AA

МНС признал: для налога на прибыль нормы расхода топлива от «Транстехники» должны быть установлены Минтрансом

Суть вопроса

«В Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее – НК) с 01.01.2019 несколько изменились подходы к нормированию расходов на топливо для механических транспортных средств», – отметила в своем обращении в МНС Ассоциация налогоплательщиков.

Ранее в соответствии со ст. 130, подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса (НК) в затратах при налогообложении прибыли учитывались расходы на оплату стоимости топлива, израсходованного в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, в частности Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141.

В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства производился по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива завода-изготовителя, на срок не более 6 месяцев. При отсутствии контрольного расхода топлива, определенного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива устанавливалась руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и тоже действовала 6 месяцев.

В 2019 году в НК сохранилось правило о том, что в составе нормируемых затрат учитываются затраты на оплату стоимости ТЭР, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

При этом в НК теперь прямо закреплен порядок списания на затраты топлива для механических транспортных средств, если отсутствуют нормы, установленные в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК). В частности:

применяются нормы расхода завода-изготовителя;

при отсутствии норм завода-изготовителя нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения норм нормативным правовым актом в установленном порядке, если иное не установлено законодательством.

В настоящее время действуют два постановления Минтранса с нормами расхода топлива для автомобилей:

от 06.01.2012 № 3 (с обязательными нормами, зарегистрировано в НРПА, последние изменения от 20.01.2016);

от 20.01.2016 № 1 (с рекомендуемыми нормами, постановление не зарегистрировано в НРПА).

Более трех лет министерством не устанавливались новые нормы: ни рекомендуемые, ни обязательные.

В соответствии с письмом Министерства транспорта и коммуникаций от 07.03.2014 № 09-02-05/2032 многие налогоплательщики обращаются в БелНИИТ «Транстехника» за разработкой норм на новые автомобили. Нормы, которые разрабатывает «Транстехника» по индивидуальным заявкам организаций и направляет их заказчикам в качестве рекомендуемых норм, прямо не поименованы в Инструкции № 141. Однако на протяжении многих лет сложилась практика считать такие нормы как установленные в соответствии с законодательством.

Так, с 2016 года на новые марки автомобилей отсутствуют нормы, установленные Минтрансом. У рекомендуемых норм «Транстехники» нет однозначной правовой классификации, что может вызывать негативные последствия при определении финансовых результатов и налогообложении прибыли у плательщиков, обратившихся за разработкой норм расхода топлива в РУП БелНИИТ «Транстехника».

В этой ситуации Ассоциация налогоплательщиков задала три вопроса:

1. Являются ли установленными в соответствии с законодательством рекомендуемые нормы расхода топлива, разработанные РУП БелНИИТ «Транстехника» по индивидуальным заявкам организаций?

2. Можно ли учитывать при списании топлива и налогообложении прибыли за периоды до 2019 года и с 01.01.2019 расходы на топливо в пределах норм, рекомендуемых «Транстехникой»? Если нельзя, то с какого периода налогоплательщикам следует уменьшить затраты на стоимость топлива, списанного по нормам «Транстехники»?

3. Допустимо ли при списании топлива и исчислении налога на прибыль применять повышения (понижения) к нормам завода-изготовителя, которые предусмотрены в Инструкции № 141 для линейных норм?

Вот такой ответ подготовлен МНС за подписью Первого заместителя Министра И.Н. Клепчи (письмо № 2-2-10/Ас-01131 от 19.07.2019):

«В Министерстве по налогам и сборам (далее – МНС) рассмотрено обращение Ассоциации налогоплательщиков от 01.07.2019 № 136 и сообщается следующее.

По вопросам 1–2.

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей с 01.01.2019, затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, относятся к нормируемым затратам.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.

Нормирование расходов стоимости видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).

Следовательно, если нормы расхода топлива, разработанные Республиканским унитарным предприятием «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» (далее – БелНИИТ «Транстехника»), не установлены Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс), они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, будут признаваться сверхнормативными.

Согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 131 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действовавшей до 01.01.2019, при налогообложении не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством.

Таким образом, и до 2019 года расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом, признавались сверхнормативными и не учитывались при налогообложении.

По вопросу 3.

Письмом МНС от 22.02.2019 № 2-2-10/00460 «О нормируемых затратах» разъяснено, что в соответствии с пунктом 5 Инструкции № 141 повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя на основании Инструкции, которой регулируются условия повышения и основания понижения. В целях налогообложения в таком же порядке (повышенном или пониженном размере) учитываются при исчислении налога на прибыль затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств».

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup