завершения внешнеторговой операции. При этом главные управления принимают во внимание соблюдение резидентом законодательно установленных сроков и своевременность обращения за получением разрешения.
В выдаваемых разрешениях количество дней как срок завершения внешнеторговой операции не указывается, период указывается только в случае, предусмотренном в п. 17 Инструкции № 52.
Если срок завершения внешнеторговой операции, установленный законодательством либо ранее выданным разрешением, истекает в день подачи резидентом заявления на выдачу разрешения либо в период рассмотрения документов главным управлением, в разрешениях также указывается дата (включительно), до которой резидент обязан обеспечить завершение внешнеторговой операции.
В стр. 5 разрешения приводится регистрационный номер сделки (без проставления символа "№"), если по законодательству требуется ее регистрация. Может быть указан номер только одной сделки. При его отсутствии ставится прочерк. Обязанность регистрации сделок экспортерами и импортерами установлена с 1 апреля 2009 г. Указания номера паспорта сделки не требуется. Отсутствие регистрационного номера сделки в случаях, когда регистрация необходима, следует рассматривать как ненадлежащим образом оформленные документы, что является основанием для отказа в выдаче разрешения. Вместе с тем данная информация может быть дополнительно запрошена главным управлением, в т.ч. в рабочем порядке.
В отношении указания суммы внешнеторговой операции (стр. 6 разрешения) отмечается, что если заявитель ходатайствует о продлении срока завершения внешнеторговой операции не по всей сумме, указанной в документе, которым она оформлена, то разрешение выдается на испрашиваемую часть суммы операции. Главным управлением может быть запрошена у резидента уточняющая информация.
Для оформления внешнеторговых операций рекомендуется использовать следующие документы:
1) таможенное разрешение (свидетельство);
2) автотранспортную накладную;
3) железнодорожную накладную;
4) авианакладную;
5) товарную накладную;
6) коносамент;
7) счет-фактуру (инвойс, счет-проформу, инвойс-проформу, отгрузочные спецификации, CMR-накладные);
8) акты приема-передачи;
9) счета (иные документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);
10) реестры товаросопроводительных документов;
11) реестры актов приема-передачи, счетов (иных документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);
12) платежное поручение (мемориальный ордер, выписку по счету).
В разрешении может быть указан только один из вышеназванных документов, определяемый исходя из статуса внешнеторговой операции.
При оформлении внешнеторговой операции, предусматривающей импорт, указываются документы, приведенные в п. 12. Документы, перечисленные в пп. 10 и 11, указываются в стр. 6 разрешения в случае большого количества накладных, актов приема-передачи и иных документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, даты которых совпадают. При этом указываются номера и даты документов, приведенных в пп. 10 и 11, а срок завершения внешнеторговой операции исчисляется с даты, проставленной в документах, отображающих фактическую отгрузку (поступление) товаров, передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.
Главные управления вправе запрашивать документ, указанный в п. 6 приложения 3 к Инструкции № 52, в случае отсутствия у заявителя причин и документов, объективно подтверждающих необходимость продления срока завершения внешнеторговой операции, а именно ходатайство республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ (представляется для продления срока завершения внешнеторговой операции, если необходимость представления такого ходатайства определяется главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Нацбанка по области), за исключением юридических лиц, подчиненных Управлению делами Президента РБ, другому государственному органу и иной государственной организации, подчиненным Президенту РБ, Национальной академии наук Беларуси.
В случае постоянного обращения резидента за получением разрешения, непринятия действенных мер по обеспечению контрагентами-нерезидентами обязательств по сделке, а также в иных случаях данный документ запрашивается по усмотрению главного управления с учетом целей деятельности Нацбанка в области валютного регулирования, направленных на защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
В Республике Беларусь установлены ограничения при осуществлении импортерами авансовых платежей в пользу нерезидентов
В дополнение и развитие положений, содержащихся в Указе № 178, было принято постановление Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 "О проведении внешнеторговых операций" (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением Нацбанка РБ от 03.08.2010 № 33), которое определило перечень внешнеторговых операций, на которые не распространяется действие Указа № 178, порядок расчетов по отдельным внешнеторговым операциям.
Порядок осуществления расчетов при импорте регулируется постановлением Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 "О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт" (далее – постановление № 165) и многочисленными письмами Нацбанка РБ. Рассмотрим порядок осуществления импортерами авансовых платежей.
Постановлением № 165 предусмотрены ограничения при осуществлении импортерами авансовых платежей в пользу нерезидентов. Суть этих ограничений заключается в том, что установлен запрет на проведение импортерами платежей в пользу нерезидентов со счета, открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентами своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ и оказанию услуг, кроме случая, когда у импортера имеется разрешение Нацбанка РБ на осуществление авансовых платежей. Порядок рассмотрения вопроса о выдаче разрешения определен совместным письмом Совета Министров и Нацбанка РБ от 24.11.2008 № 39/187/31-14/1527 "О разъяснении порядка применения постановления Правления Национального банка от 11.11.2008 № 165".
Выдача аванса на командировочные расходы не требует получения разрешения Нацбанка РБ на проведение платежей
Письмом № 39/187/31-14/1527 разъяснено, что предварительная оплата командировочных расходов осуществляется без представления ходатайств и получения разрешения Нацбанка РБ на проведение соответствующих платежей.
Разрешено проведение авансовых платежей при аккредитивной форме расчетов
Письмо Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 31-14/1517 "О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт" (с учетом изменений, внесенных письмом от 29.04.2009 № 31-14/151) дало возможность импортерам проводить расчеты по договорам купли-продажи посредством аккредитивной формы расчетов, поскольку аккредитив является самостоятельным обязательством. Однако на практике такая форма расчетов не всегда преемлема для участников сделки по многим причинам.
Авансовые платежи производят транспортные и экспедиционные предприятия
Предоставлена возможность проводить платежи в пользу нерезидентов со счетов, открытых в банке Республики Беларусь, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг следующим импортерам:
– резидентам, имеющим специальные разрешения (лицензии) на осуществление перевозок пассажиров и грузов, – по расходам, связанным с транспортировкой грузов и пассажиров, а также уплатой налогов и сборов при проезде по территории иностранных государств;
– транспортно-экспедиционным организациям, – по расходам, связанным с импортом услуг, осуществляемых железнодорожным, воздушным и морским транспортом (письмо Нацбанка РБот 18.12.2008 № 53-21/1802 "Разрешение на проведение транспортными и экспедиционными предприятиями авансовых платежей по внешнеторговым операциям").
Разрешено проводить авансовые платежи за счет выручки в иностранной валюте
Письмо Нацбанка РБ от 15.01.2009 № 31-14/12 "Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по внешнеторговым операциям за счет выручки в иностранной валюте" разрешает проведение импортерами платежей в пользу нерезидентов со счетов, открытых в иностранной валюте в банках Республики Беларусь, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ и оказанию услуг за счет имеющейся в распоряжении импортера выручки в иностранной валюте. Документ определяет, что является выручкой применительно к данному разрешению и по каким причинам банк обязан отказать импортеру в проведении авансовых платежей, когда очевиден факт несоблюдения настоящего разрешения.
Авансовые платежи могут производиться за счет займов (кредитов) в иностранной валюте
Разрешено проведение импортерами (кроме банков Республики Беларусь) платежей в пользу нерезидентов со счетов, открытых в иностранной валюте в банках республики, по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером за счет иностранной валюты, полученной по договорам займа (кредитным договорам), заключенным с нерезидентами, либо кредитным договорам, заключенным с банками Республики Беларусь. Это следует из письма Нацбанка РБ от 15.04.2009 № 31-14/132 "Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по импорту за счет полученных займов (кредитов) в иностранной валюте".
Разрешены авансовые платежи на счета нерезидентов, открытые в иностранной валюте в банках Республики Беларусь
Импортеры (кроме банков Республики Беларусь) могут проводить платежи в пользу нерезидентов со счетов, открытых в иностранной валюте в банках Республики Беларусь, по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером (далее – авансовые платежи) за счет имеющейся в распоряжении импортеров иностранной валюты, полученной ими после 15 ноября 2008 г. в качестве:
– вкладов в уставный фонд;
– иностранной безвозмездной помощи;
– дивидендов и иных доходов от инвестиций;
– процентов по договорам займа, заключенным с нерезидентами;
– процентов за размещение иностранной валюты на банковских счетах;
– процентов по долговым обязательствам банков Республики Беларусь (письмо Нацбанка РБ от 11.06.2009 № 31-14/240 "Разрешение на проведение авансовых платежей по импорту").
Авансовые платежи возможны при осуществлении госзакупок
Дана возможность импортерам при осуществлении государственных закупок проводить платежи в пользу нерезидентов, зарегистрированных в Российской Федерации, со счетов, открытых в банках Республики Беларусь, по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт российских товаров, работ, услуг, до даты прекращения нерезидентами своих обязательств перед импортерами по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг. При проведении таких платежей в банк представляется заявление о проведенной процедуре закупки по установленной форме, предусмотренной постановлением Минфина РБ от 19.01.2009 № 4 "Об утверждении формы реестра договоров о государственных закупках и формы заявления о проведенной процедуре закупки" (письмо Нацбанка РБот 08.04.2010 № 31-14/113 "Разрешение напроведение импортерами авансовых платежей при осуществлении государственных закупок").
Разрешены авансовые платежи по обязательствам, эквивалент которых не превышает 5 000 евро
Письмом Нацбанка РБ от 01.09.2010 № 31-14/244 "Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей"* разрешено проведение импортерами платежей до даты прекращения нерезидентами своих обязательств перед ними по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт, общая сумма денежных обязательств импортера по которым не превышает 5 000 евро в эквиваленте.
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2010. – № 34. – С. 65. 
Во всех случаях при проведении авансовых платежей в платежной инструкции необходимо указывать регистрационный номер соответствующего разрешения на проведение таких платежей.
В остальных случаях платежи производятся "по факту" поставки товаров (работ, услуг)
Таким образом, можно сделать вывод, что авансовые платежи при импорте разрешены только в вышеуказанных случаях. Во всех остальных случаях без наличия разрешения Нацбанка РБ оплата за импорт товаров, работ, услуг производится по факту получения товаров, оказания услуг.
Банки осуществляют контроль за проведением клиентами авансовых платежей по импорту. Банк обязан отказать импортеру в исполнении представленной платежной инструкции, если в платежной инструкции в качестве признака оплаты указана цифра "0" и импортером не представлено соответствующее разрешение Нацбанка РБ, выданное на основании постановления № 165, или не сделана ссылка на письмо Нацбанка РБ, разрешающее проводить авансовый платеж.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.