AA

Объект обложения налогом на доходы – оплата за простой автотранспорта при международных перевозках грузов

Нередко при выполнении международных автомобильных перевозок возникают простои, которые влияют на сроки доставки грузов. Выплата нерезиденту суммы простоя является его доходом, если он получил его от белорусской организации и при этом не осуществляет деятельность на территории республики через представительство.
Белорусская организация, оплачивающая нерезиденту простой, должна удержать с этой суммы налог на доходы. По какой ставке? Давайте разберемся |*|.

* Порядок уплаты НДС при осуществлении международной перевозки груза

 

Ситуация

Размер ставки налога на доходы зависит от вида простоя

Белорусская организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги в сфере международных перевозок, привлекая третьих лиц. По договорам с заказчиками она выступает экспедитором, по договорам с перевозчиками и другими экспедиторами – клиентом. Она действует за вознаграждение от своего имени, но в интересах заказчика и за его счет.

В процессе международной автомобильной перевозки, выполняемой российской организацией, образовался простой транспортного средства по вине заказчика – белорусской организации. Сумма штрафа за простой выставляется перевозчиком к оплате белорусской организации и впоследствии перевыставляется белорусской организацией к оплате заказчику.

Российская организация предоставила экспедитору сертификат о своем резидентстве в России.

Возникли следующие вопросы:

1. В какой раздел договора необходимо включить порядок оплаты за простой: в раздел «Оплата простоя» либо «Санкции за простой»?

2. По какой ставке налога на доходы облагаются платежи за простой и сумма штрафа за простой: 6 % или 15 %?

3. Применимы ли нормы ст. 8 Соглашения с Россией [1] к данной ситуации и как можно освободить от налога на доходы российскую организацию?

Давайте рассмотрим каждый вопрос детально.

 

Виды простоев и их регулирование условиями договора

На практике есть несколько видов простоев при выполнении авто-мобильных перевозок грузов. Укажем на следующие.

1) простои в период нахождения транспортного средства на погрузке, разгрузке, выполнения дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой;

2) простои, возникшие у перевозчика в пути следования от места загрузки до места выгрузки.

По сути, простои могут быть:

– необходимыми – это простои, связанные с доставкой груза (назовем их технологическими);

– сверхнормативными – это простои, которые могут происходить либо по вине заказчика перевозки груза, либо экспедитора, либо перевозчика.

За простои грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке сверх установленных в соответствующем договоре норм времени, а также за простои в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), он должен выплатить автомобильному перевозчику неустойку исходя из повременного тарифа, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре (п. 374 Правил № 970 [2]).

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законо-дательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 311 ГК [3]).

При выполнении международных автомобильных перевозок грузо-отправитель несет ответственность:

– за непредъявление к автомобильной перевозке грузов в установленных в соответствующем договоре, заявке или разовом заказе объеме, номенклатуре или сроке;

– убытки автомобильного перевозчика, возникшие вследствие отсутствия или неверного заполнения международной товарно-транспортной накладной «CMR», а также отсутствия или неверного заполнения грузосопроводительных документов и сведений, необходимых для оформления таможенных и иных документов, которые должны быть оформлены до выдачи груза грузополучателю, за исключением случаев вины авто-мобильного перевозчика и др. (п. 381 Правил № 970 ).

Поэтому важно различать, за что происходит оплата автомобильному перевозчику: непосредственно за перевозку, включая операции по погрузке, разгрузке, выполнению дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой, или же это оплата неустойки, возмещения убытков |*| и других санкций, выставляемых за допущенные при выполнении перевозки нарушения. Поэтому оплата технологических простоев и санкций за сверхнормативный простой должна регулироваться различными разделами договора.

* Порядок возмещения клиентом стоимости понесенных расходов экспедитора и уплаты НДС с суммы возмещения

 

Ставка налога на доходы зависит от вида оплачиваемого простоя

Виды доходов, облагаемых налогом на доходы, перечислены в п. 1 ст. 189 НК [4].

Среди них – доходы, получаемые иностранной организацией от источников в Республике Беларусь в виде платы за перевозку, фрахт, демередж и прочих платежей, возникающих в связи с осуществлением международных перевозок.

Справочно: платы за перевозку, фрахт, диспач, демередж, возникающие в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом, не являются объектом обложения налогом на доходы (часть первая подп. 1.1 п. 1 ст. 189 НК ).

Международной перевозкой |*|*| для целей гл. 17 НК  признается перевозка, при осуществлении которой хотя бы один из пунктов транспортировки (отправки или назначения) находится в иностранном государстве.

** Командировочные расходы водителей-международников и порядок их оформления

Налоговой базой для целей исчисления налога на доходы является общая сумма доходов, причитающихся иностранной организации без вычета понесенных ею затрат (подп. 1.3 п. 1 ст. 190 НК ).

Ставка налога по доходам от оказания иностранной организацией услуг по между-народным грузоперевозкам составляет 6 % (подп. 1.2 п. 1 ст. 192 НК ).

Следовательно, если в состав платы за международную перевозку грузов авто-мобильным транспортом попадают доходы в виде оплаты технологических простоев, то они подпадают под налогообложение по ставке 6 %.

Доходы же в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров являются самостоятельным объектом налогообложения (подп. 1.7 п. 1 ст. 189 НК ). По таким доходам ставка налога составляет 15 % (подп. 1.7 п. 1 ст. 192 НК ).

 

Применение норм Соглашения с Россией

Доходы, полученные российской организацией в виде оплаты технологических простоев и оплаты санкций за сверхнормативный простой, регулируются разными статьями Соглашения с Россией .

Так, термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемую предприятием договаривающегося государства, кроме случаев, когда перевозка осуществляется между пунктами, расположенными в одном и том же договаривающемся государстве (подп. ж) п. 1 ст. 3 Соглашения с Россией ).

Прибыль российской организации от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств, указанных в подп. ж) п. 1 ст. 3 Соглашения с Россией , облагается налогом только в России (п. 1 ст. 8 Соглашения с Россией ).

Для целей Соглашения с Россией  прибыль от международных перевозок включает прибыль, полученную от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме транспортных средств (п. 2 ст. 8 Соглашения с Россией ).

Таким образом, если в состав платы за международную перевозку грузов автомобильным транспортом включены доходы в виде оплаты технологических простоев, то такая плата облагается в России и освобождается от налога на доходы в Беларуси.

Для целей применения положений Соглашения с Россией  российская организация должна представить в установленном порядке подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в России, заверенное компетентным органом Российской Федерации (часть первая п. 1 ст. 194 НК ).

В описываемой ситуации такое подтверждение (сертификат о своем резидентстве в России) представлено российской организацией, поэтому указанные доходы не облагаются в Беларуси.

Налогообложение доходов российской организации в виде штрафных санкций за нарушение условий договоров осуществляется с учетом норм ст. 18 Соглашения с Россией .

Из них следует, что доходы организации – резидента Российской Федерации из источников в Республике Беларусь в виде штрафных санкций облагаются налогом на доходы в Республике Беларусь.

Оснований для освобождения от налога на доходы |*| полученного российской организацией дохода в виде штрафных санкций или возврата налога из бюджета Республики Беларусь, в т.ч. при представлении подтверждения постоянного местонахождения российской организации в России, не имеется.

* Правоприменительная практика по исчислению и уплате налога на доходы

Но устранить двойное налогообложение доходов российской организации можно иным способом.

Для этого следует применить нормы ст. 20 Соглашения с Россией  и административные процедуры, существующие в белорусском и российском законодательстве.

Соглашением с Россией  установлено, что если резидент России получил доход, который может быть обложен налогом в Беларуси, то сумма налога, взимаемая с этого плательщика в Беларуси, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с этого же плательщика в России. Сумма вычета не может превышать сумму налога на такой доход, рас-считанную по законодательству Российской Федерации.

Российской организации следует обратиться в белорусский налоговый орган по месту нахождения налогового агента и получить справку о виде и размере полученного дохода, а также о суммах и ставке уплаченного с этих доходов налога на доходы. Справка выдается тогда, когда в белорусском налоговом органе есть сведения, что налог на доходы иностранной организации, удержанный из средств нерезидента, уже поступил в бюджет Республики Беларусь.

Форма справки об уплате налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, приведена в приложении 10 к постановлению МНС № 14 [5].

С полученной справкой российская организация обращается в налоговый орган в России, где этот налоговый орган принимает решение о зачете сумм уплаченного в Беларуси налога. Зачет происходит в соответствии с российским законодательством.

Документы к статье

[1] Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налого-обложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение с Россией)

[2] Правила авто-мобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970)

[3] Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК)

[4] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК)

[5] постановление МНС Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 «Об осуще-ствлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов» (далее – постановление МНС № 14)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup