Почему в целях предотвращения правонарушений не сделать список лжепредпринимательских структур доступным для всех организаций?


Директива Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" перед государственными органами поставила, в частности, следующие задачи:
– создать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности;
– придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер;
– перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Трудно сказать, что практика, применяемая контролирующими органами, соответствует этим требованиям.
Дело в том, что проверяющие "вооружены" неведомыми списками лжепредпринимательских структур, используя которые, они быстро осуществляют проверку субъектов хозяйствования. Если у проверяемой организации были хозяйственные операции с попавшими в "черный" список, то суммы этих операций снимают с расходов либо добавляют в доходы и доначисляют налоги в бюджет. Аргумент – недостоверные документы. А ведь такие отношения могли возникнуть задолго до того момента, когда контрагент был включен в "черный" список.
Бухгалтеров интересует:

 

Почему в целях предотвращения правонарушений не сделать список лжепредпринимательских структур доступным для всех организаций?

Специалист МНС:

– Вы сгущаете краски. На практике дело обстоит обычно так. Например, суд вынес решение, что в период 2005–2007 гг. фирма являлась финансовой компанией. Обычной предпринимательской деятельности эта организация не осуществляла. Если в указанный период у проверяемой организации были соответствующие отношения с такой компанией, то их характер известен, потому и однозначные выводы. Дополнительно проверять нет смысла.

Список таких компаний значительный. За ним следует обращаться в суды.

Сотрудники КГК:

– Такие списки разработаны в налоговых органах для внутреннего пользования. Само присутствие в списке ни о чем не говорит. Снять с затрат расходы можно только в случае, если доказано, что операция не имела места. Для этого уточняют детали у предполагаемых участников сделки, делают экспертизу подписей. Если доказано, что сделка не имела места, тогда указанные действия предпринимают в отношении недобросовестного субъекта хозяйствования. Как правило, за лжеструктурами кто-то стоит. Этот "кто-то" осуществляет незаконную деятельность с использованием лжеструктур. Только в решении суда может быть установлено, что, например, поставки товара не было, а значит, нужно заплатить налоги.

Список лжеструктур – неузаконенный документ, он не имеет силы. Однако организации попадают в него только на основании решений судов.

– Наверное, обрадую организации. Подготовлен проект указа, по которому этот список лжеструктур будет легализован. Тогда каждая организация, прежде чем заключить сделку, сможет убедиться, что негативных последствий не будет.

Иван Степанович, бухгалтер:

– Как правило, страдает не лжеструктура, а нормально работающая фирма. Ведь с нее есть что взять. Проверяющие могут признать документы недействительными и снять с затрат расходы только на основании письменных пояснений физических лиц, работающих у участников сделки. Вообще считаю, что подобные вещи требуют более серьезной доказательной базы. Была, к примеру, ситуация: фирма по предоплате отгрузила товар, однако покупатель утверждает, что он его не получил. Вывод проверяющих: оплата покупателя – безвозмездная передача денежных средств… И насчитали по полной!

Как себя обезопасить в таком случае?
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 40 октябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Почему в целях предотвращения правонарушений не сделать список лжепредпринимательских структур доступным для всех организаций?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Бухгалтерский учет

10

О внесении изменений в постановление Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 ноября 2010 г. № 37/85

10

О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26 ноября 2010 г. № 138

12

Комментарий (Новые путевые листы: работать станет проще)

17

Тарифы и цены

19

О внесении изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 25 апреля 2011 г. № 62

19

Банковская деятельность

20

О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке открытия и ведения счетов в драгоценных металлах 

20

возвращаясь к напечатанному

23

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

24

Труд и социальная защита

24

Об установлении ежемесячных дифференцированных доплат работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций

24

Налоги и отчисления

25

О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 36

25

Комментарий (Производство стекла и цемента по новым ставкам отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры)

25

МНС РБ разъясняет

27

Об актуальных вопросах исчисления отчислений в инновационные фонды

27

Письмо МНС РБ от 30.09.2011 № 2-1-10/10544

30

Комментарии

40

В зимних условиях эксплуатации правильно проведите повышение норм расхода топлива автомобилей 

40

Порядок удержания и перечисления подоходного налога с физических лиц 

41

На территории республики нельзя использовать кассовое оборудование без средств контроля 

44

Финансовые операции, контролируемые банком

45

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

49

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налоговое администрирование подоходного налога

50

Иностранная организация может быть плательщиком налога на недвижимость

54

НДС-2011: практика применения разъяснительных писем МНС

59

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

67

ВОПРОС – ОТВЕТ

68

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

77

Взносы в ФСЗН: расчет, перечисление, отчетность

77

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

80

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

80

В 2011 году передача имущества в безвозмездное пользование не является объектом исчисления НДС

80

У ВАС ПРОВЕРКА

85

Проверьте правильность ведения учета драгоценных металлов, их лома и отходов

85

приглашаем на работу

91

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

92

Расчеты в валюте с нерезидентом: учтите ограничения, установленные законодательством

92

Результаты инвентаризации отражаем в бухгалтерском учете

97

за рубежом

101

Нобелевская премия по экономике 2011 года

101

статистическая информация

103

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

103

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

107

налоговый календарь

108

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на ноябрь 2011 года

108

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 22 по 28 октября 2011 го­да

112