AA

Камеральный контроль полноты уплаты НДС и его последствия

В последние годы налоговые органы широко применяют такую форму контроля, как камеральная проверка налоговых деклараций. Особое внимание уделяется декларациям по НДС.

Суть такой проверки состоит в том, что налоговые органы без выезда в организацию имеют возможность проанализировать данные налоговых деклараций по НДС, сравнить их с данными Портала ЭСЧФ, запросить необходимую информацию у других компетентных организаций. Проверку проводят непосредственно в налоговой инспекции без выдачи предписания на ее проведение (п. 1 ст. 73 НК [1]).

Основная цель камеральной проверки – предоставить плательщику право самостоятельно устранить нарушение, выявленное налоговым органом, и доплатить налог (п. 3 ст. 73 НК).

Предлагаем рассмотреть основные этапы такой проверки |*|.

* Прямая линия на тему «Камеральный контроль: методы выявления нарушений и порядок их исправления» с участием Светланы Владимировны Еськовой, начальника управления организации камерального контроля МНС

Этапы камерального контроля по НДС

По общему правилу камеральная проверка включает предварительный и последующий этапы ее проведения (ст. 73 НК [1]).

1. Предварительный этап

В ходе предварительного этапа налоговый орган проверит:

– своевременность постановки организации – плательщика НДС на учет в налоговых органах;

– своевременность представления деклараций по НДС.

Если налоговый орган установит непредставление (несвоевременное представление) организацией декларации по НДС, то данный факт повлечет административную ответственность должностного лица, допустившего нарушение (ч. 1, 2, 4 ст. 13.4 КоАП [2]) (см. таблицу).

– соблюдение порядка заполнения деклараций по НДС (правильность оформления реквизитов декларации, соответствие указанных реквизитов плательщика сведениям, содержащимся в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц), и т.д.).

При постановке на учет каждому плательщику присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в т.ч. по таможенным платежам, учетный номер плательщика. Учетный номер плательщика, постановка на учет которого осуществляется при его государственной регистрации, аналогичен регистрационному номеру в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 69 НК);

– правильность арифметического подсчета сумм НДС, пеней, подлежащих уплате в бюджет согласно представленной декларации по НДС;

– своевременность и полноту уплаты в бюджет НДС, пеней.

Выявленная в результате камеральных проверок неуплата или неполная уплата суммы НДС, совершенная должностным лицом организации по неосторожности, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 8 БВ (ч. 2 ст. 13.6 КоАП).

Если уплата НДС производится позже установленного срока, то дополнительно к сумме налога начисляется пеня (п. 8 ст. 42 НК). Она рассчитывается в процентах от неуплаченной суммы налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка за каждый день просрочки (часть первая п. 4 ст. 55 НК);

– обеспечение зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также внереализационных доходов на свои текущие (расчетные) банковские счета в банке в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществление платежей с них в порядке, предусмотренном законодательством.

Справочно: указанный порядок зачисления выручки должен быть обеспечен со дня образования задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням и иным платежам в республиканский и местные бюджеты, а также задолженности по штрафам за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения до полного ее погашения (подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК).

Если в ходе предварительного этапа камеральной проверки налоговый орган выявит ошибки в заполнении декларации по НДС, то плательщику НДС направят сообщение с предложением не позднее 5 рабочих дней со дня получения сообщения внести в декларацию соответствующие исправления и (или) представить пояснения.

Сообщение по установленной форме направляется в электронном или письменном виде (в последнем случае – в форме заказного письма с уведомлением о вручении плательщику или его представителю). Пояснения на это сообщение готовятся в произвольной форме.

Важно! Сообщение считается полученным плательщиком в день его размещения в электронной форме в личном кабинете плательщика или по истечении 3 рабочих дней со дня направления в письменной форме.

Если плательщик НДС не представит в установленный срок декларацию по НДС с соответствующими исправлениями и (или) не представит пояснение на сообщение, то налоговые органы перейдут к последующему этапу камеральной проверки.

 

2. Последующий этап

При проведении последующего этапа камеральной проверки налоговый орган проверит |*|:

* Ответы по порядку проведения последующего этапа камеральной проверки по НДС, подготовленные начальником управления камерального контроля ИМНС по г. Минску

– полноту исчисления НДС и достоверность сведений, указанных плательщиком налога в декларациях по НДС и других документах, обязанность представления которых установлена законодательством, либо их непредставление;

– соответствие данных, содержащихся в декларации по НДС и прилагаемых к ней документах и (или) информации, иным имеющимся в налоговом органе документам и (или) информации о деятельности плательщика;

– обоснованность применения плательщиком НДС налоговых ставок и налоговых льгот;

– иные вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств в части НДС.

При выявлении в ходе последующего этапа камеральной проверки неполноты сведений, ошибок в декларации по НДС и (или) документах, представленных плательщиком в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе, либо непредставления декларации по НДС при наличии объектов налогообложения плательщику будет направлено уведомление с предложением не позднее 10 рабочих дней со дня его направления представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения, либо внести соответствующие исправления в декларацию по НДС и (или) документы, либо представить декларацию по НДС.

Уведомление установленной формы направляется в электронном или письменном виде (последнее направляется в форме заказного письма с уведомлением о вручении плательщику или его представителю) и считается полученным плательщиком в день их размещения в электронной форме в личном кабинете плательщика или по истечении 3 рабочих дней со дня направления в письменной форме.

Важно! Срок в 10 рабочих дней не является пресекательным. Он может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа на основании поданного плательщиком НДС заявления с обоснованием необходимости его продления (часть вторая п. 8 ст. 73 НК).

Если после получения уведомления плательщик не представил пояснения либо не внес соответствующие исправления в декларацию по НДС, налоговый орган может запросить у плательщика первичные учетные документы, другие документы и (или) информацию (часть третья п. 8 ст. 73 НК).

Если по результатам рассмотрения представленных плательщиком дополнительных сведений, пояснений, документов либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения |*|, и (или) на основании уведомления не внесены соответствующие изменения и (или) дополнения в декларацию по НДС либо декларация не представлена, составляется акт камеральной проверки (часть четвертая п. 8 ст. 73 НК).

* Обзор ошибок, наиболее часто устанавливаемых налоговыми органами при камеральном контроле деклараций по НДС

 

Действия плательщика НДС при получении уведомления

Чтобы избежать составления акта проверки и привлечения к административной ответственности, плательщику следует выполнить требования, установленные в уведомлении. Например, дать пояснения по поводу выявленных нарушений.

Поскольку форма и формат таких пояснений законодательством не установлены, они готовятся плательщиком НДС в произвольной форме (в виде ответа на уведомление).

Пояснение должно содержать причины установленных отклонений, которые налоговый орган изучит на предмет их обоснованности.

Если же организация в ответ на уведомление решила подать уточненную декларацию, то в ней необходимо на титульном листе сделать соответствующую отметку – проставить знак «X» в строке «в соответствии с пунктом 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь согласно уведомлению» (п. 8 Инструкции № 2 [3]).

В признаке представления уточненной декларации также нужно указать номер и дату уведомления налогового органа.

Важно! Проставление этих отметок – очень важный момент. Если в уточненной декларации не проставить отметки в нужных строках, налоговый орган не воспримет декларацию как ответ на отправленное уведомление.

Это значит, что отсчет 10-дневного срока продолжится, а по его истечении может быть составлен акт камеральной проверки.

Налоговый орган не станет штрафовать плательщика за неуплату или неполную уплату налога, если подать декларацию по НДС с внесенными изменениями и дополнениями и уплатить НДС до законодательно установленного срока уплаты за отчетный период (часть четвертая п. 2 письма МНС от 29.12.2016 [4]).

Если организация – плательщик НДС не выполнит вышеуказанные требования, то налоговый орган составит акт камеральной проверки, в котором укажет исчисленные суммы НДС без учета налоговых льгот, налоговых вычетов, затрат, внереализационных расходов, уменьшающих подлежащую уплате в бюджет сумму налога, обоснованность применения которых не подтверждена в установленном порядке, а также с учетом иных элементов налогообложения.

Акт камеральной проверки составляется по установленной форме в 2 экземплярах. Подписание и вручение акта камеральной проверки, вынесение решения осуществляются в порядке, установленном ст. 81 НК.

Днем составления акта камеральной проверки является день подписания акта должностным лицом налогового органа, проводившим проверку |*|.

* Ошибки, выявляемые при камеральном контроле ЭСЧФ

Документы к статье

[1] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК)

[2] Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)

[3] Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденная постановлением МНС Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 (далее – Инструкция № 2)

[4] письмо МНС Республики Беларусь от 29.12.2016 № 2-1-9/02509 «О применении электронных счетов-фактур по НДС» (далее – письмо МНС от 29.12.2016)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup