Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Банкротство как способ выжить

(Комментарий к отдельным нормам законодательства о банкротстве)

Кристина Шибеко, юрист

Слово "банкротство" происходит от латинских слов bancus ("скамья") и ruptus ("сломанный").
Банкротство хозяйствующего субъекта можно рассматривать как один из этапов его существования. Оно возникает в том случае, когда этот субъект становится не в состоянии своим имуществом расплатиться по долгам. Зачастую банкротство приводит к ликвидации организации.
Банкротство предприятия может возникнуть по ряду причин, которые не обязательно связаны с неэффективным управлением либо действиями учредителей (участников) или исполнительных органов предприятия. Особую актуальность приобретает такая причина экономической несостоятельности, как наступление внешних предпринимательских рисков, к которым относятся в т.ч. валютные риски, непредвиденные изменения законодательства, нестабильность внешнеэкономических отношений, резкое изменение цен на внутреннем рынке и др. Все это может привести к неконтролируемому уменьшению активов предприятия и, как следствие, к невозможности исполнения обязательств перед кредиторами.

 

Белорусское законодательство дает расширенное толкование понятия "банкротство". Так, экономической несостоятельностью (банкротством) признают неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную хозяйственным судом или правомерно объявленную должником (ст. 1 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон)).

Понятия "банкротство" и "экономическая несостоятельность" разграничены Указом Президента РБ от 12.11.2003 № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" (далее – Указ).
Банкротство Указ определяет как неплатежеспособность, признанную решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с ликвидацией должника. Экономическая несостоятельность – то же, но с санацией должника.
Когда неплатежеспособность имеет устойчивый характер и удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника – юридического лица, должник обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве. Кроме того, Закон дает право должнику подать заявление в предвидении банкротства, когда определенные обстоятельства очевидно свидетельствуют о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер.
На первый взгляд может показаться, что процедура банкротства направлена только на защиту прав кредиторов и максимальное удовлетворение их требований, а также на ликвидацию несостоятельного должника. Однако анализ норм действующего законодательства дает понять, что приоритетными целями применения данной процедуры являются в т.ч. защита интересов должника, сохранение его имущества и при возможности восстановление платежеспособности. Реализации указанных целей в основном служат 2 группы норм:
1) нормы, направленные на предупреждение банкротства;
2) нормы, регулирующие банкротство с санацией должника.
 
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА
 
Принятие своевременных мер по предупреждению банкротства вменено в обязанность учредителей (участников) должника – юридического лица, собственника имущества должника – унитарного предприятия, государственных органов, местных исполнительных и распорядительных органов в пределах своей компетенции (ст. 15 Закона). Меры заключаются в улучшении финансового состояния должника и должны быть приняты до подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве. Кроме того, Закон дает право кредиторам или иным лицам на основании соглашения с должником принимать меры, направленные на улучшение финансового состояния должника.
 
Досудебное оздоровление
Понятие досудебного оздоровления, введенное Указом, является обязательным и означает меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности.
Поэтому к заявлению должника следует в обязательном порядке прилагать документы, свидетельствующие о том, что обязанными лицами в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством, разработаны меры по досудебному оздоровлению (а должником осуществлены эти меры) или было принято решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления.
Активное участие в разработке и реализации мер по досудебному оздоровлению принимают комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), которые создаются и действуют при государственных органах, а также сами государственные органы.
На период принятия мер по досудебному оздоровлению, предложенных комиссией и утвержденных соответствующим решением государственного органа, юридические лица освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника. Следовательно, лица, полномочные принимать или принимающие решение о подаче заявления должника, в этом случае не будут нести субсидиарную ответственность по обязательствам должника при неподаче заявления должника.
 
Что можно предложить в качестве мер по оздоровлению?
Примерный перечень мер, которые могут осуществляться для проведения досудебного оздоровления, определен в подп. 1.6 п. 1 Указа. К ним отнесены:
1) изменение структуры и состава органов управления юридических лиц и иных организаций;
2) взыскание дебиторской задолженности;
3) привлечение инвестиций, в т.ч. иностранных;
4) реорганизация юридических лиц;
5) содействие достижению соглашений юридических лиц с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в т.ч. путем предоставления необходимых гарантий;
6) погашение задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности;
7) выделение юридическим лицам бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение договоров займа (кредитных договоров), погашение кредиторской задолженности за счет иных источников;
8) изменение установленного законодательством срока уплаты налогов и пени путем предоставления отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов и пени и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пени, налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита;
9) предоставление кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке.
Положение о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налогового кредита, утвержденное Указом Президента РБ от 28.03.2006 № 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" (далее – Указ № 182), предусматривает предоставление налогового кредита, отсрочки и (или) рассрочки по налогам по решению Президента в целях предотвращения банкротства предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Под налоговым кредитом в данном случае понимают перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита. Налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 3 лет при угрозе экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты налога. За пользование налоговым кредитом юридические лица уплачивают проценты в размере не менее 1/2 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты кредита.
Плательщику также может быть индивидуально предоставлена отсрочка и (или) рассрочка на сумму задолженности по налогам и пени на срок не более 1 года. При этом начисляются и уплачиваются проценты в размере не менее 1/4 ставки рефинансирования Нацбанка.
По налогам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты, областные и Минский городскойСоветы депутатов вправе предоставлять налоговый кредит, отсрочку и (или) рассрочку уплаты налогов и пени по основаниям и в порядке, установленным этими органами.
При стремительном росте цен на энергоресурсы дополнительным способом "выжить" стала возможность использовать льготные цены (тарифы), а также получить отсрочку и (или) рассрочку погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию, образовавшейся на определенную дату. Такие преференции могут быть установлены на срок в пределах финансового года по решению Совета Министров по следующим основаниям:
1) угроза экономической несостоятельности (банкротства) потребителя в случае приобретения энергоресурсов по установленным в соответствии с законодательством ценам (тарифам);
2) угроза экономической несостоятельности (банкротства) потребителя в случае единовременного предъявления требования об оплате задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию.
Это предусмотрено Положением о порядке понижения цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо, а также предоставления отсрочки и (или) рассрочки погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию, утвержденным Указом № 182.
При грамотном применении всех возможностей по досудебному оздоровлению, а также мер, специально разработанных применительно к отдельному предприятию, вполне возможна ситуация выхода этого предприятия из состояния неплатежеспособности или угрозы неплатежеспособности. Соответственно исчезают необходимость и основания для признания хозяйствующего субъекта банкротом. В противном случае является целесообразной (а в предусмотренных законом случаях обязательной) подача заявления должника о банкротстве в хозяйственный суд.
Если досудебное оздоровление не завершено до возбуждения судом дела о банкротстве, перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника, предлагаемых собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, государственными органами, включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который утверждает хозяйственный суд.
 
БАНКРОТСТВО С САНАЦИЕЙ ДОЛЖНИКА
 
Что такое защитный период?
Защитным периодом является процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого судом (не более 3 месяцев), в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.
Процедуру защитного периода применяют только при рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица.
При введении защитного периода хозяйственный суд назначает временного управляющего.
Защитный период – это этап завершения досудебного оздоровления и перехода к конкурсному производству, в процессе которого в полной мере реализуются меры по защите должника и восстановлению его платежеспособности. Дело об экономической несостоятельности (банкротстве) на данном этапе уже возбуждено.
 
Конкурсное производство направлено на оздоровление предприятия
Конкурсное производство хозяйственный суд возбуждает, если на основании заявления о банкротстве должника и отчета временного управляющего придет к выводу, что неплатежеспособность должника имеет или приобретает устойчивый характер.
Конкурсное производство направлено на оздоровление предприятия и предотвращение увеличения его долгов и включает процедуру санации или ликвидационное производство. Решение о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица принимается только при отсутствии оснований для проведения санации.
Со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства руководитель организации отстраняется от работы, а управление делами и имуществом должника возлагается на назначенного судом антикризисного управляющего.
Важное значение для восстановления платежеспособности должника имеют следующие последствия открытия конкурсного производства:
– наступает обязанность досрочного исполнения всех денежных обязательств должника, а также уплаты ранее отсроченных обязательных платежей должника;
– приостанавливают начисление процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических (финансовых) санкций по всем видам задолженности должника;
– ограничивают возможность совершения сделок, связанных с имуществом должника;
– отменяют ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимают ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника;
– приостанавливается удовлетворение требований кредиторов по платежным обязательствам должника;
– ограничивают возможности наложения нового ареста на имущество должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника, исполнения обязательств должника, права должника, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия, учредителей (участников) должника;
– не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, предъявленным к исполнению в виде бесспорного (безакцептного) списания средств;
– запрещено удовлетворение требований учредителя (участника) должника – юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава учредителей (участников), если иное не предусмотрено Законом.
Такие последствия предотвращают возрастание общей суммы долгов предприятия и в то же время не ограничивают возможности возврата имущества предприятия и взыскания дебиторской задолженности.
У антикризисного управляющего в целях сохранения имущества должника есть дополнительные возможности отказать в исполнении договора должника, не выполненного сторонами полностью или частично, в следующих случаях:
– если исполнение договора должника повлечет для должника убытки по сравнению с исполнением аналогичных договоров, заключаемых при сравнимых обстоятельствах;
– если договор заключен на срок более 1 года или рассчитан на получение должником положительных результатов только по истечении 1 года со дня заключения договора либо в долгосрочной перспективе;
– если исполнение договора невозможно в связи с недостаточной стоимостью имущества должника для его исполнения;
– если исполнение договора должника повлечет дополнительные убытки;
– если имеются иные обстоятельства, увеличивающие в процессе исполнения договора неплатежеспособность должника или препятствующие ее восстановлению.
Антикризисный управляющий осуществляет ряд мер, направленных на возврат имущества должника, включая предъявление требований о возврате имущества должника, находящегося во владении других лиц, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, передаче имущества, на которое наложен арест, о недействительности сделок должника (договоров дарения, залога и др.), о взыскании уплаченного долга, заработной платы и (или) иного вознаграждения с виновных должностных лиц, об отмене раздела имущества и т.д.
 
Финансовое оздоровление должника, или санация должника
При возможности восстановления платежеспособности должника собрание кредиторов либо суд утверждает план санации, подготовленный антикризисным управляющим на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника.
План ликвидации должника разрабатывают только в случае отсутствия оснований для проведения санации должника либо как альтернативу плану санации.
Временные методические рекомендации по разработке плана финансового оздоровления утверждены Комитетом по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации РБ от 08.06.1998.
Для восстановления платежеспособности должника в соответствии с планом санации могут приниматься следующие меры:
– ликвидация дебиторской задолженности;
– исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
– перепрофилирование производства;
– закрытие нерентабельных производств;
– продажа части имущества должника;
– уступка требования должника;
– предоставление должнику финансовой помощи в порядке, установленном законодательством;
– продажа предприятия должника.
Перечень мер не является исчерпывающим.
Общий срок конкурсного производства при проведении санации по законодательству составляет 22 месяца, в течение которых действуют все возможности и ограничения, связанные с открытием конкурсного производства.
 
ВЫВОД
 
У предприятия, в настоящий момент неспособного расплатиться по своим долгам либо при наличии оснований полагать возникновение такой ситуации в будущем, существует основанная на законодательстве возможность подать в хозяйственный суд заявление должника об экономической несостоятельности (банкротстве) и правомерно использовать этот институт для сохранения своего имущества и восстановления стабильного экономического положения в целях дальнейшего осуществления экономической деятельности и последующего участия данного предприятия в хозяйственной деятельности.
В случае же, когда нет смысла спасать нерентабельный бизнес и проводить санацию должника, предприятие ликвидируется.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.