AA

Представительство и постоянное представительство иностранной организации в Республике Беларусь: налоговые обязательства и их отличия

Когда деятельность иностранной организации признается деятельностью через постоянное представительство? Чем отличается статус иностранного представительства от статуса постоянного представительства? Каковы налоговые обязательства этих представительств? Именно данные вопросы читателей и побудили редакцию журнала «Главный Бухгалтер» организовать круглый стол, посвященный вопросам налогообложения представительств.

В работе мероприятия приняла участие Татьяна Николаевна Филатова, которая имеет значительный опыт работы в налоговой службе Республики Беларусь, является автором многочисленных публикаций по вопросам налогообложения организаций в журнале «Главный Бухгалтер».

Предлагаем вниманию читателей ответы, подготовленные нашей гостьей.

Представительство итальянской коммерческой организации (далее – представительство) не осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь. Для целей деятельности оно открыло в белорусском банке валютный счет, куда ежеквартально поступают денежные средства от иностранной компании на содержание представительства.

Нужно ли представительству уплачивать налог на прибыль и подавать декларацию по налогу на прибыль в белорусский налоговый орган?

Представительству не надо исчислять и уплачивать налог на прибыль. Однако декларацию по налогу на прибыль |*| представить необходимо. Она представляется в налоговый орган по месту нахождения представительства иностранной организации.

* Порядок представления представительствами иностранных организаций декларации по налогу на прибыль за 2019 г.

Обоснуем наш ответ.

Представительство коммерческой иностранной организации может быть открыто, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь, только в целях осуществления от имени и по поручению представляемой им иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера, включая деятельность по изучению рынков товаров и услуг Республики Беларусь; изучению возможностей для осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь и др. (п. 8 Положения № 408*).
_______________
* Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408 (далее – Положение № 408, постановление № 408).

Определение деятельности подготовительного и вспомогательного характера для целей налогообложения содержится в п. 5 ст. 180 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Там указано, что не признается постоянным представительством иностранной организации в Республике Беларусь место, используемое ею исключительно для одной или нескольких следующих целей: хранение, демонстрация или поставка товаров; закупка товаров (работ, услуг), имущественных прав для иностранной организации; сбор или распространение информации для иностранной организации; осуществление иных видов деятельности, если при этом деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер.

В случае осуществления дополнительной (вспомогательной) деятельности определить полученную иностранной компанией прибыль на территории Республики Беларусь не представляется возможным, а также невозможно определить налог на прибыль для такой иностранной организации в Беларуси.

В абз. 4 п. 2 ст. 167 НК прямо указано, что валовой прибылью для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признается сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов. Представительства иностранных организаций, зарегистрированные в Республике Беларусь в соответствии с постановлением № 408 и ведущие дополнительную (вспомогательную) деятельность в Беларуси, в этой норме НК не названы.

В то же время декларацию по налогу на прибыль представить необходимо.

Помимо этого, иностранная организация, открывшая представительство, не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, должна представить в налоговый орган копию письменного отчета о деятельности представительства иностранной организации, составленного в соответствии с законодательством.

 

Представительство иностранной организации не осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь. Оно является обособленным подразделением этой организации и действует в Беларуси на основании Положения о представительстве, разработанного иностранной организацией.

Какую бухгалтерскую отчетность и какие из приложений к бухгалтерскому балансу должно представлять в налоговый орган представительство иностранной организации?

У представительства иностранной организации, указанного в вопросе, отсутствует обязанность представлять в белорусский налоговый орган годовую индивидуальную отчетность, включая приложения к бухгалтерскому балансу.

Обоснуем наш ответ.

Порядок ведения бухгалтерского учета в Республике Беларусь регулирует Закон о бухучете*. Его действие распространяется на организации (п. 1 ст. 2 Закона о бухучете).

Под организациями для целей применения положений Закона о бухучете понимаются в т.ч. представительства иностранных и международных организаций (абз. 9 ст. 1 Закона о бухучете).

Для организаций обязанность представлять в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, определена подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК.

Годовая отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении собственного капитала, отчета о движении денежных средств, примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (ст. 15 Закона о бухучете).

Однако действие нормы подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК не распространяется на иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Беларуси через постоянное представительство, которая согласно ст. 180 НК рассматривается как деятельность на территории республики через постоянное представительство (абз. 4 части второй подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК, который действует с 1 января 2019 г.).

Это значит, что у представительств иностранных организаций, открытых на территории Республики Беларусь в соответствии с Положением № 408, нет обязанности представлять в налоговый орган вышеуказанные документы |*|.

* Нюансы возникновения представительства при переработке давальческого сырья

 

У иностранной организации в г. Минске открыто представительство, которое не осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Беларуси. По договору с одной белорусской организацией нерезидент завершает строительные работы в Гомельской области, где у него есть постоянное представительство. В г. Бресте этот нерезидент начинает выполнять услуги по авторскому надзору по договору с другой белорусской организацией, которые также приведут к возникновению постоянного представительства.

В какой белорусский налоговый орган следует представлять декларацию по налогу на прибыль нерезиденту в Беларуси?

Декларацию по налогу на прибыль надо представить в налоговый орган по каждому месту осуществления деятельности в Беларуси.

Обоснуем наш ответ.

У иностранной организации может быть организовано (создано) на территории Беларуси несколько мест деятельности, где она может заниматься деятельностью предпринимательского характера. Если согласно нормам НК каждое место и вид деятельности будут являться деятельностью через постоянное представительство, то иностранная организация обязана в каждом из этих мест состоять на учете в налоговом органе Республики Беларусь, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги в бюджет Республики Беларусь, а также представлять отчетность в эти белорусские налоговые органы.

Иностранная организация независимо от наличия на территории Республики Беларусь своих постоянных представительств может открывать в уполномоченных органах (исполкомах) представительство, которое является структурным подразделением этой организации. Такое подразделение не вправе вести предпринимательскую деятельность в Беларуси.

Одновременно у одной и той же иностранной организации на территории Беларуси могут сосуществовать одно или несколько постоянных представительств, а также и структурное подразделение, открытое в уполномоченном органе.

Для таких случаев в НК предусмотрена следующая норма: налоговая декларация по налогу на прибыль представляется в налоговый орган по месту нахождения представительства иностранной организации, а также в налоговый орган по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство без дублирования участвующих в определении прибыли к налогообложению показателей (часть вторая п. 8 ст. 186 НК). Декларация налогу на прибыль представляется и при отсутствии объектов налогообложения в налоговом периоде (часть третья п. 2 ст. 40 НК) |*|.

* Письмо МНС Республики Беларусь от 24.05.2019 № 4-2-15/00761 «О налогообложении иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство»

 

Представительство иностранной компании приобретает на территории Республики Беларусь у белорусских организаций материалы, работы, услуги. Первичные учетные документы (товарные накладные, акты) оформляются с указанием в них представительства иностранной организации в качестве получателя этих материалов, работ, услуг. Расчеты за них осуществляет головная компания со счетов, открытых за пределами Республики Беларусь.

Нужно ли отражать в учете представительства поступившие материалы, работы, услуги, а также расчеты за них?

Да, это необходимо.

Иностранные организации, которые ведут деятельность на территории Беларуси, должны ее регулировать согласно законодательству Республики Беларусь, включая вопросы ведения учета и отчетности в республике.

Представительство иностранной организации, аккредитованное в Беларуси, для целей Закона о бухучете рассматривается в качестве организации (абз. 9 ст. 1 Закона о бухучете).

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом, а учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета (п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 11 Закона о бухучете).

Следовательно, поступившие материалы, работы, услуги должны быть отражены на счетах учета в представительстве иностранной организации.

Для отражения этих операций в представительстве имеются первичные учетные документы (товарные накладные, акты).

Расчеты за такие материалы, работы, услуги также должны быть отражены в бухгалтерском учете представительства нерезидента.

В этом случае первичным учетным документом может быть извещение (авизо) |*|.

* Можно ли представительству иностранной организации в Республике Беларусь учитывать затраты для целей налога на прибыль

 

От редакции

Авизо, используемое между структурными отделами одной компании (организации, фирмы), представляет собой форму бухгалтерской справки. Функция этого документа – передача сведений между отделами.

Унифицированная форма авизо отсутствует. Поэтому субъект (в нашем случае – представительство иностранной организации) может установить свою форму документа и закрепить ее в положении об учетной политике. Однако в этом документе обязательно должны содержаться эти данные:

– номер уведомления;

– дата совершения операции;

– суть проведенной операции;

– основания, по которым она проведена;

– сумма и номер счета;

– сумма транзакции или доход от продажи;

– информация об отправителе и получателе (в т.ч. реквизиты);

– исходящий номер.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup