AA

Отходы: с 16 марта изменился порядок получения разрешения при арендных отношениях

С 16 марта 2013 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 07.03.2013 № 161 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур в области природопользования". Оно внесло существенные изменения в Положение о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 (далее – Положение и постановление № 1104), которые затронули порядок:
– выдачи разрешений на хранение и захоронение отходов производства (далее – разрешение) при арендных отношениях;
– условий захоронения коммунальных отходов производства без разрешения;
– условий действия разрешения при реорганизации заявителя, при получении собственником отходов нового разрешения;
– условий прекращения действия разрешения.
В настоящих комментариях рассмотрены некоторые изменения в законодательстве об обращении с отходами.

 

При наличии договора аренды разрешение на хранение и захоронение отходов производства должен получить арендодатель

 

 

Общее правило получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства изложено в п. 2 Положения. Такое разрешение вправе получить:
 
– либо собственник отходов производства;
 
– либо уполномоченная этим собственником отходов организация.
 
К данному правилу комментируемым постановлением сделано исключение: "В случаях аренды (безвозмездного пользования) зданий, сооружений и (или) иных объектов разрешение получает собственник передаваемого в аренду (безвозмездное пользование) здания, сооружения и (или) иного объекта, если иное не предусмотрено договором аренды (безвозмездного пользования)".
 
Итак, условием применения приведенной нормы является наличие договорных отношений между арендатором, который считается собственником отходов, вывозимых на захоронение, и арендодателем. Причем не важно, будет арендодатель организовывать вывоз отходов от арендатора на захоронение или нет. Главное – должен быть в наличии письменный договор аренды (безвозмездного пользования), составленный по правилам, установленным законодательством. Если есть договор, то разрешение по умолчанию должен получить арендодатель. Иного получателя можно оговорить в договоре аренды.
 
От редакции:
 
Обратите внимание, что для арендодателя предусмотрены:
 
– право – в части разработки для арендатора инструкции по обращению с отходами производства (п. 5 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45);
 
– обязанность – в части получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства (часть вторая п. 2 Положения).
 
Отметим, что данное нововведение породит сложности для некоторых арендодателей. Ведь достаточно часто между арендатором и арендодателем нет установленных договором отношений по обращению с отходами. В зависимости от типа передаваемых в аренду помещений и от других факторов вывоз отходов на захоронение может осуществлять: арендатор самостоятельно, товарищество собственников от здания в целом, основной пользователь и т.д. Причем арендатор может именно с этими субъектами иметь договорные отношения по вывозу отходов на захоронение (шире – оказанию коммунальных услуг). Поэтому если вывоз отходов на захоронение организовал не арендатор, то разрешение целесообразно получить организации, которая фактически организовала вывоз отходов на захоронение. Именно с такой организацией арендатор – собственник отходов должен решать вопрос о получении разрешения.

Как видно из формулировки нового правила, обязанность арендодателя по получению разрешения может быть изменена соглашением сторон (договором аренды). Возникает вопрос: как "иное" должно быть сформулировано в договоре аренды (безвозмездного пользования)?

Можно для включения в договор аренды (безвозмездного пользования) предложить следующую фразу: "Арендатор в случаях, предусмотренных законодательством, самостоятельно получает разрешение на хранение и захоронение отходов производства".
 
Важно! Данная фраза должна быть включена именно в договор аренды (безвозмездного пользования), а не в иной договор, которым стороны могут урегулировать отношения по обращению с отходами, образующимися у арендатора.
 
Совершенно иначе рассматривается ситуация, если стороны в договоре аренды решили вопрос собственности на отходы, образуемые у арендатора.

Например, если в договоре аренды указано, что арендодатель принимает в собственность отходы, образующиеся у арендатора, и далее организовывает их вывоз на захоронение, то норма о разрешении будет в договоре лишней. Ведь арендодатель как новый собственник отходов в силу возникновения права собственности на отходы обязан уже сам получить разрешение.

Арендодателю не нужно получать разрешение, если арендатор передаст отходы в собственность третьей организации, которая уже самостоятельно будет распоряжаться приобретенными отходами.

Итак, в отношении действующих договоров аренды (безвозмездного пользования) с учетом вступивших в силу нововведений стороны должны действовать в следующем порядке:

1) если договором аренды урегулирована передача отходов в собственность от арендатора к арендодателю, то пересматривать существующие отношения "в части разрешения" не нужно;

2) если о собственности на отходы в договоре ничего не сказано, то сторонам лучше определить лицо, которое будет получать разрешение, если оно требуется арендатору исходя из ситуации и если оно еще не получено арендатором до вступления в силу рассматриваемых изменений.

Для коммунальных отходов производства установлена новая льгота, но возникли проблемы в ее применении

Одной из главных новаций, вступивших в силу с 16 марта т.г., является установление случая, когда вывоз коммунальных отходов производства на захоронение осуществляется без обязательного получения разрешения.

В Положение введен новый п. 2-1, который предоставляет право юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам, не получать разрешение в случае их захоронения.

Санкционированными местами захоронения коммунальных отходов производства являются объекты захоронения отходов, на которых осуществляется захоронение таких отходов в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по их захоронению.

Отметим, что подобная норма уже присутствовала ранее в законодательстве. Отличие только в условиях (формулировках условий), когда собственник отходов и иные субъекты вправе применить для себя это правило.

Анализ установленного правила позволяет выделить 3 обязательных условия, которые собственник отходов должен выполнить в совокупности, а именно:

1) отходы, вывозимые на захоронение, должны относиться в соответствии с законодательством к коммунальным отходам производства.

Напомним, что коммунальные отходы – это отходы потребления и отходы производства, включенные в утверждаемый Минжилкомхозом перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам, удаление которых организуют местные исполнительные и распорядительные органы (п. 7 ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон)).

Перечень коммунальных отходов утвержден постановлением Минжилкомхоза РБот 30.11.2001 № 21 (далее – постановление № 21). Исходя из постановления № 21, к коммунальным отходам производства будут относиться отходы, образовавшиеся в результате следующих видов деятельности:

– научно-исследовательской, образовательной, воспитательной, спортивной, культурно-просветительской и религиозной деятельности (источник образования, например школы, высшие учебные заведения);

– торговой, социально-бытовой и транспортной деятельности (закрытые и открытые рынки, торговые центры, маркеты, продовольственные магазины, кафе, бары, торговоскладские помещения, ателье по пошиву одежды, обуви, ремонту бытовой техники, парикмахерские и др.);

– административно-управленческой и хозяйственно-экономической деятельности (административно-бытовые здания промышленных предприятий без технологических производств и др.);

– медицинских учреждений (аптеки, больницы, поликлиники, амбулатории без хирургических отделений и процедурных).

Таким образом, собственники отходов должны соотнести свои виды деятельности с видами, указанными в постановлении № 21, и сделать вывод об отнесении своих фактических отходов производства к виду "коммунальные отходы производства".
 
Важно! Необходимо понимать, что словосочетание "коммунальные отходы" является обозначением специального вида отходов, которыми являются "вторичные материальные ресурсы", "отходы производства" и другие виды отходов (в ст. 15 Закона дана их классификация).

Номенклатура отходов представлена в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85. При этом в классификаторе отсутствуют признаки отнесения отходов к коммунальным.
 
При толковании данного условия возникает следующий вопрос: организация, которая имеет право использовать рассматриваемую льготу, должна осуществлять только виды деятельности согласно постановлению № 21, либо организации в принципе достаточно среди всех своих видов деятельности осуществлять любой из видов деятельности согласно постановлению № 21?

Поясним сказанное на примерах.

Пример 1

Организация "А" осуществляет только оптовую торговлю косметической продукцией. Для этих целей она имеет склад. В результате деятельности образуются отходы от уборки склада – "отходы (смет) от уборки территории и помещений, объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами" (код 9121000, неопасные).

Вид деятельности "торговая деятельность" указан в постановлении № 21. Отходы с кодом 9121000 относятся к коммунальным отходам производства.

Пример 2

Организация "Б" занимается производством косметической продукции и оптовой торговлей этой продукцией. Деятельность осуществляется на одной производственной площадке. В результате деятельности образуются, например, 2 вида отходов, вывозимых на захоронение:

– отходы от уборки склада – "отходы (смет) от уборки территории и помещений, объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами" (код 9121000, неопасные);

– отходы от уборки производственного цеха – "отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций" (код 9120800, 4-й класс).

Отходы с кодом 9120800 к коммунальным отходам производства не относятся, так как вид деятельности "уборка производственного цеха" не указан в постановлении № 21. А вот для отходов с кодом 9121000 уже нет четкой ясности: относятся они к коммунальным отходам производства или нет.
 
Как видим, неоднозначность присутствует в ситуации, изложенной в примере 2. Она вызвана тем, что постановление № 21, принятое еще в 2001 г., несколько "устарело", поскольку использует в своем тексте понятия "наименование отходов", "происхождение", которые в действующем законодательстве имеют совершенно другое толкование и значение. В связи с этим трудно дать однозначный ответ об отнесении отходов с кодом 9121000 к виду "коммунальные отходы производства".

Решение указанной проблемы возможно только в официальном толковании Минжилкомхозом и Минприроды постановления № 21.
 
Важно! Несмотря на то что постановление № 21 утвердил Минжилкомхоз, нет никаких оснований считать, что коммунальными отходами будут только те отходы, которые вывозят специализированные коммунальные предприятия. Фраза в определении коммунальных отходов из Закона "удаление которых организуют местные исполнительные и распорядительные органы" свидетельствует об обязанности местных исполнительных и распорядительных органов, которая возникает у них именно в силу отнесения отдельных отходов к коммунальным (см. ст. 12 Закона);
 
2) отходы производства, отнесенные к коммунальным отходам, должны вывозиться на захоронение специализированной организацией.

Иными словами, "льгота" дана при условии несамостоятельного вывоза отходов на захоронение. Из этого следует, что если собственник повезет отходы производства, относящиеся к коммунальным, на захоронение самостоятельно, то разрешение однозначно требуется. И в такой ситуации к собственнику отходов будут предъявляться общие правила вывоза отходов на захоронение, т.е. вывоз возможен только при наличии разрешения.

Пример 3

Отходы "А" и отходы "Б" организации, вывозимые на захоронение, относятся к коммунальным. При этом отходы "А" вывозятся на захоронение организацией самостоятельно 1 раз в полугодие, а отходы "Б" – специализированной организацией еженедельно.

В данном случае организация должна получить разрешение только в отношении отходов "А";
 
3) организация, вывозящая отходы на захоронение от собственника отходов, должна специализироваться на сборе и вывозе коммунальных отходов производства.

То есть собственник отходов (уполномоченная собственником организация) сможет воспользоваться "льготой" только в том случае, если заключит договор с организацией-перевозчиком, у которой среди прочих видов экономической деятельности должен быть вид с кодом 90020 (сбор и вывоз отходов, относящихся к коммунальным отходам). Эта организация может быть как коммунальной формы собственности, так и частной. В законодательстве нет ее четких признаков и нет установленного перечня документов. Видится, что такая организация, возможно, осуществляет вывоз коммунальных отходов от многих субъектов (заказчиков) по плану (графику) либо в соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами (утверждается местным исполнительным комитетом).

Контроль наличия разрешения осуществляется при приеме отходов на захоронение. При заключении договора на оказание услуг по захоронению отходов устанавливают условие в части разрешения.

Собственник коммунальных отходов производства должен до фактического вывоза отходов заключить договор с владельцем объекта захоронения коммунальных отходов. Так как для "льготного" случая в договоре с "полигоном" будет указано, что отходы вывозятся без разрешения, то было бы целесообразным собственнику отходов указать в договоре предполагаемого перевозчика, который соответствует рассматриваемым условиям.

Итак, еще раз обратим внимание, что все 3 вышерассмотренных условия должны быть в совокупности. И только в этом случае собственник отходов сможет использовать предоставленную "льготу".

Если проанализировать причины возвращения "льготы", то очевидно, что планировалось упростить следующие отношения: с одной стороны, "мелкий" собственник неопасных отходов (как правило, на аренде) или бюджетная организация, а с другой – специализированные предприятия, осуществляющие вывоз отходов на захоронение по графику. Поэтому вышесказанное должно быть правильно применено теми, кто планирует воспользоваться льготой о вывозе отходов без разрешения, а в ситуациях с неоднозначным толкованием рекомендуем направить документы в органы Минприроды и получить разрешение.

Кроме условий применения "льготы", во второй части нового п. 2-1 Положения указано, что санкционированным местом захоронения отходов при "льготе" являются объекты захоронения отходов, на которых осуществляется захоронение таких отходов в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по их захоронению.

Это важное дополнение, так как захоронение отходов допускается только в санкционированных местах захоронения отходов – объектах захоронения отходов, определенных собственнику отходов для их захоронения в соответствии с Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами (п. 1 ст. 25 Закона), т.е. согласно новому Положению они определяются в договоре.

В связи с этим возникает вопрос: что должно быть указано в договоре на захоронение коммунальных отходов для условий приема отходов без разрешения?

С точки зрения законодательства об обращении с отходами "обезличенно" осуществить захоронение отходов нельзя. Когда для захоронения требуется разрешение, именно в разрешении указывается "что", "куда" и "сколько". Поэтому в договоре необходимо указать наименование и коды отходов (согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь), принимаемых на захоронение. Далее рекомендуется указать количество отходов (по каждой номенклатурной позиции), принимаемых на захоронение. Со ссылкой на постановление № 21 необходимо обязательно указать, что отходы, вывозимые на захоронение, относятся к коммунальным отходам производства, и также в договоре в обязательном порядке указывается объект захоронения отходов.

С учетом норм ст. 392 Гражданского кодекса РБ сторонам договора нужно понимать, что если действующий договор, подписанный до 16 марта 2013 г., не позволяет правильно воспользоваться "льготой", то в него необходимо внести изменения.
 
Важно! В связи с новой "льготой" возникает вопрос о действии разрешений, выданных ранее 16 марта 2013 г. на коммунальные отходы, вывозимые специализированными организациями, и внесении изменений и дополнений в эти разрешения. Руководствуясь только нормами измененного Положения, дать ответы на данные вопросы нельзя. Поэтому до официальных разъяснений Минприроды территориальные органы Минприроды по месту будут принимать соответствующие решения. Заявителям же, прежде чем подавать документы для внесения изменений в разрешение, целесообразно заранее оговорить ситуацию со специалистами территориальных органов Минприроды.
 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup