AA

Организация получила сообщение от инспекции МНС. Как действовать бухгалтеру?

Камеральная проверка – это одна из разновидностей проверок, проводимых налоговыми органами. В ходе такой проверки налоговые органы изучают налоговые декларации, иные документы и информацию о плательщике. Какие выводы может сделать налоговая инспекция по результатам такой проверки? Какие сообщения получают организации по ее результатам? Рассказывает автор материала.

В III квартале 2020 г. многие организации получили из инспекций МНС сообщения следующего содержания:

«Инспекцией МНС в ходе предварительного этапа камеральной проверки налоговых деклараций по налогу при УСН (по налогу на прибыль) за II квартал 2020 г., с учетом документов и информации, имеющейся в налоговом органе, установлено, что согласно представленным вами налоговым декларациям по налогу при УСН (налогу на прибыль) за указанный период валовая выручка за II квартал 2020 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. снизилась более чем на 50 % (или указывают конкретную сумму снижения выручки)».

Далее в сообщении предлагается представить в ИМНС декларацию (расчет) по налогу при УСН (на прибыль) за II квартал 2020 г. с изменениями и (или) дополнениями либо пояснить причины снижения выручки.

Бухгалтеры организаций, мягко говоря, недоумевают при получении таких сообщений, ведь причина снижения выручки во II квартале всем понятна, и считают, что «не будут на такую ерунду отвечать».

Рассмотрим:

– какими должны быть действия плательщика при получении подобного сообщения;

– с какими рисками могут встретиться те плательщики, которые проигнорируют подобные сообщения.

Одна из разновидностей проверок, проводимых налоговыми органами, – камеральная проверка. Такая проверка проводится на основании изучения налоговых деклараций, других документов и информации о плательщике, имеющихся в налоговом органе. Проверку проводят непосредственно в налоговой инспекции без визита к налогоплательщику и без выдачи предписания на ее проведение (п. 1 ст. 73 НК [1]).

Предписание на проведение проверки не оформляется, выезд налоговых инспекторов не производится, поэтому о том, что камеральная проверка проводится, плательщик может и не знать, так как в отдельных случаях, установленных Указом № 510 [2], записи в книгу учета проверок не вносятся (п. 7 постановления № 383 [3]).

В НК  выделены следующие этапы проведения камеральной проверки |*|:

* Последующий этап камерального контроля

• на первом этапе осуществляется предварительный контроль (автоматический предварительный контроль налоговых деклараций с использованием программных и технических средств и направлением плательщику информационного сообщения в случае выявления ошибок в заполнении декларации) (п. 5 ст. 73 НК );

• далее осуществляется последующий контроль. При установлении в ходе последующего этапа камеральной проверки неполноты сведений, ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) документах, представленных плательщиком в соответствии с законодательством, отклонений плательщику направляется уведомление с предложением представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения, либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы, либо представить налоговую декларацию (расчет) (пп. 7 и 8 ст. 73 НК ).

Сообщения, которые получили плательщики, – это следствие предварительного этапа камеральной проверки. Разберемся более подробно, о чем идет речь.

 

Как проходит предварительный этап камеральной проверки

На предварительном этапе камеральной проверки устанавливаются:

1) своевременность постановки на учет в налоговых органах;

2) своевременность представления налоговых деклараций (расчетов);

3) соблюдение порядка заполнения налоговых деклараций (расчетов);

4) правильность оформления реквизитов налоговой декларации (расчета);

5) соответствие указанных в налоговой декларации (расчете) реквизитов плательщика сведениям, содержащимся в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц);

6) правильность арифметического подсчета сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, подлежащих уплате в бюджет согласно представленной налоговой декларации (расчету);

7) своевременность и полнота уплаты в бюджет налогов, сборов (пошлин), пеней;

8) соблюдение требований НК  об обеспечении зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также внереализационных доходов на свои текущие (расчетные) банковские счета в банке в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществление платежей с них в порядке, преду-смотренном законодательством (при образовании задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням и иным платежам в республиканский и местные бюджеты, а также задолженности по штрафам за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения до полного ее погашения).

Кроме того, предварительный этап камеральной проверки в порядке, установленном ст. 73 НК , может быть проведен в отношении и иных документов, обязанность представления которых установлена законодательством.

Если плательщиком при составлении налоговой декларации в виде электронного документа допущено несоблюдение порядка ее заполнения, на предварительном этапе камеральной проверки формируется перечень ошибок, после исправления которых плательщик направляет в налоговый орган налоговую декларацию.

Плательщику направляется сообщение с предложением внести в декларацию соответствующие исправления и (или) представить пояснения, если в ходе предварительного этапа камеральной проверки:

– выявлены ошибки в заполнении налоговой декларации;

– понадобились пояснения по исчислению, уплате налогов, сборов (пошлин) и соблюдению порядка заполнения налоговых деклараций (расчетов).

 

Составляющие последующего этапа камеральной проверки

Последующим этапом камеральной проверки устанавливаются:

– полнота исчисления налогов, сборов (пошлин) и достоверность сведений, указанных плательщиком в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, обязанность представления которых установлена законодательством, либо их непредставление;

– соответствие данных, содержащихся в налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах и (или) информации, иным имеющимся в налоговом органе документам и (или) информации о деятельности плательщика;

– обоснованность применения плательщиком налоговых ставок и налоговых льгот;

– соблюдение требований законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы, в т.ч. соответствие данных, содержащихся в декларациях об объемах производства и (или) оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, балансах производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, отчетах, обязанность представления которых установлена законодательством, иным имеющимся в налоговом органе документам, сведениям о деятельности плательщика;

– иные вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.

При выявлении в ходе последующего этапа камеральной проверки неполноты сведений, ошибок в налоговой декларации или документах, представленных плательщиком, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе, плательщику направляется уведомление с предложением не позднее 10 рабочих дней со дня его направления представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения, либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы.

 

Варианты ответа плательщика на сообщение налогового органа

Сообщение по установленной форме по предварительному этапу камеральной проверки направляется в электронном или письменном виде. Плательщику предлагается |*| не позднее 5 рабочих дней со дня получения сообщения отреагировать на сообщение двумя следующими способами:

* Как отстоять свои права по результатам камерального контроля

• представлением декларации (расчета) по налогам с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

• представлением пояснения на описанные в сообщении обстоятельства.

Пять рабочих дней отсчитываются с даты получения сообщения плательщиком, которая определяется как (п. 9 ст. 73 НК ):

– либо день их размещения в электронной форме в личном кабинете плательщика;

– либо по истечении 3 рабочих дней со дня направления в письменной форме.

Если плательщик примет решение представить в ИМНС декларацию (расчет) по налогам с внесенными изменениями и (или) дополнениями в ответ на сообщение налогового органа, то на титульном листе соответствующей декларации (расчета) проставляются знак «Х» и дата и номер сообщения налогового органа в поле «в соответствии с пунктом 6 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь согласно сообщению».

Если плательщик достоверно отразил выручку в ситуации, описанной в начале статьи, в декларации по налогу на прибыль или в декларации по налогу при упрощенной системе налогообложения, то представлять уточненную декларацию нет необходимости. Достаточно представить пояснения на сообщение об объективных причинах снижения выручки по сравнению с I кварталом 2020 г. Как правило, выручка большинства организаций в Республике Беларусь снизилась по причине сложной эпидемиологической ситуации, вызванной распространением коронавируса (COVID-19) в мире, и последствий этой ситуации у контрагентов в Республике Беларусь и зарубежных партнеров, поставщиков и покупателей.

 

Риски плательщика в случае игнорирования сообщения

Какие же риски есть у плательщика в случае игнорирования сообщения и непредставления в ИМНС уточненной декларации или пояснения на полученное сообщение |*|?

* Риски камерального контроля полноты уплаты НДС

За непредставление в налоговый орган декларации с внесенными изменениями и (или) дополнениями или пояснений на сообщение налогового органа о допущенных в ранее представленной декларации ошибках порядка заполнения, равно как и за несоблюдение сроков представления таких документов, указанных налоговым органом в сообщении (5 рабочих дней), по мнению автора, не возникает административной ответственности, так как такое сообщение и (или) уведомление направляется налоговым органом с целью предупредить плательщика об установленных несоответствиях.

Однако налоговый орган имеет право переходить от одного этапа к другому в камеральном контроле и на последнем этапе может составить акт камеральной проверки, в котором исчислит подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, налоговых вычетов, затрат, внереализационных расходов, уменьшающих подлежащую уплате в бюджет сумму налога, сбора (пошлины), обоснованность применения которых не подтверждена в установленном порядке, а также с учетом иных элементов налогообложения (п. 10 ст. 73 НК ).

Кроме того, при обнаружении в ходе камеральной проверки обстоятельств, указывающих, что плательщиком допускаются правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой на основании представленных (непредставленных) в соответствии с законодательством плательщиком документов, может быть назначена проверка в порядке, установленном законодательством (п. 13 ст. 73 НК ).

Отсюда вывод: представляйте пояснения на сообщения или уведомления по результатам камерального контроля и работайте спокойно.

Документы к статье

[1] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК)

[2] Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее – Указ № 510)

[3] постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Респуб-лики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» (далее – постановление № 383)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup