Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Программа деловых консультационных услуг BAS

Подготовила Ирина Найдович, редактор "ГБ"

Программа деловых консультационных услуг Европейского банка реконструкции и развития (далее – Программа BAS*) является программой по поддержке малого и среднего бизнеса. За 17 лет ее существования были профинансированы тысячи различных проектов, способствующих внедрению международных бизнес-подходов в секторе частного предпринимательства. Полагаем, что рассказ об этой программе на конкретных примерах ее реализации в Украине и Грузии может заинтересовать белорусские организации, так как уже скоро год, как BAS действует и в Беларуси.
Наш собеседник – национальный менеджер Программы деловых консультационных услуг Европейского банка реконструкции и развития Ольга Кузнецова.

 

__________________________

* BAS – от англ. Business Advisory Services.
 
– Ольга, расскажите, пожалуйста, что представляет собой программа BAS, когда она была создана, каковы ее цели, источники финансирования?
– Программа BAS Европейского банка реконструкции и развития (далее – ЕБРР) существует с 1995 г. На сегодняшний день уже профинансировано более 11 тыс. проектовна сумму свыше 58 млн. евро в 24 странах региона** ЕБРР.
 
_________________________
 
** В регион операций ЕБРР входят 33 страны из Центральной и Восточной Европы, Балкан, СНГ и Центральной Азии, а также Турция и государства Южного и Восточного Средиземноморья.
Программа BAS способствует развитию частных предприятий, помогая им улучшить конкурентоспособность и эффективность менеджмента и производства, облегчая им доступ к профессиональным консультациям по развитию бизнеса. Для этого Программа BAS помогает предприятиям заключать договоры на предоставление консультативных услуг с профессиональными консультантами и частично субсидирует оплату таких услуг.
Сотрудники Программы BAS оказывают предприятиям поддержку на всех этапах реализации проекта (помощь в выборе консультанта, составление технического задания и др.).
Программа BAS функционирует на некоммерческой основе и использует средства, получаемые от Европейского союза, отдельных стран или их объединений. В Беларуси программа реализуется с конца 2011 г. при финансовой поддержке ЕС.
– На оплату каких консультационных услуг организации могут получить грант в рамках Программы BAS?
– Список консультационных проектов, поддерживаемых Программой BAS, достаточно широк. Это маркетинговые исследования, внедрение систем управления качеством ISO, компьютеризация бизнес-процессов (бухгалтерский/складской учет, управление предприятием, CRM-система*, документооборот), трансформация бухгалтерской отчетности в соответствии со стандартами МСФО, составление бизнес-планов и многое другое.
 
__________________________
* CRM-система – система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM – от англ. Customer Relationship Management).
Проще сказать, что Программа не может финансировать: аутсорсинг бухгалтерского учета, налоговые и юридические консультации, финансовый аудит.
 
– Нашим читателям было бы интересно узнать о проектах, реализованных в рамках Программы BAS.
– Один из таких проектов по автоматизации оперативного и управленческого учета недавно был реализован в Украине.
У каждого развивающегося предприятия возникает необходимость постановки и автоматизации управленческого и оперативного учета. Задача эта непростая и требует привлечения специалистов. Речь идет не только о правильном выборе программного обеспечения, которое должно соответствовать текущим потребностям предприятия и учитывать перспективу его развития и роста. При автоматизации ключевую роль играют методология учета, настройка конфигурации и доработка ПО.
За финансовой поддержкой в Программу BAS обратилась компания "Той-Той Украина" – эксклюзивный дистрибьютор в Украине более10 компаний – производителей детских игрушек. В связи с бурным развитием бизнеса компания оказалась в ситуации, когда в работе использовались несколько разных информационных систем, данные которых не всегда совпадали. При этом многие операции выполнялись и контролировались в ручном режиме, что влекло за собой ошибки. Руководство компании испытывало затруднения в анализе эффективности работы менеджеров, от чего страдала система мотивации персонала. При этом сервис, оказываемый клиентам, не всегда был на высоком уровне. Из-за несовершенства системы некоторая отчетность требовала дополнительной ручной обработки в Excel, что, в свою очередь, негативно сказывалось на оперативном контроле и управлении. Внутренние проблемы компании на фоне общих трудностей в экономической жизни страны заставили менеджмент бросить все усилия на оптимизацию бизнес-процессов, в т.ч. и через совершенствование автоматизированной информационной системы.
Для реализации проекта была найдена одна из наиболее опытных и хорошо зарекомендовавших себя местных консалтинговых компаний.
В ходе консалтингового проекта в рамках Программы BAS была модернизирована система оперативного и управленческого учета компании "Той-Той Украина" путем внедрения типового решения "Управление торговлей" "1С:Предприятие 8.2". Внедренная система стала эффективным инструментом для повышения качества обслуживания клиентов, построения новой системы мотивации менеджеров по продажам и, самое важное, дала возможность получать актуальную информацию о состоянии дел в компании для принятия важных управленческих решений. Повысилась эффективность работы сотрудников: система позволила увеличить портфель брендов, а также количество обслуживаемых клиентов, не увеличивая при этом количество менеджеров.
После успешного завершения проекта директор компании "Той-Той Украина" Елена Нечитайлова признала, что без финансовой поддержки Программы BAS компания не смогла бы реализовать такой сложный проект комплексной автоматизации и начать новую жизнь.
 
– Вы сказали, что Программа BAS выделяет гранты и на проекты по трансформации бухгалтерской отчетности по стандартам МСФО. Расскажите подробнее о таких проектах.
– Многие предприятия в странах с переходной экономикой имеют непрозрачную финансовую отчетность, что не дает потенциальному инвестору и кредитору полного представления о данной компании. В результате кредитные учреждения требуют большего обеспечения по кредиту. Данная ситуация зачастую приводит к выдаче кредита под не самые оптимальные условия и даже может послужить причиной отказа в кредитовании достаточно успешных предприятий.
С целью улучшения финансовой отчетности предприятий региона ЕБРР выступил с инициативой внедрения программы по улучшению финансовой отчетности. Эта инициатива призвана облегчить компаниям доступ к различным финансовым инструментам, существующим на рынке, частично компенсируя затраты компаний на следующие услуги:
– бухгалтерские консультационные услуги по улучшению качества финансовой отчетности предприятий, использующейся в принятии управленческих решений и в бухгалтерском учете;
– анализ финансовой информации компании с целью подготовки комплексных финансовых отчетов (кроме аудита), которые могут быть использованы как внутри компании для принятия управленческих решений, так и за ее пределами, например для поиска инвестора или получения кредита;
– помощь во внедрении автоматизированных систем учета (услуги постановщика задачи);
– помощь в трансформации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
В качестве примера расскажу о проекте, реализованном в Грузии. Компания "АБС Фармасия", третий по величине импортер фармацевтических товаров в Грузии, привлекала финансирование ЕБРР для развития сети своих аптек под брендом "PHARMADEPOT". Данный проект должен был повысить конкурентоспособность предприятия на рынке, на котором до этого доминировали 2 игрока. Расширение собственной сети предусматривало открытие 40 новых аптек и создание до 200 новых рабочих мест. Для получения финансирования необходимо было трансформировать отчетность компании в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
С помощью Программы BAS консультант подготовил необходимые отчеты для инвестора, и компания получила требуемое финансирование. Кроме того, благодаря реализованному инвестиционному проекту компания улучшиласвою конкурентоспособность на международных рынках и приблизилась к достижению долгосрочной цели – стать региональным дистрибьютором импортных фармацевтических продуктов в Грузии, Армении и Азербайджане.
 
– Каким критериям должна отвечать компания – получатель гранта? В какие сроки она должна обратиться и куда?
– Критерии отбора предприятий для участия в Программе BAS универсальны для всех стран. На помощь Программы BAS могут претендовать успешно развивающиеся частные малые и средние предприятия с числом сотрудников от 10 до 250 (в исключительных случаях до 500) человек, занятые в сфере производства, торговли или услуг и работающие на рынке не менее 2 лет. Предпочтение отдается компаниям с небольшим опытом работы с консультантами (либо вообще не имеющим такового), способным внедрить полученные в результате консалтинга рекомендации, а также компаниям, неспособным самостоятельно полностью оплатить консультационный проект.
Для программы улучшения финансовой отчетности существует дополнительный критерий – заинтересованность предприятия в получении внешнего финансирования на сумму не менее 500 000 долл. США.
Важно, чтобы заинтересованные компании обратились в ЕБРР до начала реализации консалтингового проекта.
Для участия в Программе BAS компания должна подать заявку в местный офис ЕБРР, а сотрудники BAS в кратчайшее время свяжутся с ней и договорятся о личной встрече.
В среднем от подачи заявки до начала консультационного проекта проходит 1 месяц.
 
– На какую максимальную сумму может рассчитывать организация и каков порядок оформления договорных отношений?
– Существует специальная матрица расчета компенсации Программы BAS. Как правило, она составляет 50 % стоимости услуг, но не более 10 000 евро на одну компанию. После одобрения проекта с компанией-бенефициаром заключается грантовое соглашение, а непосредственно компенсация выплачивается после полного оказания услуг консультантом предприятию.
 
– Где и как подбирают консультантов для конкретного проекта?
– Все консультанты по Программе BAS проходят предквалификацию, которая подразумевает изучение их основных компетенций и примеров успешно реализованных проектов. При необходимости сотрудники Программы BAS могут предоставить компании список местных консультантов для решения конкретной бизнес-проблемы предприятия.
– Ольга, спасибо за интересную информацию. Будем надеяться, что читатели журнала "ГБ" ею воспользуются.
Подготовила Ирина Найдович, редактор "ГБ"
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.