Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Почему в целях предотвращения правонарушений не сделать список лжепредпринимательских структур доступным для всех организаций?


Директива Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" перед государственными органами поставила, в частности, следующие задачи:
– создать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности;
– придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер;
– перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Трудно сказать, что практика, применяемая контролирующими органами, соответствует этим требованиям.
Дело в том, что проверяющие "вооружены" неведомыми списками лжепредпринимательских структур, используя которые, они быстро осуществляют проверку субъектов хозяйствования. Если у проверяемой организации были хозяйственные операции с попавшими в "черный" список, то суммы этих операций снимают с расходов либо добавляют в доходы и доначисляют налоги в бюджет. Аргумент – недостоверные документы. А ведь такие отношения могли возникнуть задолго до того момента, когда контрагент был включен в "черный" список.
Бухгалтеров интересует:

 

Почему в целях предотвращения правонарушений не сделать список лжепредпринимательских структур доступным для всех организаций?

Специалист МНС:

– Вы сгущаете краски. На практике дело обстоит обычно так. Например, суд вынес решение, что в период 2005–2007 гг. фирма являлась финансовой компанией. Обычной предпринимательской деятельности эта организация не осуществляла. Если в указанный период у проверяемой организации были соответствующие отношения с такой компанией, то их характер известен, потому и однозначные выводы. Дополнительно проверять нет смысла.

Список таких компаний значительный. За ним следует обращаться в суды.

Сотрудники КГК:

– Такие списки разработаны в налоговых органах для внутреннего пользования. Само присутствие в списке ни о чем не говорит. Снять с затрат расходы можно только в случае, если доказано, что операция не имела места. Для этого уточняют детали у предполагаемых участников сделки, делают экспертизу подписей. Если доказано, что сделка не имела места, тогда указанные действия предпринимают в отношении недобросовестного субъекта хозяйствования. Как правило, за лжеструктурами кто-то стоит. Этот "кто-то" осуществляет незаконную деятельность с использованием лжеструктур. Только в решении суда может быть установлено, что, например, поставки товара не было, а значит, нужно заплатить налоги.

Список лжеструктур – неузаконенный документ, он не имеет силы. Однако организации попадают в него только на основании решений судов.

– Наверное, обрадую организации. Подготовлен проект указа, по которому этот список лжеструктур будет легализован. Тогда каждая организация, прежде чем заключить сделку, сможет убедиться, что негативных последствий не будет.

Иван Степанович, бухгалтер:

– Как правило, страдает не лжеструктура, а нормально работающая фирма. Ведь с нее есть что взять. Проверяющие могут признать документы недействительными и снять с затрат расходы только на основании письменных пояснений физических лиц, работающих у участников сделки. Вообще считаю, что подобные вещи требуют более серьезной доказательной базы. Была, к примеру, ситуация: фирма по предоплате отгрузила товар, однако покупатель утверждает, что он его не получил. Вывод проверяющих: оплата покупателя – безвозмездная передача денежных средств… И насчитали по полной!

Как себя обезопасить в таком случае?
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.