Положение о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли) утверждено постановлением Минтруда РБ от 12.01.2000 № 4 (далее – Положение).
Положение распространяет свое действие на работников бюджетных организаций независимо от отраслевой принадлежности, в т.ч. на работников бухгалтерских служб.
Стаж работы может быть разным
В соответствии с нормами Положения в бюджетной сфере фактически существует 2 вида стажа работы:
– стаж работы по специальности, который установлен специалистам бюджетных организаций здравоохранения, социальной защиты, образования, науки, физической культуры и спорта, культуры и искусства, радио и телевидения, архивов и архивных учреждений, редакций газет и журналов;
– стаж работы в отрасли, который рассчитывают для иных работников бюджетной сферы, не вошедших в первый перечень.
В стаж работы по специальности для повышения тарифных ставок (окладов) включают время работы (службы) специалистов (военнослужащих, лиц начальствующего состава) в бюджетных организациях, на должностях независимо от отраслевой принадлежности бюджетной организации (п. 7 Положения).
При этом перечень специалистов бюджетных организаций здравоохранения, социальной защиты, образования, науки, физической культуры и спорта, культуры и искусства, радио и телевидения, архивов и архивных учреждений, редакций газет и журналов (далее – перечень) установлен в приложении к Положению.
В стаж работы в отрасли включают время работы в организациях, находящихся в подчинении отраслевого министерства, иного государственного органа, независимо от занимаемой работником должности (профессии) (п. 9 Положения).
В связи с тем что должность бухгалтера не включена в перечень, стаж работы такого специалиста определяют исключительно исходя из времени работы в организациях, находящихся в подчинении отраслевого органа государственного управления (п. 10 Положения).
Таким образом, если бухгалтер работал в бухгалтерии учреждения образования и решил перейти в бухгалтерию учреждения здравоохранения, то стаж его работы в отрасли фактически обнуляется.
Цена вопроса
Положением установлены следующие размеры повышения тарифных ставок (окладов) работников за стаж работы по специальности (в отрасли) (см. таблицу):
Таким образом, квалифицированные бухгалтеры со стажем работы при переходе из одной отрасли бюджетной сферы в другую фактически теряют в размере заработной платы.
Например, бухгалтер имеет стаж работы в научном центре 12 лет и переходит в организацию спорта. В данном случае размер повышенияего оклада уменьшится с 20 % до 10 %, или в 2 раза.
Такая ситуация приводит к тому, что бухгалтеры уходят из бюджетной сферы в коммерческие организации, а это негативно влияет на качественную структуру специалистов бухгалтерских служб бюджетных организаций, которые в первую очередь отвечают за правильность использования бюджетных средств.
Выводы
Так как основные требования к порядку ведения бухгалтерского учета в бюджетной сфере мало зависят от отраслевой принадлежности бюджетной организации, предлагаем внести изменения в перечень и включить туда должность бухгалтера.
Эта мера позволит сохранить в бюджетной сфере квалифицированных бухгалтеров и будет способствовать усилению заинтересованности таких специалистов в повышении квалификации и профессиональном росте.