Шпаргалка для бухгалтера: учет автомобильных шин


Когда в организации есть транспорт, то перед бухгалтером встает вопрос учета автомобильных шин. В материале автор рассмотрит варианты учета в зависимости от способа их приобретения шин.

 

Для быстрого перехода:

Порядок учета приобретения шин:

Порядок учета шин при сезонной замене:

 

Автомобильные шины могут приобретаться как вместе с автомобилем, так и отдельно.

Рассмотрим каждый вариант по отдельности.

Вариант 1. Шины приобретены вместе с транспортным средством (далее – ТС).

При постановке на учет транспортного средства стоимость автомобильных шин на счетах бухгалтерского учета отдельно не отражается. Шины входят в комплектацию ТС и включаются в его первоначальную стоимость. Это касается и запасных шин.

Несмотря на то что шины приобретались вместе с автомобилем, на каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы.

В процессе эксплуатации допускается вести карточки учета в электронном виде. Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцами транспортных средств осуществляются перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд (подп. 9.1 технического кодекса установившейся практики ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденного приказом Минтранса Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц; далее – ТКП 299-2011).

 

Справочно: форма карточки учета работы автомобильной шины установлена в приложении Л к ТКП.

 

В организациях, которые воспользовались правом не вести карточки учета работы шин, должно быть назначено лицо, ответственное за учет работы шин, а также сформирована комиссия по их учету и списанию (часть третья подп. 9.1 п. 9 ТКП 299-2011).

 

Вариант 2. Шины приобретены отдельно.

В бухгалтерском учете шины, приобретаемые отдельно от транспортных средств, а также находящиеся в запасе и обороте, учитываются на счете 10 «Материалы» (субсчет 10-5 «Запасные части») (п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; далее – Инструкция № 50).

Приобретение автомобильных шин и их установка на транспортное средство отражаются в бухгалтерском учете записями (см. табл. 1):

 

Таблица 1

Дебет

Кредит

Содержание операции

При приобретение шин

10-5

60

Оприходованы автомобильные шины

18

60

На сумму предъявленного поставщиком НДС

68-2

18

Принят к вычету НДС

10-5

20

Включены расходы по доставке шин собственным транспортом организации

Если шины установлены на станции технического обслуживания автомобилей (далее – СТО)

10-7

10-5

Переданы на СТО шины для установки

20, 26, 44 и др.

10-7

Списана на затраты стоимость установленных шин

20, 26, 44 и др.

60

Списаны на затраты услуги СТО по установке шин

18

60

На сумму НДС по услугам СТО

68-2

18

Принят к вычету НДС

Если шины установлены собственными силами

20, 26, 44 и др.

10-7

Списана на затраты стоимость шин в момент их установки

 

Организации, эксплуатирующие транспортные средства круглогодично, должны производить сезонную замену шин. Законодательством не предусмотрен порядок учета при сезонной замене шин, поэтому организация разрабатывает его самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Рассмотрим несколько вариантов такого учета.

 

1) Шины могут быть списаны со склада в эксплуатацию единовременно в момент установки.

 

При таком варианте нет необходимости в дальнейшем корректировать их стоимость при сезонной смене. Если организация выбрала такой вариант учета, то снятые шины при сезонной замене учитываются только в количественном выражении.

В дальнейшем, если организация несет расходы по сезонной замене автомобильных шин, то они включаются в состав затрат по производству в том периоде, в котором произведена их замена (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).

 

2) Шины, снятые при сезонной замене, приходуются на склад по стоимости недопробега.

Указанная стоимость рассчитывается на основании данных карточек учета работы автомобильных шин с учетом применения норм эксплуатационного пробега.

 

Пример. Сезонная замена шин

Организация в апреле установила на автомобиль комплект новых летних шин. Стоимость одной шины – 230,00 руб. Эксплуатационная норма пробега составляет 56 000 км. К моменту сезонной замены шин пробег летних шин составил 11 200 км.

 

Определим стоимость недопробега шины к моменту сезонной замены в нашей ситуации:

184,00 руб. (230 / 56 000 × (56 000 – 11 200)).

Порядок отражения в бухгалтерском учете будет следующий (см. табл. 2):

 

Таблица 2

Дебет

Кредит

Сумма, руб. коп.

Содержание операции

20, 26, 44 и др.

10-5

920,00

(230,00 × 4 шт.)

Списана стоимость новых летних шин при установке на автомобиль (в апреле 2020 г.)

10-5

20, 26, 44 и др.

736,00

(184,00 × 4 шт.)

Оприходованы летние шины на склад при сезонной смене на зимнюю резину

 

Обратите внимание, что в примере для расчета недопробега используется эксплуатационная норма пробега.

Разберемся, как и для чего она устанавливается.

Эксплуатационные нормы пробега шин предназначены для планирования потребности транспортных предприятий в шинах, осуществления режима экономии и рационального использования материальных ресурсов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий (подп. 10.1 ТКП 299-2011).

Эксплуатационные нормы и временные эксплуатационное нормы пробега определяются и утверждаются предприятием, владельцем транспортного средства в соответствии с методикой, указанной в приложении М к ТКП 299-2011. При необходимости можно воспользоваться услугами специализированной организации.

Рекомендуемый срок эксплуатации автомобильных шин, за исключением восстановленных шин и шин с регулируемым давлением, – до 7 лет с даты изготовления.

Если отсутствуют утвержденные эксплуатационные нормы пробега или нет возможности их разработки, то в этом случае разрабатываются и применяются временные эксплуатационные нормы пробега согласно методике приложения М к ТКП 299-2011.

Временная эксплуатационная норма пробега действует в течение 24 месяцев со дня ее утверждения.

После окончания действия временной эксплуатационной нормы пробега допускается повторное ее установление по методике приложения М к ТКП 299-2011 (подп. 10.2 п. 10 ТКП 299-2011).

Ольга Пичковская, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup