AA

Часть арендаторов отказалась от занимаемых площадей. Как быть с амортизацией?

Нынешние сложные времена порождают для организаций самые разные проблемы. Сокращается выручка, а то, что всегда явно было затратами, назвать таковыми сегодня, порой, можно с натяжкой. Об одной такой ситуации рассуждает автор материала.

Ситуация

Сократились площади, сданные в аренду

Организация сдает в аренду помещения в здании. По причине пандемии коронавируса COVID-19 часть арендаторов отказалась с мая 2020 г. от аренды площадей. Данные площади в настоящее время не используются, по ним ведется поиск новых арендаторов.

Каким образом отражаются в бухгалтерском и налоговом учете амортизационные отчисления по данным помещениям в здании (здание является единым инвентарным объектом основных средств), если сдача недвижимого имущества в аренду относится к основной текущей деятельности организации?

Нужно ли часть амортизационных отчислений отражать как в случае простоя либо как по объекту, частично используемому в предпринимательской деятельности?

По общему правилу амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности, производятся на протяжении всего срока полезного использования объектов и отражаются путем ежемесячного включения амортизационных отчислений:

– в затраты на производство или расходы на реализацию – при нахождении объектов основных средств в эксплуатации либо в простое продолжительностью до 3 месяцев, в т.ч. в связи с проведением ремонта;

– в состав прочих расходов по текущей деятельности – при нахождении объектов основных средств в простое продолжительностью свыше 3 месяцев, в т.ч. в связи с проведением ремонта, в простое, вызванном полной остановкой производства продукции (работ, услуг) в структурном подразделении организации или организации в целом, а также при нахождении в запасе (часть первая п. 45 Инструкции № 37/18/6 [1]).

Простой |*| – временная приостановка эксплуатации объекта по причине производственного (технического или технологического) или экономического характера (приложение 5 к Инструкции № 37/18/6 ).

* Начисление амортизации в случае простоя

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Справочно: инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы (п. 6 Инструкции № 26 [2]).

В рассматриваемой ситуации отсутствует временная приостановка эксплуатации объекта основных средств (здания), поскольку часть помещений продолжает использоваться в предпринимательской деятельности. Следовательно, по мнению автора, с учетом норм Инструкции № 37/18/6  факта простоя нет.

В случае использования объекта основных средств одновременно в предпринимательской деятельности и в деятельности, не являющейся предпринимательской (п. 8 Инструкции № 37/18/6 ), амортизируемая стоимость указанного объекта подлежит разделению в части указанного использования в зависимости от соотношения натуральных показателей данного использования, в т.ч. обслуживаемых лиц, затраченного времени. Указанные части амортизируемой стоимости используются для включения (отнесения) амортизационных отчислений в зависимости от применения в соответствующей деятельности согласно подп. 4.2 п. 4 и п. 5 Инструкции № 37/18/6 .

Приведенная норма, по мнению автора, в данной ситуации неприменима, поскольку все здание является амортизируемым объектом основных средств, используемым в предпринимательской деятельности. Тот факт, что часть арендаторов отказалась с мая 2020 г. от занимаемых площадей, не означает, что часть объекта основных средств (здания) используется в деятельности, не являющейся предпринимательской. По данным площадям ведется поиск новых арендаторов с целью извлечения дохода.

Таким образом, по мнению автора, амортизационные отчисления по всему зданию следует относить на затратный счет (см. таблицу):

Для целей налогообложения прибыли затраты по производству и реализации, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК [3]).

Суммы амортизационных отчислений по основным средствам, неиспользуемым в предпринимательской деятельности и не находящимся в эксплуатации, не учитываются при налогообложении прибыли (подп. 1.9 п. 1 ст. 173 НК ).

По мнению автора, организация вправе учитывать при налогообложении прибыли амортизационные отчисления по всему зданию*.

________________

* Отметим, что схожие выводы содержатся и в разъяснениях специалистов МНС Республики Беларусь (журнал «Налоги Беларуси», 2019, № 35).

Кроме этого, организация вправе принять решение о неначислении амортизации |*| с 1 января по 31 декабря 2020 г. по всем или отдельным объектам основных средств, используемым ею в предпринимательской деятельности (постановление № 229 [4]).

* По решению Правительства в 2020 г. можно вновь не начислять амортизацию

Документы к статье

[1] Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6)

[2] Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26)

[3] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК)

[4] постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.04.2020 № 229 «О неначислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2020 году» (далее – постановление № 229)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup