Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Новое в законодательстве в видах деятельности, лицензиро­вание которых осуществляет Мин­спорта РБ)

Инесса Лемак, начальник юридического отдела Минспорта РБ

В рамках проводимой в Республике Беларусь политики дебюрократизации деятельности государственных органов, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в стране 1 сентября 2010 г. Главой государства подписан Указ № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Указ № 450). Целью его издания является упрощение процедур лицензирования отдельных видов деятельности.

 

С 1 января 2011 г. Минспорта РБ лицензии выдавать не будет

 

Указом № 450 утверждено новое Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее – Положение), которое вступает в силу с 1 января 2011 г. Положением регулируются отношения по лицензированию отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (согласно приложению 1).
Указанный перечень не содержит такой вид деятельности, лицензируемой в настоящее время Минспорта РБ, как туристическая деятельность. Это означает, что с 1 января 2011 г. субъектам хозяйствования для осуществления туристической деятельности не нужна лицензия.
Вместе с тем перечень по-прежнему содержит такой вид деятельности, лицензируемой в настоящее время Минспорта РБ, как игорный бизнес. Однако лицензирующим органом с 1 января 2011 г. определено МНС РБ.
Обращаем внимание, что остались прежними и составляющие работы и услуги данного вида деятельности:
– содержание казино;
– содержание зала игровых автоматов;
– содержание тотализатора;
– содержание букмекерской конторы.
По-прежнему особым лицензионным требованием (условием) деятельности в сфере игорного бизнеса является выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в игорных заведениях, местонахождение которых указано в лицензии.
Новые подходы в отношении лицензирования деятельности в сфере игорного бизнеса
Остановимся на основных моментах лицензирования деятельности в сфере игорного бизнеса.
1. Увеличился срок выдаваемой лицензии – 10 лет (ранее – 5).
2. Данный вид деятельности могут осуществлять только юридические лица (ранее – и индивидуальные предприниматели).
3. Появились новые подходы к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к соискателю лицензии:
– наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица, для которого работа у данного нанимателя является основным местом работы, стажа работы в сфере игорного бизнеса в должности руководителя или заместителя руководителя юридического лица Республики Беларусь (за исключением работы по совместительству) либо в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, не менее 7 лет (ранее – не менее 3);
– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещения, соответствующего требованиям законодательства, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности (ранее это условие прямо не относилось к лицензионным требованиям и условиям, вместе с тем соискатель лицензии обязан был предъявить копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на право пользования помещением, в котором предполагается осуществлять данный вид деятельности (на каждое помещение));
– наличие акта соответствующего территориального органа внутренних дел об обследовании помещения, в котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность, свидетельствующего об отсутствии препятствий для выдачи лицензии (ранее при получении лицензии представлялось заключение соответствующего территориального органа внутренних дел об отсутствии сведений, препятствующих выдаче лицензии, а при внесении изменений, предусматривающих открытие новых игорных заведений, – акт соответствующего территориального органа внутренних дел на предмет обследования помещения, в котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность (на каждое помещение), что являлось более логичным). При этом неурегулированным в законодательстве остается вопрос о том, какие случаи относятся к препятствиям для выдачи лицензии. В настоящее время такие акты обследования выдаются органами внутренних дел за подписями различного уровня должностных лиц. Зачастую они не заверены печатями, что говорит об отсутствии установленного порядка их выдачи.
Отметим отсутствие в новых лицензионных требованиях и условиях, предъявляемых к соискателюлицензии с 1 января 2011 г., такого основания, как наличие сертифицированного игрового оборудования, находящегося на техническом обслуживании в центре технического обслуживания.
4. Новое в лицензионных требованиях и условиях, предъявляемых к лицензиату, заключается в отсутствии среди них требования о соблюдении лицензиатом положений и правил, определенных законодательством. Это связано с планируемой передачей компетенции на их утверждение организаторам азартных игр. Следовательно, они не будут охватываться законодательством РБ.
Кроме этого, такое лицензионное требование, как обеспечение выплаты выигрыша игроку, в Положении получило свою дальнейшую трактовку, а именно: к ней будет относиться выплата выигрыша, в т.ч. и возврат несыгравших ставок, которые должны быть произведены в соответствии с правилами азартной игры, а в случае отсутствия необходимой суммы наличных денежных средств в кассе игорного заведения – в течение 24 ч с момента обращения участника азартной игры за получением выигрыша (возвратом несыгравших ставок).
5. Из перечня документов, предъявляемых соискателем лицензии (лицензиатом), исключены:
– копия зарегистрированного в налоговом органе заявления о регистрации кассовых суммирующих аппаратов, компьютерных систем;
– копии сертификатов игрового оборудования;
– копия договора на техническое обслуживание игрового оборудования, компьютерных систем.
Вместе с тем соискатель лицензии (лицензиат) обязан предъявить согласие соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа на размещение игорного заведения. Это вытекает изтребований Закона РБ "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь". В настоящее время это ст. 41, в соответствии с которой исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, утверждают режим работы организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, а также согласовывают режим работы других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, если иное не предусмотрено законодательными актами.
6. К грубым нарушениям законодательства о лицензировании, когда применяется упрощенная схема аннулирования лицензии, т.е. без предписания и приостановления действия лицензии, отнесена неуплата (неполная уплата) налога на игорный бизнес в течение 2 месяцев подряд.
Вместе с тем из перечня грубых нарушений исключены такие основания, как:
– нахождение в игорном заведении игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор, не зарегистрированных в налоговых органах и (или) не принадлежащих лицензиату на праве собственности, хозяйственного ведения;
– осуществление не указанных в лицензии работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
– организация и (или) проведение азартных игр в случаях, запрещенных законодательными актами;
– нарушения, предусмотренные законодательными актами.
Это связано с появлением такого основания, как "несоблюдение требований и условий, установленных законодательными актами, регулирующими лицензируемую деятельность", которое автоматически поглощает все вышеперечисленное.
Напомним, что по-прежнему к грубым нарушениям относится несоблюдение особого лицензионного требования (условия): осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса в игорном заведении, местонахождение которого не указано в лицензии (п. 161 Положения).
Действия субъектов хозяйствования по соблюдению требований Указа № 450
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие туристическую деятельность, обязаны до 1 марта 2011 г. сдать в лицензирующие органы оригиналы (дубликаты) специальных разрешений (лицензий) на осуществление туристической деятельности. Кроме этого, если действие их лицензии заканчивается в период до 1 января 2011 г., они вправе осуществлять туристическую деятельность, не продлевая имеющиеся у них лицензии.
Индивидуальные предприниматели, занимающиеся деятельностью в сфере игорного бизнеса, обязаны с 1 января 2011 г. прекратить данную деятельность и до 1 марта 2011 г. сдать в лицензирующие органы оригиналы (дубликаты) специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, должны до 1 марта 2011 г. обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных Указом № 450, а именно принять на работу руководителя или заместителя руководителя, стаж работы которого в сфере игорного бизнеса будет составлять не менее 7 лет, и представить об этом информацию в этот же срок в МНС РБ. В случае несоблюдения данного требования действие специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса с 1 марта 2011 г. прекращается и оригиналы (дубликаты) специальных разрешений (лицензий) до 11 марта 2011 г. также подлежат сдаче в МНС РБ.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.