Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Юридические лица могут применять кассовое оборудование только после его регистрации в налоговом органе

(Комментарий к постановлению МНС РБ от 05.09.2011 № 44)

Светлана Новик, экономист
С 14 октября действуют новые правила по использованию кассового оборудования
Организации, использующие кассовое оборудование, должны с 14 октября применять нормы:
– постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – постановление № 924/16) и утвержденного им Положения о порядке использования  кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (далее – Положение);
– постановления МНС РБ от 05.09.2011 № 44* (далее – постановление № 44) и утвержденной им Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования, квитанций формы КВ-1, квитанций для приема наличных денежных средств при оплате юридической помощи, оказанной физическому лицу адвокатами, и снятия их с регистрации (далее – Инструкция № 44).
____________________
* Гл. бухгалтер. – 2011. – № 37. – С. 20–26.
 
Постановление № 44 привело нормативные правовые акты МНС в соответствие с постановлением № 924/16, а именно:
1) признало, в частности, утратившими силу:
– постановление МНС РБ от 09.09.2004 № 103 "Об утверждении Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг" (далее – постановление МНС № 103).
Указанным постановлением были утверждены форма книги кассира-операциониста и порядок ее ведения (форма применялись до 14 октября т.г.);
– постановление МНС РБ от 03.09.2004 № 100 "Об утверждении Инструкции о некоторых вопросах регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг" (далее – постановление № 100).
Постановление № 100 до 14 октября определяло порядок регистрации юридическими лицами (за исключением Нацбанка, банков) (индивидуальными предпринимателями), а также филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями юридических лиц, имеющими отдельный баланс и для совершения операций которым юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленного подразделения, в инспекциях МНС кассового оборудования, квитанций, применяемых для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг;
2) урегулировало порядок регистрации юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), частными нотариусами в инспекциях МНС кассового оборудования, квитанций формы КВ-1 и квитанций для приема наличных денежных средств при оплате юридической помощи, оказанной физическому лицу адвокатами (далее – квитанции) и снятия их с регистрации.
 
Справочно: под кассовым оборудованием следует понимать кассовые суммирующие аппараты (КСА), в т.ч. совмещенные с таксометром, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, используемые для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, проведении электронных интерактивных игр (п. 2 Положения).
 
В налоговом органе регистрируют кассовое оборудование, которое включено в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Беларуси
В Инструкцию № 44 в целом перенесены нормы (за исключением имеющих локальный характер), ранее содержавшиеся в Инструкции, утвержденной постановлением № 100, с учетом терминов и требований в отношении кассового оборудования, содержащихся в постановлении № 924/16.
Кассовое оборудование, как и ранее, подлежит регистрации в налоговом органе:
– до его применения;
– при установке на него средств контроля в порядке, предусмотренном законодательством.
Напомним, что с 14 октября регистрации в налоговых органах подлежит и кассовое оборудование, используемое банками при осуществлении ими валютно-обменных операций и операций по продаже драгоценных металлов, драгоценных камней, монет и футляров к ним, памятных банкнот и других ценностей. До указанной даты кассовое оборудование, используемое банками, не подлежало регистрации в налоговом органе.
Регистрацию в инспекции МНС кассового оборудования, квитанций и снятие их с регистрации следует проводить:
– в порядке и в сроки, установленные перечнем административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.10.2007 № 1399 (далее – Перечень);
– с учетом особенностей, установленных Инструкцией № 44.
Так, регистрацию кассового оборудования в налоговом органе осуществляют в течение 5 рабочих дней с даты подачи субъектом хозяйствования письменного заявления, списка кассового оборудования, акта о снятии показаний денежного оборота кассового оборудования по каждой единице кассового оборудования, эксплуатационной документации (паспорта (формуляра)) на кассовое оборудование, договора на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования (п. 9 Перечня).
 
Важно! В Инструкции № 44 в отличие от Инструкции, утвержденной постановлением № 100, не определены формы документов, необходимых для регистрации кассового оборудования. С учетом практики применения законодательства данные документы можно оформлять по ранее установленным формам, в которых следует убрать гриф о том, что форма является приложением к Инструкции, утвержденной постановлением № 100.
 
Административное решение о регистрации кассового оборудования оформляется путем проставления на 2-м экземпляре списка:
– отметки о регистрации, заверяемой подписью руководителя налогового органа;
– гербовой печати налогового органа с указанием даты заверения. Одновременно проставляется штамп налогового органа о регистрации кассового оборудования на 1-м листе обложки паспорта (формуляра) на кассовое оборудование, который вместе с договором на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования возвращают субъекту хозяйствования.
 
Справочно: основанием для отказа индивидуальному предпринимателю в регистрации кассового оборудования является отсутствие у него текущего (расчетного) счета в банке. Это обусловлено нормами Указа Президента РБ от 22.02.2000 № 82 "О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь". Так, индивидуальные предприниматели обязаны открывать в банках текущие (расчетные) счета, если:
– ежемесячный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), кроме выручки, полученной от осуществления видов деятельности, по которым эти предприниматели уплачивают единый налог в соответствии сзаконодательными актами, превышает сумму, эквивалентную 1 000 базовых величин, на 1-е число месяца, в котором производилась реализация товаров (работ, услуг);
– прием наличных денежных средств осуществляется ими с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем.
Приведенная норма касается в т.ч. и кассового оборудования, совмещенного с таксометром.
 
В случае изменения адреса установки кассового оборудования (за исключением кассового оборудования, используемого на транспорте и при выездной торговле), который был указан в документах при регистрации такого оборудования, субъект хозяйствования не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем изменения адреса установки кассового оборудования, должен представить в инспекцию МНС список кассового оборудования, сведения о котором изменились.
При снятии субъекта хозяйствования с учета в одной инспекции МНС и постановке на учет в другой кассовое оборудование считают зарегистрированным в инспекции МНС по новому месту нахождения юридического лица (месту жительства индивидуального предпринимателя) с даты снятия организации (субъекта хозяйствования) с учета в инспекции МНС.
Как и ранее, кассовое оборудование, выданное на замену центром технического обслуживания и ремонта кассового оборудования (ЦТО) на время ремонта вышедшего из строя кассового оборудования, должно быть зарегистрировано в инспекции МНС по месту постановки ЦТО на учет в качестве плательщика.
 
В отдельных случаях кассовое оборудование может быть снято с регистрации налоговым органом самостоятельно без заявления субъекта хозяйствования
Основания, по которым кассовое оборудование подлежит снятию с регистрации в инспекции МНС, перечислены в п. 10 Инструкции № 44.
В налоговом органе кассовое оборудование может быть снято с регистрации в случаях, если:
– оно не соответствует технической документации и эталонному образцу модели (модификации) кассового оборудования, включенной в Государственный реестр, по акту (заключению) юридического лица, определенного Госкомстандартом, о результатах технического освидетельствования кассового оборудования;
– его модель (модификация) исключена из Государственного реестра;
– отсутствует либо повреждено средство контроля;
– прекратился договор на техническое обслуживание и ремонт и не заключен новый договор на техническое обслуживание и ремонт (за исключением специальных компьютерных систем);
– производится его передача в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление), во владение и (или) пользование другому лицу;
– происходит ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя);
– истекает 6 лет с даты первой регистрации КСА, в т.ч. совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин в инспекции МНС (за исключением КСА, используемых в своей деятельности банками).
 
Справочно: срок использования КСА (за исключением КСА, используемых в своей деятельности банками), в т.ч. совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, а также запрет, связанный с данным сроком, будут действовать с 1 июля 2013 г. (подп. 2.4 п. 2 постановления № 924/16). Норма подп. 10.10 п. 10 Инструкции № 44 (в отношении истечения 6 лет с даты первой регистрации КСА в инспекции МНС) также вступает в силу с 1 июля 2013 г.
 
В перечисленных выше случаях снять кассовое оборудование с регистрации налоговый орган может самостоятельно – без заявления субъекта хозяйствования. Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней до дня принятия руководителем налогового органа решения о снятии кассового оборудования с регистрации должен направить субъекту хозяйствования уведомление о снятии кассового оборудования с регистрации с требованием представить фискальный отчет за последний день работы кассового оборудования, а также эксплуатационную документацию (паспорт (формуляр)) на кассовое оборудование. При представлении паспорта (формуляра) на кассовое оборудование проставляется штамп налогового органа о снятии кассового оборудования с регистрации на первом листе обложки паспорта (формуляра), который возвращается субъекту хозяйствования.
При снятии кассового оборудования с регистрации по заявлению субъекта хозяйствования фискальный отчет представляют за последний день работы кассового оборудования.
Решение о снятии кассового оборудования с регистрации по заявлению субъекта хозяйствования оформляют путем проставления штампа налогового органа о снятии с регистрации кассового оборудования на 1-м листе обложки паспорта (формуляра) на кассовое оборудование, который возвращают субъекту хозяйствования.
 
Квитанции формы КВ-1 утверждены постановлением Минюста РБ от 29.04.2005 № 18
В инспекции МНС по месту постановки плательщика на учет подлежат регистрации следующие квитанции:
– бланк квитанции формы КВ-1 (государственные нотариальные конторы) о приеме наличных денежных средств государственными нотариусами при оплате государственной пошлины, тарифа за оказание дополнительных платных услуг правового и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий, являющийся бланком строгой отчетности;
– бланк квитанции формы КВ-1 (частные нотариусы) о приеме наличных денежных средствчастными нотариусами при оплате государственной пошлины, нотариального тарифа за совершение нотариальных действий и за оказание услуг правового и технического характера, связанных с их совершением, являющийся бланком строгой отчетности.
 
Справочно: обязанность регистрации в налоговом органе данных квитанций предусмотрена подп. 1.8 п. 1 Декрета Президента РБ от 03.05.1997 № 12 "О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь".
 
Так, наличные расчеты по оплате:
юридической помощи, оказываемой адвокатами, следует осуществлять путем внесения гонорара по квитанции установленного образца, зарегистрированной в государственных налоговых органах, в кассу соответствующей коллегии адвокатов в порядке, определяемом Советом Министров;
государственной пошлины, нотариального тарифа за совершение нотариальных действий и дополнительных платных услуг правового и технического характера необходимо осуществлять путем приема денег нотариусом с выпиской квитанции установленного образца, зарегистрированной в государственных налоговых органах, в порядке, определяемом Советом Министров.
Регистрацию указанных квитанций осуществляют в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации квитанций, представляемого по форме согласно приложению к Инструкции № 44 (п. 12 Перечня).
Квитанцию считают зарегистрированной, если на ней есть проставленный инспекцией МНС штамп.
 
Важно!
1. Если в организации имели место случаи утери (хищения, уничтожения) квитанций, зарегистрированных в налоговом органе, она обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту их регистрации не позднее дня, следующего за днем обнаружения утери (хищения, уничтожения).
2. Журналы регистрации квитанций (приложение 7 к Инструкции, утвержденной постановлением № 100), изготовленные до 14 октября т.г., можно применять до полного их использования.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.