Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Объект проверки – отходы производства

Александр Денисевич, начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности главного экспертно-правового управления КГК РБ

Практически у всех субъектов хозяйствования в процессе деятельности образуются отходы производства. Законодательство, регулирующее обращение с отходами, обязывает таких субъектов организовать сбор отходов, их учет, хранение, захоронение и т.д. При этом данное законодательство состоит из множества нормативных документов разного уровня. В связи с этим организации допускают многочисленные нарушения, о чем свидетельствует статистика проверок, проводимых органами КГК.
Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.

 

За нарушение законодательства об обращении с отходами предусмотрены значительные штрафы

 

 
Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны в порядке, установленном Законом РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон об отходах) и иными актами законодательства об обращении с отходами, выполнять следующие действия:
 
– вести учет отходов (первичный и единый) и проводить их инвентаризацию не реже 1 раза в год;
 
– выполнять иные требования, нормы и правила, установленные законодательством об отходах, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами (подп. 1.6, 1.11 п. 1 ст. 17 Закона об отходах).
Справочно: порядок учета отходов определен Правилами ведения учета отходов, утвержденными постановлением Минприроды РБ от 26.11.2001 № 27 (далее – Правила ведения учета отходов).
Как правило, организация должна иметь в наличии следующие документы*:
___________________________
* Более подробно о перечне документов и проверяемых вопросах можно узнать из статьи С. Юрчи, опубликованной в "ГБ", 2013, № 6, с. 82–88.
 
– Инструкцию по обращению с отходами производства;
 
– разрешение на хранение и захоронение отходов производства;
 
– нормативы образования отходов производства;
 
– акты инвентаризации отходов производства;
 
– книги учета отходов по форме ПОД-9 и ПОД-10 и т.д.
 
Нарушение законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – до 200 БВ, а на юридическое лицо – до 1 000 БВ (часть вторая ст. 15.63 КоАП)*.
__________________________
* Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Что контролируют органы КГК
Применительно к образованию отходов производства органы КГК контролируют:
– порядок проведения инвентаризации отходов производства;
– правильность, полноту и достоверность сведений, содержащихся в книгах учета отходов;
– наличие инструкции по обращению с отходами и порядок ее соблюдения;
– организацию хранения отходов;
– порядок захоронения отходов;
– порядок перевозки отходов;
– правильность исчисления и своевременность уплаты экологического налога за хранение, захоронение отходов производства;
– правильность заполнения и своевременность представления декларации по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства;
– нормативы образования отходов;
– наименование и код отходов в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 (далее – Классификатор № 85);
– иные вопросы.
При контроле указанных вопросов специалисты КГК проверяют:
1) книгу учета отходов по форме ПОД-9 (далее – книга ПОД-9) и книгу общего учета отходов по форме ПОД-10 (далее – книга ПОД-10).
Формы данных книг и порядок их заполнения определены Инструкцией о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33 (далее – Инструкция № 33).
В книге ПОД-9 ведется первичный учет отходов, который представляет собой учет отходов в местах их образования.
Единый учет отходов в организации должен отражаться в общей книге учета отходов (п. 14 Правил ведения учета отходов). Такая книга ведется на основании данных книги первичного учета отходов, заполняется ежемесячно и до начала записей нумеруется с указанием в конце количества страниц, прошнуровывается, скрепляется печатью, подписывается руководителем (его заместителем) и хранится в течение 5 лет (п. 15 Правил ведения учета отходов).
Книга ПОД-10 используется для ведения учета образования и поступления отходов в целом от всех источников образования отходов производства в организации и поступления отходов от других организаций. Она заполняется ежемесячно (пп. 46–47 гл. 11 Инструкции № 33);
2) документацию по инвентаризации отходов;
3) сопроводительные паспорта перевозки отходов производства (при их наличии).
Форма такого паспорта и инструкция о порядке его оформления определены постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112;
4) данные бухгалтерского учета;
5) товарно-транспортные накладные и т.д.
Своевременно проводите инвентаризацию отходов
Инвентаризация отходов должна проводиться не реже 1 раза в год с целью определения количественных и качественных показателей отходов (п. 9 Правил ведения учета отходов). Едва ли не самый важный момент инвентаризации отходов – это проведение взвешиваний (замеров) отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений. Здесь основными нарушениями являются расхождение полученных результатов замеров и расчетов количественных характеристик отходов с утвержденными объемами их образования.
Также одной из распространенных ошибок инвентаризации считается неправильное отнесение образующихся видов отходов к наименованиям и кодам Классификатора № 85 без учета тех или иных их свойств (химического состава, физических характеристик) и происхождения (источников образования).
Пример 1
ОАО "К" осуществляет производственную деятельность. При проверке было установлено, что оно не провело в 2011 г. инвентаризацию отходов.
В ходе проверки была проведена инвентаризация отходов, образующихся в обществе в результате производственной деятельности. По ее результатам было установлено, что в соответствии с Классификатором № 85 в обществе образовались следующие отходы: изношенные шины с металлокордом (код 5750201) – 12 штук, люминесцентные трубки отработанные (код 3532604) – 123 штуки, 9 свинцовых аккумуляторов отработанных неповрежденных с неслитым электролитом (код 3532201), костра льняная (код 1610800) – 269,1 т, железный лом (код 3510900) – 1,2 т.
Эти отходы не были учтены обществом в книгах ПОД-9 и ПОД-10, поскольку данные книги отсутствовали (были заведены обществом в период проверки).
Таким образом, общество не обеспечило ведение учета отходов в порядке, установленном актами законодательства об обращении с отходами, и тем самым нарушило п. 1 ст. 35 Закона об отходах, пп. 6, 13, 14 и 15 Правил ведения учета отходов, п. 1 гл. 1, п. 41 гл. 10, пп. 46, 47 гл. 11 Инструкции № 33.
Пример 2
Общество ОАО "М" разработало в 2010 г. Инструкцию по обращению с отходами (далее – Инструкция общества). Она согласована начальником районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды и главным санитарным врачом. Также были разработаны и затем утверждены начальником районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды нормативы образования отходов производства, согласно которым в обществе в результате производственной деятельности образуется 21 наименование отходов.
В ходе проверки в 2012 г. была проведена инвентаризация отходов производства на соответствие утвержденным нормативам.
Согласно перечню образующихся в обществе отходов производства (приложение 1 к Инструкции общества), а также нормативам образования отходов производства общества в нем образуется отход "Костра льняная" с нормативом образования 1 290,0 т в год. Отметим, что согласно актам на оприходование и расход костры льняной в 2011 г. в обществе образовались отходы костры льняной в объеме 1 921,098 т (реестр актов на оприходование и расход обществом костры льняной за 2011 г., сводный отчет по движению топлива (костры) за 2011 г.).
Согласно Классификатору № 85 отход "Костра льняная" имеет код 1610800.
На момент проверки в обществе не было обеспечено отражение отхода "Костра льняная", образовавшегося в 2011 г. в результате производственной деятельности в объеме 1 921,098 т в книге ПОД-9, а также книге ПОД-10.
Тем самым общество нарушило нормы подп. 1.6, 1.11 п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 35 Закона об отходах, пп. 6, 13, 14 и 15 Правил ведения учета отходов, п. 1 гл. 1, п. 41 гл. 10, пп. 46, 47 гл. 11 Инструкции № 33.
Кроме того, юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие обращение с отходами, обязаны назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами (подп. 1.2 п. 1 ст. 17 Закона об отходах). Руководитель организации определяет перечень должностных лиц, ответственных за ведение первичного учета отходов, единого учета отходов (п. 10 Правил ведения учета отходов).
Приказом директора общества были назначены лица, каждый из которых осуществляет контроль за образованием, учетом и сдачей отхода соответствующего вида. Вместе с тем лицо, ответственное за учет отхода "Костра льняная", в обществе не было определено приказом.
 
Организации (индивидуальные предприниматели) должны в 60-дневный срок (до 24 января 2013 г. – в месячный срок) разработать новую инструкцию по обращению с отходами и обратиться в соответствующий территориальный орган Минприроды для ее согласования в случаях:
– изменения наименования юридического лица, его места нахождения;
– фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя, его места жительства;
– реорганизации юридического лица;
– изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства (абз. 2 п. 21 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45, далее – Инструкция № 45).
До 16 марта 2013 г. в разрешения необходимо было вносить изменения и (или) дополнения в случаях изменения наименования, места нахождения заявителя (абз. 2 части первой п. 14 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104; далее – Положение о разрешениях).
Заявитель должен был обратиться в орган выдачи разрешений для внесения изменений и (или) дополнений в разрешение в течение 30 дней со дня возникновения оснований, предусмотренных в абз. 2–6 части первой п. 14 Положения о разрешениях.
От редакции:
С 16 марта 2013 г. Положение о разрешениях действует в редакции постановления Совета Министров РБ от 07.03.2013 № 161.
С указанной даты заявитель в случае изменения наименования и (или) юридического адреса должен в 30-дневный срок уведомить об этом орган выдачи разрешений в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов. При этом изменения и (или) дополнения в разрешения не вносятся (п. 14-1 Положения о разрешениях).
 
В случае изменения режимов работы технологического оборудования или изменения технологических процессов, связанных с образованием отходов производства, изменения качества и (или) вида применяемого сырья, топлива или материалов, повлекшего изменения наименований и (или) количества образования отходов производства, а также в случае изменения наименования юридического лица нормативы подлежат разработке, согласованию и утверждению в порядке, установленном Положением о порядке согласования и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 (далее – Положение о нормативах).
От редакции:
С 16 марта 2013 г. обязанность согласования нормативов исключена из п. 8 Положения о нормативах (в ред. постановления Совета Министров РБ от 07.03.2013 № 161).
Пример 3
В соответствии с разрешением на 2011 г. обществу было разрешено к захоронению на объектах захоронения отходов в год 0,67 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400 в соответствии с Классификатором № 85), 36,14 т отходов (смета) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код 9121000); на 2012 г. – 0,3 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), 5,299 т отходов (смета) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код 9121000).
Вывоз отходов общества на объект захоронения отходов осуществлялся городским коммунальным унитарным специализированным автопредприятием согласно заключенному договору.
Согласно актам на списание материалов от 30.11.2011 и от 31.01.2012 № М-01-12 в обществе образовались такие отходы, как люминесцентные трубки отработанные (код 3532604) в количестве 50 штук в ноябре 2011 г. и 50 штук в январе 2012 г. На момент проверки они хранились на складе общества.
Обществом в проверяемом периоде и на момент проверки не был обеспечен первичный и единый учет в книгах ПОД-9 и ПОД-10 отходов, образующихся в обществе: отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, отходов (смета) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, отработанных люминесцентных трубок.
То есть были установлены факты нарушения подп. 1.6 п. 1 ст. 17, пп. 1, 2 ст. 35 Закона об отходах, пп. 6, 8, 9, 13, 14 Правил ведения учета отходов, п. 1 гл. 1, п. 41 гл. 10, п. 46 гл. 11 Инструкции № 33.
Кроме того, общество после изменения 15 марта 2011 г. своего наименования в нарушение подп. 1.11 п. 1 ст. 17 Закона об отходах, абз. 2 п. 21 Инструкции № 45, абз. 2 части 2 п. 14 Положения о разрешениях:
– не разработало в месячный срок новую инструкцию по обращению с отходами;
– не внесло изменения и (или) дополнения в имеющееся у него разрешение на хранение и захоронение отходов производства;
– не разработало, не согласовало и не утвердило нормативы образования отходов производства в соответствии с Положением о нормативах.
Таким образом, обществом нарушено законодательство об обращении с отходами и не приняты все меры по его соблюдению.
Пример 4
В процессе деятельности общества образовывались следующие отходы производства: деревянная тара, отходы бумаги и картона, отходы стекла "Триплекс", железный лом, свинцовые аккумуляторы, люминесцентные трубки, масло моторное отработанное, отработанные масляные фильтры, изношенные шины, обтирочный материал.
С целью установления фактического наличия отходов производства в ходе проверки обществом в соответствии с приказом была проведена выборочная инвентаризация отходов производства, находящихся на складе временного хранения отходов, складе гарантийных запчастей, складе кузовного цеха. По ее результатам установлено следующее:
– данные в книге первичного учета отходов с декабря 2011 г. по сентябрь 2012 г. заносятся не по мере образования отходов, а по окончании отчетного месяца, при этом сведения об образовании отходов (масла моторного отработанного) отражаются не в момент их образования, а в момент их сдачи специализированным организациям;
– в книге общего учета отходов отсутствовали данные в гр. 9, 10 о количестве переданного в августе 2012 г. специализированным организациям масла моторного отработанного в размере 1 500 т, о номере и дате сопроводительного паспорта перевозки отходов;
– журнал сопроводительных паспортов перевозки отходов производства велся в период с декабря 2011 г. по сентябрь 2012 г. не по установленной форме; в конце налогового периода в журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства не указывался общий объем отходов производства (по классам опасности), переданных на использование, обезвреживание, хранение, захоронение.
Проверьте правильность заполнения сопроводительных паспортов и журнала по их регистрации
Сопроводительный паспорт перевозки отходов производства (далее – сопроводительный паспорт) оформляется собственником отходов производства:
– до начала перевозки отходов производства;
– в 2 экземплярах.
Если собственник перевозимых отходов производства перевозит отходы производства собственным транспортом, то он вправе оформить сопроводительный паспорт в одном экземпляре;
– путем заполнения всех реквизитов, определенных п. 10 Инструкции о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112 (далее – Инструкция № 112).
Первый экземпляр сопроводительного паспорта остается у собственника отходов производства, второй – передается водителю транспортного средства, предназначенного для перевозки отходов производства.
При доставке отходов производства на объекты по использованию отходов, объекты обезвреживания отходов, объекты хранения, объекты захоронения получатель отходов производства должен сделать отметку о их получении.
Перевозчик отходов производства должен приложить сопроводительный паспорт с отметкой получателя отходов производства к счету за перевозку отходов производства и выслать собственнику отходов производства, заказавшему их перевозку.
Собственник отходов производства должен:
– регистрировать сопроводительные паспорта в журнале по форме согласно приложению к Инструкции № 112;
– указать в конце налогового периода в данном журнале общий объем отходов производства (по классам опасности), переданных на использование, обезвреживание, хранение, захоронение.
От редакции:
С 28 июня 2013 г. Инструкция № 112 действует в редакции постановления Минприроды РБ от 09.04.2013 № 17.
Пример 5
В проверяемом периоде (в 2011 г. и январе – октябре 2012 г.) ООО "Т" осуществляло оптовую торговлю товарами со складов и розничную торговлю. В процессе осуществления торговой деятельности образовывались отходы продуктов питания (просроченные продукты питания, продукты питания испорченные, загрязненные, в т.ч. в стеклянной таре и др.), парфюмерно-косметической продукции, средств гигиены, игр и игрушек, что подтверждено актами о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей, данными бухгалтерского учета.
Согласно представленным в ходе проверки данным бухгалтерского учета за 9 месяцев 2012 г. было произведено списание товаров на складе по причине брака на сумму 421 453 872 руб., в розничной торговле – на сумму 130 064 743 руб.
По договору аренды, заключенному обществом с УП "Б" на аренду помещений, арендодатель организовывает хранение и вывоз отходов арендатора с территории, где располагается арендованное помещение, при этом право собственности на отходы, образовавшиеся у арендатора, возникает у арендодателя.
На момент проверки сопроводительные паспорта перевозки отходов производства не регистрировались в журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства (п. 11 Инструкции № 112).
В нарушение части четвертой п. 45 Инструкции № 33, абз. 7 п. 16 Правил ведения учета отходов в гр. 6 книги ПОД-9 не были указаны номер и дата сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, заполненного в соответствии с Инструкцией № 112.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.