43

Комментарий (Новое в законодательстве в видах деятельности, лицензиро­вание которых осуществляет Мин­спорта РБ)

Инесса Лемак, начальник юридического отдела Минспорта РБ

В рамках проводимой в Республике Беларусь политики дебюрократизации деятельности государственных органов, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в стране 1 сентября 2010 г. Главой государства подписан Указ № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Указ № 450). Целью его издания является упрощение процедур лицензирования отдельных видов деятельности.

 


С 1 января 2011 г. Минспорта РБ лицензии выдавать не будет

 


Указом № 450 утверждено новое Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее – Положение), которое вступает в силу с 1 января 2011 г. Положением регулируются отношения по лицензированию отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (согласно приложению 1).

 


Указанный перечень не содержит такой вид деятельности, лицензируемой в настоящее время Минспорта РБ, как туристическая деятельность. Это означает, что с 1 января 2011 г. субъектам хозяйствования для осуществления туристической деятельности не нужна лицензия.

Вместе с тем перечень по-прежнему содержит такой вид деятельности, лицензируемой в настоящее время Минспорта РБ, как игорный бизнес. Однако лицензирующим органом с 1 января 2011 г. определено МНС РБ.

Обращаем внимание, что остались прежними и составляющие работы и услуги данного вида деятельности:

– содержание казино;

– содержание зала игровых автоматов;

– содержание тотализатора;

– содержание букмекерской конторы.

По-прежнему особым лицензионным требованием (условием) деятельности в сфере игорного бизнеса является выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в игорных заведениях, местонахождение которых указано в лицензии.

Новые подходы в отношении лицензирования деятельности в сфере игорного бизнеса

Остановимся на основных моментах лицензирования деятельности в сфере игорного бизнеса.

1. Увеличился срок выдаваемой лицензии – 10 лет (ранее – 5).

2. Данный вид деятельности могут осуществлять только юридические лица (ранее – и индивидуальные предприниматели).

3. Появились новые подходы к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к соискателю лицензии:

– наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица, для которого работа у данного нанимателя является основным местом работы, стажа работы в сфере игорного бизнеса в должности руководителя или заместителя руководителя юридического лица Республики Беларусь (за исключением работы по совместительству) либо в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, не менее 7 лет (ранее – не менее 3);

– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещения, соответствующего требованиям законодательства, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности (ранее это условие прямо не относилось к лицензионным требованиям и условиям, вместе с тем соискатель лицензии обязан был предъявить копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на право пользования помещением, в котором предполагается осуществлять данный вид деятельности (на каждое помещение));

– наличие акта соответствующего территориального органа внутренних дел об обследовании помещения, в котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность, свидетельствующего об отсутствии препятствий для выдачи лицензии (ранее при получении лицензии представлялось заключение соответствующего территориального органа внутренних дел об отсутствии сведений, препятствующих выдаче лицензии, а при внесении изменений, предусматривающих открытие новых игорных заведений, – акт соответствующего территориального органа внутренних дел на предмет обследования помещения, в котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность (на каждое помещение), что являлось более логичным). При этом неурегулированным в законодательстве остается вопрос о том, какие случаи относятся к препятствиям для выдачи лицензии. В настоящее время такие акты обследования выдаются органами внутренних дел за подписями различного уровня должностных лиц. Зачастую они не заверены печатями, что говорит об отсутствии установленного порядка их выдачи.

Отметим отсутствие в новых лицензионных требованиях и условиях, предъявляемых к соискателюлицензии с 1 января 2011 г., такого основания, как наличие сертифицированного игрового оборудования, находящегося на техническом обслуживании в центре технического обслуживания.

4. Новое в лицензионных требованиях и условиях, предъявляемых к лицензиату, заключается в отсутствии среди них требования о соблюдении лицензиатом положений и правил, определенных законодательством. Это связано с планируемой передачей компетенции на их утверждение организаторам азартных игр. Следовательно, они не будут охватываться законодательством РБ.

Кроме этого, такое лицензионное требование, как обеспечение выплаты выигрыша игроку, в Положении получило свою дальнейшую трактовку, а именно: к ней будет относиться выплата выигрыша, в т.ч. и возврат несыгравших ставок, которые должны быть произведены в соответствии с правилами азартной игры, а в случае отсутствия необходимой суммы наличных денежных средств в кассе игорного заведения – в течение 24 ч с момента обращения участника азартной игры за получением выигрыша (возвратом несыгравших ставок).

5. Из перечня документов, предъявляемых соискателем лицензии (лицензиатом), исключены:

– копия зарегистрированного в налоговом органе заявления о регистрации кассовых суммирующих аппаратов, компьютерных систем;

– копии сертификатов игрового оборудования;

– копия договора на техническое обслуживание игрового оборудования, компьютерных систем.

Вместе с тем соискатель лицензии (лицензиат) обязан предъявить согласие соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа на размещение игорного заведения. Это вытекает изтребований Закона РБ "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь". В настоящее время это ст. 41, в соответствии с которой исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, утверждают режим работы организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, а также согласовывают режим работы других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, если иное не предусмотрено законодательными актами.

6. К грубым нарушениям законодательства о лицензировании, когда применяется упрощенная схема аннулирования лицензии, т.е. без предписания и приостановления действия лицензии, отнесена неуплата (неполная уплата) налога на игорный бизнес в течение 2 месяцев подряд.

Вместе с тем из перечня грубых нарушений исключены такие основания, как:

– нахождение в игорном заведении игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор, не зарегистрированных в налоговых органах и (или) не принадлежащих лицензиату на праве собственности, хозяйственного ведения;

– осуществление не указанных в лицензии работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность;

– организация и (или) проведение азартных игр в случаях, запрещенных законодательными актами;

– нарушения, предусмотренные законодательными актами.

Это связано с появлением такого основания, как "несоблюдение требований и условий, установленных законодательными актами, регулирующими лицензируемую деятельность", которое автоматически поглощает все вышеперечисленное.

Напомним, что по-прежнему к грубым нарушениям относится несоблюдение особого лицензионного требования (условия): осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса в игорном заведении, местонахождение которого не указано в лицензии (п. 161 Положения).

Действия субъектов хозяйствования по соблюдению требований Указа № 450

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие туристическую деятельность, обязаны до 1 марта 2011 г. сдать в лицензирующие органы оригиналы (дубликаты) специальных разрешений (лицензий) на осуществление туристической деятельности. Кроме этого, если действие их лицензии заканчивается в период до 1 января 2011 г., они вправе осуществлять туристическую деятельность, не продлевая имеющиеся у них лицензии.

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся деятельностью в сфере игорного бизнеса, обязаны с 1 января 2011 г. прекратить данную деятельность и до 1 марта 2011 г. сдать в лицензирующие органы оригиналы (дубликаты) специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, должны до 1 марта 2011 г. обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных Указом № 450, а именно принять на работу руководителя или заместителя руководителя, стаж работы которого в сфере игорного бизнеса будет составлять не менее 7 лет, и представить об этом информацию в этот же срок в МНС РБ. В случае несоблюдения данного требования действие специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса с 1 марта 2011 г. прекращается и оригиналы (дубликаты) специальных разрешений (лицензий) до 11 марта 2011 г. также подлежат сдаче в МНС РБ.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 35 сентябрь 2010
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Означает ли это, что товарные займы стали объектом налогообложения при исчислении НДС в принципе, в том числе когда займодавец и заемщик – резиденты РБ? Если означает, то с какого момента договоры займа стали объектом налогообложения при исчислении НДС?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Государственное регулирование

9

О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615

9

Комментарий (С 18 февраля 2011 года оценка стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь прово­дится по Положению в новой редакции)

16

О поддержке отдельных организаций куль­туры и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 1999 г. № 770

18

Таможенное регулирование

20

О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь по вопросам взимания косвенных налогов в таможенном союзе

20

Банковская деятельность

21

О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь

21

Лицензирование и сертификация

22

О лицензировании отдельных видов деятельности

22

Комментарий (Вопросы ли­цензирования будет регламентировать один документ)

40

Комментарий (Новое в законодательстве в видах деятельности, лицензиро­вание которых осуществляет Мин­спорта РБ)

43

Труд и социальная защита

46

О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь и их структурных элементов

46

Комментарий (Права собственников имущества, нанимателей при формировании условий оплаты труда руководителем расширены)

48

Комментарии

50

При недостаточности средств на выплату пособия по нетрудоспособности необходимо получить дотацию

50

Не всегда услуги связи освобождаются от исчисления НДС

52

В объектах общественного питания категорий первая, высшая и люкс цены формируются свободно

56

Минфин, МНС и Минэкономики РБ разъясняют

57

О порядке применения льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства

57

Минфин РБ разъясняет

58

Письмо Минфина РБ от 18.06.2008 № 15-21/654

58

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

58

перечень документов, посвященных одному вопросу

60

Морально устаревшие активы организации можно списать только по решению комиссии

60

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

64

При расчете подоходного налога с дивидендов следует предоставить налоговые вычеты

64

ВОПРОС – ОТВЕТ

66

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

77

Осуществление платежей при импорте: есть изменения

77

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

78

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

84

Разбираем практическую ситуацию

84

Списать стоимость похищенного можно только после прекращения производства по уголовному делу

84

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

88

Инновационный фонд Минстрой­архитектуры и деятельность в области промышленности строительных материалов

88

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

91

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 сентября 2010 года*

91

Об индексе потребительских цен за август 2010 года

92

Об индексе цен производителей промышлен­ной продукции производственно-технического назначения за август 2010 года

92

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

93

Комментарий о порядке индексации доходов населения за август 2010 года

93

РЕКЛАМА

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 11 по 17 сентября 2010 года

96