Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Замминистра по налогам и сборам Элла Селицкая: "Основная цель – построение максимально комфортной, с невысокими ставками и простой налоговой системы для каждого плательщика"

Подготовила Ирина Найдович, редактор журнала "Главный Бухгалтер"

Плательщики не напрасно ждут перемен в налоговом законодательстве. Изменения произойдут и в 2012 г., и в более отдаленной перспективе. О том, как и почему будет меняться налоговая система Беларуси, что способствует добровольному соблюдению плательщиками налогового законодательства, какие приемы налогового администрирования становятся актуальными в нашей стране и в мире, рассказывает читателям журнала "Главный Бухгалтер" заместитель министра по налогам и сборам РБ Элла Селицкая.

– Идет постоянный процесс совершенствования налогового законодательства. Элла Александровна, каковы перспективы этого процесса?
– Основные мероприятия в области налоговой системы направлены на решение задачи по снижению налоговой нагрузки за счет снижения ставок основных налогов, а также на совершенствование механизмов их взимания, сокращение малоэффективных налоговых льгот, применение современных мер налогового администрирования.
Одновременно должна быть решена задача по повышению инвестиционной привлекательности страны, расширению предпринимательской инициативы действующих предприятий. В связи с этим усилия по снижению налоговой нагрузки будут сосредоточены на главном инвестиционном источнике предприятий – прибыли.
Действующая ставка налога на прибыль в размере 24 % является одной из самых высоких среди соседних государств, что, согласитесь, не является привлекательным фактором для инвестора и бизнеса.
В свою очередь, снижение налоговой нагрузки одновременно с внедрением эффективных механизмов администрирования даст возможность отказаться от предоставления многочисленных налоговых льгот.
Но это не значит, что льгот не будет совсем. Все необходимые стимулы в налоговой системе будут сохранены. Льготы будут предоставляться для выравнивания условий деятельности различных секторов экономики, социальной защиты населения и стимулирования опережающего развития инноваций и высокотехнологичных производств. Основной целью при этом станет построение максимально комфортной, с невысокими ставками и простой налоговой системы для каждого плательщика.
 
– Будет ли снижена налоговая нагрузка в 2012 г.? Какие изменения планируется внести в налоговое законодательство в части исчисления и уплаты основных налогов?
– В настоящее время проработан вопрос о возможности радикального снижении в 2012 г. ставки налога на прибыль с 24 % до 18 %, а также о снижении ставки налога при упрощенной системе налогообложения с 8 % до 7 % – для плательщиков, не уплачивающих НДС, и с 6 % до 5 % – для плательщиков НДС.
Кроме того, одним из ключевых моментов в совершенствовании налога на прибыль является введение механизма переноса убытков на последующие периоды.
Предлагается также предоставить плательщикам возможность изменять в течение налогового периода метод расчета налога на прибыль для уплаты текущими платежами – метод, основанный на сумме налога, исчисленного за прошлый год, может быть изменен на метод по предполагаемой прибыли текущего года.
В 2012 г. в республике будут сохранены дей№ ствующие ставки НДС. Ставка НДС 20 % сопоставима с уровнем ставок данного налога в европейских странах, имеющих схожие с Республикой Беларусь экономические условия (в Латвии ставка НДС составляет 22 %, в Литве – 21 %, в Польше – 23 %, в Германии, Румынии, Словакии –19 %, в Великобритании, Италии, Словении, Чехии, Эстонии – 20 %, в Швеции, Дании – 25 %, в Финляндии, Португалии – 23 %).
Несмотря на более низкие ставки НДС у партнеров по Таможенному союзу (в России – 18 %, в Казахстане – 12 %), их уровень не оказывает негативного влияния на реализацию, в т.ч. экспорт товаров, так как на территории каждого государ№ ства – члена Таможенного союза установлены равные конкурентные условия для всех товаров за счет применения единых национальных ставок НДС как к отечественным, так и импортным товарам. Кроме того, взимание НДС во взаимной торговле с иными государствами осуществляется по принципу страны назначения (т.е. с применением нулевой ставки НДС при экспорте товаров и обложением импорта по ставкам, действующим в стране-импортере).
Отметим, что в целях стимулирования экспорта товаров в Республике Беларусь минимизирован срок возврата сумм "входного" НДС при применении нулевой ставки: в Беларуси предельный срок возврата составляет 35 дней, в России он занимает от 3 месяцев до полугода, в Казахстане возможность возврата ограничена.
В 2012 г. будут сняты ограничения в части вычетов по НДС по основным средствам и нематериальным активам, приходящимся на оборот по реализации, по которому предоставлен налоговый кредит и (или) освобождение от уплаты НДС. Это позволит предприятиям иметь дополнительные финансовые ресурсы.
Кроме того, в проекте Налогового кодекса на 2012 г. реализовано предложение об исключении из объектов обложения НДС оборотов по прочему выбытию (недостаче, хищениям, порче) товаров, основных средств и нематериальных активов.
Для индивидуальных предпринимателей планируется отмена жесткого перечня расходов, учитываемых при исчислении подоходного налога в составе профессиональных налоговых вычетов. Это позволит индивидуальным предпринимателям учитывать любые расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, кроме содержащегося в Налоговом кодексе перечня неучитываемых при налогообложении расходов.
 
– С 1 июля 2010 г. функционирует Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстана и Российской Федерации, а с 1 января 2012 г. будет образовано Единое экономическое пространство. В то же время условия ведения бизнеса в части налоговой нагрузки стран, входящих в Таможенный союз, разнятся. Так, на сегодняшний день в Беларуси ставки по основным налогам, отчислениям в Фонд социальной защиты населения выше, чем у наших партнеров. По методике Всемирного банка налоговая нагрузка в Казахстане составляет 28,6 %, России – 46,9 %, в Беларуси – 62,8 %.
Рассматривается ли вопрос о выравнивании налоговой нагрузки с тем, чтобы белорусские товары (работы, услуги) успешно конкурировали в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства?
– В прошлом месяце (октябрь 2011 г.) Всемирным банком опубликован отчет "Ведение бизнеса-2012", сформированный исходя из нормативной правовой базы 2010 г. Согласно данному отчету Республика Беларусь снизила налоговую нагрузку (этот показатель рассчитывается исходя из условных данных, учитывающих уровень ВВП конкретной станы на душу населения) с 80,4 % до 62,8 % по сравнению с 2009 г. Налоговая нагрузка в Республике Казахстан практически осталась на прежнем уровне, в Российской Федерации – увеличилась с 46,5 % до 46,9 %.
На снижение налоговой нагрузки в Республике Беларусь, рассчитанной по применяемой Всемирным банком методике, наибольшее влияние оказала отмена оборотного налога.
Очевидно, что изменения в налоговой системе, произошедшие в 2011 г., и изменения, планируемые с 2012 г., направлены на создание еще более благоприятных условий для эффективного развития деловой среды. В будущем на снижение налоговой нагрузки в соответствии с отчетами Всемирного банка окажут влияние и новшества по налогу на прибыль.
Вместе с тем более 61 % в объеме налоговой нагрузки занимают отчисления в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты. Сегодня их размер по сравнению с другими странами высок (34 % от фонда оплаты труда, из которых 28 % – отчисления на пенсионное страхование, 6 % – на социальное страхование).
Однако от размера этих отчислений зависит сбалансированность фонда, а следовательно, и стабильность выплаты пенсий. Сохранить уровень пенсионного обеспечения и одновременно сократить нагрузку на бизнес по данным отчислениям – одно из основных направлений работы заинтересованных органов государственного управления по созданию привлекательных условий для бизнеса.
 
– Следует ли ожидать в 2012 г. изменений в части налогового администрирования?
– В целях упрощения налогового администрирования Налоговый кодекс предложено дополнить положениями, отменяющими обязанность плательщиков представлять в налоговые органы документы, подтверждающие обоснованность применения льгот.
Для сокращения временных затрат плательщиков по заполнению налоговой отчетности рассматривается вопрос об упрощении форм налоговых деклараций.
Кроме того, в проекте Налогового кодекса на 2012 г. содержатся нормы, предусматривающие неприменение мер ответственности к плательщику за нарушение порядка налогообложения, если такие нарушения являются следствием выполнения полученных от налоговых органов письменных разъяснений.
В налоговое законодательство будет введена такая форма поощрения плательщиков, как присвоение ему статуса "Лучший плательщик", что будет способствовать повышению налоговой культуры, улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, стимулированию тех из них, кто добросовестно исполняет налоговое обязательство.
 
– Электронное взаимодействие налоговых органов с плательщиками будет расширяться?
– Проект Налогового кодекса на 2012 г. предлагается дополнить обязанностью для организаций с численностью работников свыше 50 человек подавать налоговые декларации в электронном виде.
Расширение электронного взаимодействия с плательщиками также будет осуществляться путем предоставления им большего спектра услуг. Развитие сервиса свободного запроса позволит плательщикам передавать в налоговые органы в виде электронного документа практически любые сведения, подготовленные с использованием Excel-таблиц и редактора Word: декларации о производстве и обороте алкогольной и табачной продукции, реестр CMR-накладных, отчет о выручке, полученной с использованием кассового оборудования, отчет об использованных контрольных (идентификационных) знаках, акцизных марках и др., а также проводить сверку расчетов с бюджетом.
Целью данной работы является этапный переход к электронному обмену документами с плательщиками и оказание электронных консультаций.
 
– Контролирующие органы Беларуси намерены активнее использовать профилактические меры по предотвращению правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Какие это будут меры со стороны налогового ведомства?
– Президент Республики Беларусь и Правительство неоднократно подчеркивали необходимость поиска баланса интересов государства и бизнеса, отмечая при этом, что и бизнес должен вести себя ответственно по отношению к государству.
В условиях действия Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 наиболее важной задачей налоговых органов является обеспечение контроля и надзора за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. Для достижения поставленной цели налоговые органы последовательно разрабатывали методы и инструменты контроля с использованием информационных технологий.
На протяжении последних лет в целях совершенствования контрольной деятельности налоговых органов, придания ей предупредительного характера и перехода к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений в сфере соблюдения налогового законодательства и осуществления предпринимательской деятельности, приоритет был отдан таким направлениям ее развития, как упорядочение проводимых проверок, целенаправленный отбор плательщиков, углубленная предпроверочная подготовка. С выходом Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" на законодательном уровне в качестве основополагающего принципа организации контрольной деятельности, в т.ч. планирования проверок, с учетом международной практики закреплен принцип управления рисками, включающий в себя возможность как выявлять нарушителей, так и стимулировать субъектов хозяйствования на самооценку и повышение эффективности их деятельности.
Добровольному соблюдению налогового законодательства способствует такой фактор, как эффективная система обнаружения нарушений.
Выбранная методика организации контрольной работы основана на качественном планировании, предпроверочном анализе финансовой хозяйственной деятельности проверяемого лица, изучении зон риска, использовании внутренних информационных ресурсов и мониторинге сведений из внешних источников.
Благодаря отказу от тотального контроля и ориентации контрольной работы на зоны риска и выявление схем налоговым органам удалось добиться эффективных результатов контрольной работы.
Из проверяемых субъектов, запланированных к проверке на 2011 г., 1 329 субъектов проверок, получив от налоговых органов уведомления о проведении проверок, представили в налоговые органы уточненные декларации (расчеты), уплатив добровольно 27,2 млрд. руб. платежей в бюджет.
Созданная Единая информационная база данных контролирующих (надзорных) органов включает сведения о проверяемых субъектах и об отнесении их к соответствующим группам риска и позволяет субъектам самостоятельно оценивать свою деятельность в целях принятия мер, исключающих возможность отнесения к высокой или средней группе риска.
Таким образом, созданы условия, при которых плательщики заинтересованы добровольно исполнять свои налоговые обязательства.
 
– Какие соглашения об избежании двойного налогообложения планируется принять?
– На ближайшее время планируется подписание соглашения с Испанией. Это вызвано тем, что в настоящее время применяется Конвенция между Правительством СССР и Правительством Испании об избежании двойного налогообложения доходов от 13.06.1985, которая не соответствует современной модели Соглашения об избежании двойного налогообложения, разработанной Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию, а также не отвечает требованиям законодательства Республики Беларусь.
Кроме того, планируется внесение изменений в действующие соглашения с Бахрейном, Индией и Бельгией.
 
– В июле состоялась 15-я Генеральная Ассамблея Внутриевропейской организации налоговых администраций (IOTA). О каких новых подходах в  налоговом администрировании речь шла на форуме?
– Основными направлениями, которые в настоящее время развивают наши коллеги из налоговых администраций иностранных государств, в первую очередь являются:
– расширение сферы применения электронных технологий во взаимоотношениях с плательщиками, а также при сборе информации и анализе факторов риска для определения объекта контроля, в т.ч. камерального. Так, в Швейцарии Федеральная налоговая администрация запустила приложения по налоговому декларированию для смартфонов, которое позволяет налогоплательщикам регистрировать вычеты для целей уплаты налога на доход в момент их возникновения. К таковым можно отнести, например, счет за деловой обед, документы, подтверждающие транспортные расходы, и т.д. Документы фотографируются и с мобильного телефона отправляются в базу данных налоговой администрации, где сохраняются в деле плательщика. Получается, что плательщику не нужно отдельно документировать вычитаемые затраты, а они не теряются благодаря их незамедлительной записи;
– усиление в работе налоговых органов мер предупредительного характера вместо ответных (т.е. налоговых проверок);
– акцент на анализ поступлений налогов и деятельности каждого крупного плательщика, увеличение доли налоговых поступлений, уплачиваемых в добровольном порядке.
– Спасибо за интервью, Элла Александровна.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.