Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Налоговое администрирование подоходного налога

Анна Павлова, экономист

В целях налогового администрирования законодательство для юридических лиц установило определенные требования. К ним, в частности, относят представление сведений, составление отчетов, согласование с налоговым органом отдельных действий, связанных с исчислением и уплатой налогов.
В данной публикации речь пойдет о требованиях, предъявляемых к организациям в целях осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога.

 

За непредставление налоговому органу обязательных сведений должностное лицо организации привлекут к административной ответственности
Налоговые агенты, операторы почтовой связи и банки должны в целях контроля за полнотой перечисления в бюджет подоходного налога представлять в налоговые органы сведения, определенные законодательством. Такое требование содержат Налоговый кодекс РБ (далее – НК) и Указ Президента РБ от 07.02.2006 № 71 "О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов" (далее – Указ № 71).
Налоговые агенты обязаны ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом (ближайший срок – не позднее 1 апреля 2012 г.), представлять в налоговый орган по месту постановки на учет информацию:
– о предоставлении физическим лицам не по месту основной работы стандартных налоговых вычетов (п. 3 ст. 164 НК);
– о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь (п. 11 ст. 175 НК):
гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства);
физическим лицам в виде возврата взносов, в т.ч. проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении ими строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства;
физическим лицам в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения 5-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 5 лет и более.
 
Справочно: порядок представления указанной информации:
– определен постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 100 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц" (далее – постановление № 100);
– изложен в приложении 2 к Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь, представления физическим лицом подтверждения статуса резидента иностранного государства, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами почтовой связи, гаражными кооперативами, кооперативами, осуществляющими эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческими товариществами и (или) дачными кооперативами, утвержденной постановлением № 100 (далее – Инструкция № 100).
 
Указанная информация представляется на магнитных носителях в виде справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (приложение 3 к постановлению № 100).
При численности физических лиц, получивших такие доходы, до 10 человек справка может быть представлена и на бумажном носителе.
Так, налоговые агенты файлы информации на магнитных носителях представляют на дискетах или иным способом, допускающим компьютерную обработку. Информацию представляют в виде текстового файла в кодировке DOS либо Windows, упакованных архиватором в файл с именем, соответствующим неупакованному файлу (п. 9 Инструкции № 100).
При заполнении справки необходимо использовать коды статуса плательщика, коды мест работы, коды видов авторских вознаграждений, коды видов доходов, коды налоговых вычетов, типы населенных пунктов. Они содержатся в приложении 1 к Инструкции № 100.
Строка "Код документа" – при ее заполнении используют приложение 3 к Инструкции о порядке заполнения заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 96.
Строка "Код страны" – при ее заполнении руководствуются Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 017-99 "Страны мира", утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 16.06.1999 № 8 "Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене государственных стандартов, классификаторов и руководящих документов".
Строка "Код по СОАТО" заполняется в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 003-94 "Система обозначений объектов административно-территориального деления и населенных пунктов", утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 28.02.1994 № 2 "Об утверждении, введении в действие, изменении, исключении из числа действующих стандартов, руководящих документов, общегосударственных классификаторов Республики Беларусь".
Строка "Тип улицы" – при ее заполнении используют приложение 2 к Инструкции о порядке заполнения заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 96.
С учетом вышеизложенного рассмотрим на примере порядок заполнения справки.
 
Пример 1
Гражданину Российской Федерации в октябре 2011 г. за создание компьютерной программы белорусская организация выплатила авторское вознаграждение в размере 50 000 000 руб. Кроме того, данный гражданин в августе 2011 г. получил от издательства вознаграждение за перевод текста в размере 10 000 000 руб.
При заполнении сведений налоговый агент в подп. 3.1.1 п. 3 справки должен указать доход, соответствующий коду 310 "Компьютерные программы" – 50 000 000 руб., а по коду 311 "Производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства)" – 10 000 000 руб.
 
Налоговым агентам необходимо учитывать следующее:
– за непредставление в установленный срок таких сведений налагается штраф в размере 2 базовых величин (далее – БВ) с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки, но не более 30 БВ (ст. 13.8 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Административную ответственность не применяют в случае незначительности периода просрочки представления сведений (не более 1 рабочего дня, если установленный срок превышает 2 рабочих или календарных дня);
– за указание в них недостоверных данных, если это повлияло или могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, – в размере от 2 до 30 БВ.
Административную ответственность не применяют, если это не повлияло или не могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства.
Обратите внимание, что к ответственности в данных случаях могут быть привлечены только виновные должностные лица юридического лица.
 
Пример 2
В результате проведения налоговой проверки организации выявлено, что она предоставляла стандартные налоговые вычеты плательщикам, работающим в ней по договорам подряда (основного места работы у них не было). Информация об этом в установленные сроки в налоговый орган не направлялась.
Смягчающих обстоятельств при совершении данного правонарушения не установлено.
К ответственности в данном случае может быть привлечено только виновное должностное лицо. На него будет наложен штраф в размере 2 БВ с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 БВ.
 
Пример 3
При осуществлении налоговой проверки организации выявлено, что она в налоговый орган по месту постановки на учет представляла сведения о доходах, выплаченных ею на территории Республики Беларусь иностранным гражданам, содержащие недостоверные данные о размере произведенных им выплат. Смягчающих обстоятельств при совершении этого правонарушения не установлено.
Виновное должностное лицо организации может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере от 2 до 30 БВ.
 
Операторы почтовой связи и банки обязаны представлять в налоговые органы по месту своей постановки на учет (либо по месту нахождения) сведения о выданных и (или) перечисленных ими денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом из-за границы (подп. 1.1 п. 1 Указа № 71).
Данные сведения представляют не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором указанные денежные средства были выданы и (или) перечислены физическим лицам, по форме согласно приложению 4 к постановлению № 100.
Указанные сведения банки и операторы почтовой связи вправе представлять в налоговыеорганы на магнитных носителях (п. 11 Инструкции № 100). Описание формирования файла сведений, представляемых банками и операторами почтовой связи в налоговые органы на магнитных носителях, приведено в приложении 3 к Инструкции № 100.
При заполнении сведений следует использовать коды согласно приложению 1 к Инструкции № 100.
Отметим, что ответственность за нарушение, выраженное в непредставлении, несвоевременном представлении и (или) представлении операторами почтовой связи и банками в налоговый орган недостоверных сведений о выданных и (или) перечисленных денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом из-за границы, предусмотрена ст. 11.60 КоАП в размере до 5 БВ.
С учетом вышеизложенного рассмотрим на примере порядок заполнения справки.
 
Пример 4
Гражданину Республики Беларусь переводом из Литвы на его счет, открытый в банке РБ, перечислены денежные средства. Указанные денежные средства являются алиментами.
Банк при формировании сведений для представления в налоговый орган в подп. 4.1 "Код страны" и 5.1 " Код валюты" должен указатькод "440", в подп. 5.4 "Характер перевода (отправления)" – "01", в подп. 5.5 "Вид отправления" – "01".
 
Зачет (возврат) излишне удержанных сумм подоходного налога организация может произвести только по согласованию с налоговым органом
Налоговые агенты при обнаружении ошибки вправе произвести перерасчет подоходного налога с доходов плательщика, полученных в предшествующие налоговые периоды, но:
– не более чем за 3 предшествующих года;
– только по согласованию с налоговым органом по месту жительства плательщика (п. 4 ст. 181 НК).
В этих целях налоговому агенту необходимо в 30-дневный срок со дня выявления таких фактов направить в налоговый орган по месту его жительства соответствующее сообщение об излишне удержанной сумме подоходного налога с физических лиц либо о сумме задолженности по данному налогу.
В свою очередь налоговый орган должен в 30-дневный срок направить налоговому агенту сообщение, в котором должно быть указано, представлялась ли плательщиком налоговая декларация (расчет) за эти налоговые периоды, в которых обнаружена ошибка, и учтены ли налоговым органом соответствующие суммы при определении сумм подоходного налога с физических лиц исходя из налоговых деклараций (расчетов). Такое сообщение является основанием для удержания (неудержания) или возврата (невозврата) сумм подоходного налога с физических лиц налоговым агентом.
 
Пример 5
Сотрудник организации (место основной работы) в октябре 2011 г. представил в бухгалтерию документы, подтверждающие его право на стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК, как принимавшего участие в боевых действиях в Афганистане. До этого момента такой стандартный налоговый вычет ему не предоставлялся. Данный сотрудник с 2006 г. непрерывно работает в этой организации.
Перерасчет подоходного налога с учетом стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК для принимавших участие в боевых действиях в Афганистане, может быть произведен только из доходов, полученных сотрудником начиная с октября 2008 г.
Свои действия по перерасчету подоходного налога организация должна согласовать с налоговым органом по месту жительства данного сотрудника.
 
Налоговый орган может отказать в согласовании проведения налоговым агентом зачета или возврата излишне удержанных сумм подоходного налога:
– при наличии у плательщика неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, – в отношении излишне удержанной суммы налога;
– в случае непризнания им удержанной суммы налога в качестве излишне удержанной (заявленной суммы налога как неудержанной);
– по истечении 3 лет со дня излишнего удержания налога.
 
С 24 июня 2011 г. организации при перечислении физическим лицам денежных средств не должны представлять банку справку
До 24 июня 2011 г. юридические лица (индивидуальные предприниматели) обязаны были для совершения операции по переводу денежных средств со своего счета в пользу физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на сумму, превышающую 100 БВ на дату совершения такой операции, получить у налогового органа соответствующую справку* (подп. 1.4 п. 1 Указа № 71).
_________________
* Порядок и сроки выдачи такой справки юридическим лицам установлены п. 31 перечня административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.10.2007 № 1399.
 
Данная справка предъявлялась в банк по форме согласно приложению 8 к постановлению МНС РБ от 31.12.2010 № 99 и подтверждала необходимость либо отсутствие таковой в удержании с причитающейся к выплате физическому лицу суммы дохода.
 
Пример 6
Организация 5 февраля 2011 г. заключила с физическим лицом договор аренды принадлежащего ему на праве собственности офисного здания сроком на 1 год. Сумма арендной платы в месяц составляет 30 000 000 руб. Расчеты с физическим лицом организация производит ежедекадно (5, 15 и 25-го числа каждого месяца) по 10 000 000 руб. в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на счет арендодателя.
С учетом того, что арендная плата не поименована в перечне выплат, при которых не требуется представление указанной справки, а также того, что сумма каждой выплаты превышает 100 БВ (3 500 000 руб.), организация должна была при каждой выплате представлять банку справку налогового органа.
При перечислении денежных средств начиная с 24 июня 2011 г. представление такой справки в банк не требуется.
Таким образом, при перечислении 25 июня 2011 г. организацией очередной суммы по договору аренды банк не вправе требовать от нее справку налогового органа.
 
Напомним, что указанную справку не надо было представлять при перечислении физическим лицам денежных средств:
– на которые в соответствии с законодательными актами начислялись взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты;
– для выплаты пенсий, пособий, стипендий, алиментов, а также при перечислении денежных средств по решениям судов;
– из бюджета Союзного государства, республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, а также в качестве страховых выплат;
– за сданную населением продукцию животноводства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства, за исключением доходов от реализации цветов и их семян;
– в целях их возврата юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) гражданам в случае неисполнения обязательств по строительству (реконструкции) жилых домов, квартир, объектов жилищной инфраструктуры и гаражей, в т.ч. в связи с досрочным расторжением договоров, выходом (исключением) граждан из организации застройщиков, гаражно-строительного кооператива;
– для выплаты дивидендов;
– в качестве личного дохода индивидуальными предпринимателями на банковские вклады (депозиты), банковские счета (текущие (расчетные), карт-счета), открытые ими как физическими лицами;
– на благотворительные счета;
– банками при совершении банковских операций;
– полученных в качестве:
иностранной безвозмездной помощи согласно Декрету Президента РБ от 28.11.2003 № 24 "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи";
международной технической помощи по проектам (программам) в соответствии с Указом Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь".
С 24 июня 2011 г. требование о представлении в банк такой справки отменено Указом Президента РБ от 17.06.2011 № 254 "О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 71" (далее – Указ № 254).
С этой даты не применяют ответственность, предусмотренную ст. 11.62 КоАП за нарушение, выраженное в совершении должностным лицом банка операции (перевод со счета юридического лица, индивидуального предпринимателя в пользу физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, денежных средств в белорусских рублях на сумму, превышающую 100 БВ на дату совершения такой операции) без представления ему этим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем справки налогового органа, подтверждающей право на осуществление банковского перевода денежных средств физическому лицу, когда представление такой справки обязательно, либо при ее наличии, но на сумму, превышающую указанную в справке.
Кроме того, обращаем внимание, что Указ № 254 имеет обратную силу. То есть его действие распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления этого акта законодательства в силу, но только при условии, что в отношении данного лица постановление о наложении административного взыскания не исполнено.
 
Пример 7
В сентябре в ходе проверки выявлено, что банк в январе 2011 г. без представления справки налогового органа со счета организации перечислил физическому лицу на его счет в другом банке сумму денежных средств в размере 50 000 000 руб. за приобретенный организацией у него автомобиль.
Виновное должностное лицо банка не может быть привлечено к ответственности в виде штрафа.
На основании ч. 2 ст. 1.5 КоАП акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. При этом со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением. Таким образом, перечисление в данном случае денежных средств без справки налогового органа не считается административным правонарушением.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.