AA

Как делегировать полномочия директора

Директор может заболеть, уйти в отпуск или уехать в командировку. Отсутствие исполнительного органа компании не должно приостанавливать ее деятельность. А значит, кто-то должен подписывать финансовые, кадровые и производственные документы.

Автор расскажет, как оформить передачу полномочий директора иным должностным лицам компании.

К компетенции исполнительного органа юридического лица (как правило, это директор) относится осуществление текущего руководства его деятельностью. Не стоит забывать, что исполнительный орган подотчетен учредителям компании.

Права и обязанности директора определяются соответствующими законами, законодательством о труде и уставом, а также трудовыми договорами (контрактами) и (или) гражданско-правовыми договорами, заключаемыми с каждым из этих лиц собственниками организации.

В теории управления делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Делегирование полномочий также рассматривается как предоставление руководителем своим непосредственным подчиненным (заместителям или руководителям, нижестоящим по рангу) права самостоятельно решать заранее определенные задачи или осуществлять те или иные действия.

Делегировать и распределять полномочия в форме устного распоряжения в организации, особенно крупной, не только недостаточно, но и чревато последствиями. Поэтому важно задокументировать этот процесс.

Важно! Вместе с правами делегируются и обязанности, включая ответственность.

В ТК [1] нет специального регулирования оформления делегирования полномочий. Практика сформировала следующие подходы к оформлению передачи полномочий.

 

Распределите полномочия заранее

Распределите функции между несколькими заместителями директора. Например, предоставьте возможность директору по персоналу подписывать трудовые договоры, а финансовому директору – документы на оплату счетов. Тогда деятельность организации не будет парализована из-за внезапного отсутствия директора.

Обязанности и полномочия работника прописываются в его должностной инструкции. Поэтому если руководитель наделяет работника какими-либо обязанностями и полномочиями на постоянной основе или заместитель периодически выполняет работу руководителя во время его отсутствия, то в должностную инструкцию работника необходимо внести изменения (например, приказом) или утвердить новую редакцию должностной инструкции.

Издайте приказ о распределении обязанностей и полномочий. Это особенно важно, если директор желает переложить ответственность на своих заместителей по тому или иному направлению деятельности: например, сделать главного инженера ответственным за охрану труда или директора по персоналу – за квотирование рабочих мест.

Не забудьте ознакомить работника, которому делегируются полномочия, с приказом под роспись.

 

Временно переведите другого специалиста

Оформите временный перевод другого сотрудника. Возможность временного перевода должна быть одобрена уполномоченным органом юрлица, например зафиксирована в протоколе общего собрания участников. Подписывать дополнительное соглашение о переводе от имени нанимателя должно то лицо, которое вправе назначать директора на должность.

Этот процесс займет некоторое время и не всегда может быть полезен для быстрого реагирования.

 

Пропишите в уставе возможность делегировать полномочия

Зафиксируйте в уставе, что в определенных случаях директор вправе передавать часть своих полномочий по доверенности иному руководителю. Тогда выдача доверенности сотруднику, который по условиям договора должен действовать от имени юрлица, не вызовет претензий у судов.

Не стоит выдавать доверенности с обширными формулировками, такими как, например, «подписание всех договоров компании». Подобная формулировка может оказаться причиной отчуждения активов компании.

Документы к статье
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup