Заключение эксперта

(Льготы в сфере культуры: подводные камни в применении Указа № 145)

Иван Данилов, экономист
Освобождение от НДС

1. В настоящее время действует Перечень услуг в сфере культуры и искусства, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный Указом Президента РБ от 04.04.2006 № 194. Он распространяется только на государственные организации культуры.

На кого распространяется новый перечень, утвержденный Указом № 145?

С 1 июля 2011 г. начнет действовать перечень услуг в сфере культуры, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость, утвержденный Указом № 145 (далее – Перечень). Он включает 15 позиций.

Из совместного письма следует, что освобождение от НДС в отношении услуг, указанных в Перечне, распространяется на все организации, оказывающие перечисленные услуги, независимо:

– от формы собственности;

– от основного вида деятельности.

По мнению автора, вышеприведенное утверждение министерств противоречит нормам Указа № 145.

Если обратиться к Указу № 145, то увидим, что в Перечне есть целый ряд услуг, которые могут оказывать только организации культуры. Например, в пп.  10, 13 и 14 указаны услуги организаций культуры, в п. 12 – услуги библиотек.

2. От НДС освобождены, в частности, услуги учреждений культуры клубного типа, услуги, оказываемые на территории парков (п. 10 Перечня).

Как видим, в этом пункте одновременно приведено 2 вида услуг: услуги учреждений культуры клубного типа и услуги, оказываемые на территории парков.

Каким организациям предоставлено освобождение от НДС в части услуг, оказываемых натерритории парков: только учреждениям культуры клубного типа или любым организациям?

Пунктом 10 Перечня предусмотрена льгота по НДС в отношении услуг, оказываемых на территории парков. Это значит, что освобождению от обложения НДС подлежат любые услуги, оказываемые любыми организациями (независимо от отнесения организации к организации культуры) на территории парков.

3. Распространяются ли освобождения от НДС, установленные Указом № 145, на иностранные организации?

Этот вопрос разъяснен в Налоговом кодексе РБ (далее – НК), и можно было бы пользоватьсяего нормами, но положения Указа № 145 имеют большую силу, чем НК.

Напомним, что при исчислении НДС существует особенность, установленная ст. 92 НК.

Так, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларусииностранными организациями, не осуществляющими деятельность в республике через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах республики организации (индивидуальных предпринимателей), приобретающие данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации (индивидуальные предприниматели) получают права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК (п. 1 ст. 92 НК).

Обороты по реализации на территории Республики Беларусь, освобождаемые от НДС, перечислены в ст. 94 НК.

При этом освобождения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ (подп. 4.1 п. 4 ст. 94 НК).

Так как в Указе № 145 этот вопрос не освещен, в совместном письме разъяснено со ссылкой на п. 4 ст. 94 НК, что услуги в сфере культуры, поименованные в Перечне и оказываемые иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, также освобождаются от налогообложения.

Пример

В г. Минске проходят концерты звезд мировой эстрады. Средний гонорар таких артистов составляет около 1 млн. долл. США. В этой ситуации белорусская организация, организующая концерт иностранной звезды, не должна уплачивать в бюджет НДС по ставке 20 % (200 тыс. долл. США) при перечислении гонорара артиста за границу.

Производство фильмов

В Указе № 145 присутствуют формулировки, которые ранее в налоговом законодательстве не применялись. Например, освобождены от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по производству фильмов путем воплощения творческого замысла их авторов на технологической основе кинематографии (подп. 2.1.1 п. 2 Указа № 145). Раньше это звучало проще: работы по производству фильмов.

В связи с этим у организаций культуры возникли вопросы:

– как отличить производство фильмов путем воплощения творческого замысла их авторов на технологической основе кинематографии от производства фильмов другими способами?

– распространяется ли указанная льгота по НДС на производство любых фильмов или только фильмов, произведенных путем воплощения творческого замысла их авторов на технологической основе кинематографии?

Примененная в Указе № 145 формулировка взята из Закона РБ "О кинематографии в Республике Беларусь". Согласно этому закону производить фильмы можно только одним способом: путем воплощения творческого замысла их авторов на технологической основе кинематографии. Поэтому указанное освобождение применяют при заключении договора, предметом которого является создание (производство) любого фильма независимо от способов его создания;

– освобождение от НДС при производстве фильмов распространяется только на основные работы по производству или также на вспомогательные работы?

Освобождение от НДС при производстве фильмов распространяется не только на основные работы, но и на вспомогательные. Это следует из совместного письма;

– что следует относить к вспомогательным работам?

В совместном письме разъяснено, что к вспомогательным работам, выполняемым на технологической основе кинематографии при производстве фильмов, относят технические работы по редактированию, дублированию, монтажу, раскраске, озвучиванию, титрованию, выполнению специальных эффектов, обработке фильмов, проявлению фильмов, переводу с кинопленки на видеоленту и наоборот, прочие работы, выполняемые на технологической основе кинематографии. Данное освобождение применяют при заключении договора, предметом которого является выполнение соответствующих работ.

Раздельный учет

Прибыль организаций культуры, полученную от осуществления культурной деятельности, освобождают от обложения налогом на прибыль (подп. 2.4.1 п. 2 Указа № 145).

На практике организации культуры получают прибыль не только от видов деятельности, перечисленных в приложении 2 к Указу № 145, но и от других видов деятельности.

Как отделить освобождаемую прибыль от налогооблагаемой?

При ответе на этот вопрос в совместном письме министерства ссылаются на ст. 141 НК: по операциям, прибыль от которых освобождается от налога на прибыль (в т.ч. с использованием высвобождаемых сумм налога на прибыль по целевому назначению), организациям необходимо вести отдельный учет выручки и затрат.

При этом прямые затраты, которые на основании первичных учетных документов непосредственно связаны с осуществлением культурной деятельности, относятся непосредственно к этой деятельности.

Косвенные затраты (включая общепроизводственные, общехозяйственные расходы), которые на основании первичных учетных документов непосредственно не могут быть отнесены к осуществлению культурной деятельности, распределяют между различными видами деятельности пропорционально сумме выручки, полученной по соответствующим операциям, или пропорционально иному критерию распределения, определенному учетной политикой организации, принятой для расчета себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

Например, косвенные затраты можно распределять между различными видами деятельности не только пропорционально выручке от реализации, но и пропорционально прибыли, полученной от различных видов деятельности; количества работников, занятых разными видами деятельности; стоимости основных средств, непосредственно участвующих в осуществлении отдельных видов деятельности, и т.д.

Порядок определения основного вида деятельности в организациях культуры

В Указе № 145 много налоговых льгот предоставлено организациям культуры.

В связи с этим у организаций возникли следующие вопросы:

1) какие организации следует относить к организациям культуры?

Термин "организация культуры" согласно Указу № 145 имеет значение, определенное в Законе РБ от 04.06.1991 № 832-XII "Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь" (далее – Закон о культуре).

Организация культуры – это юридическое лицо, которое осуществляет в качестве основной деятельности культурную деятельность (ст. 1 Закона о культуре).

Для целей Указа № 145 к культурной деятельности следует относить виды деятельности, включенные в приложение 2 к нему;

2) как определить основной вид деятельности организации?

В совместном письме министерства ссылаются на Общегосударственный классификатор Республики Беларусь "Виды экономической деятельности", утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65 (далее – ОКЭД).

Основной вид деятельности – это вид деятельности, который вносит наибольший вклад в показатель, принятый в качестве критерия для определения основного вида деятельности организации (например, объем производства продукции), т.е. вид деятельности, по которому величина этого показателя превосходит его величину по любому другому виду деятельности организации.
 
Важно! Основной вид деятельности юридического лица определяют с учетом деятельности всехего обособленных подразделений независимо от местонахождения;
 
3) как определить основной вид деятельности некоммерческой организации культуры?

Для некоммерческих организаций основной вид деятельности определяют на основании учредительных документов, т.е. исходя из целей создания организаций. В случае выполнения такими организациями каких-либо других видов деятельности код основного вида деятельности не изменяется.

Подтверждает основной вид деятельности некоммерческой организации выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР). Сведения из ЕГР представляют в порядке, установленном постановлением Минюста РБ от 10.03.2009 № 25 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

4) как определить основной вид деятельности коммерческой организации культуры?

Намного сложнее определить основной вид деятельности у коммерческой организации. В этом случае в качестве критерия необходимо использовать такой показатель, как объем производства продукции.

Документами, подтверждающими основной вид деятельности коммерческой организации, являются определенные формы государственной статистической отчетности:

– форма 4-у "Основные сведения об объеме производства продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности", утвержденная постановлением Белстата от 20.12.2010 № 271 (далее – форма 4-у);

– форма 1-мп "Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации", утвержденная постановлением Белстата от 31.08.2010 № 177 (далее – форма 1-мп);

– форма 1-мп (микро) "Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации и крестьянского (фермерского) хозяйства", утвержденная постановлением Белстата от 31.08.2010 № 178) (далее – форма 1-мп (микро));

5) как считать платежи в бюджет коммерческим организациям культуры, у которых в течение года изменился основной вид деятельности?

Основная проблема заключается в том, что окончательно узнать, какой основной вид деятельности был у коммерческой организации в этом году, можно будет только в следующем году после того, как организация составит годовую статистическую отчетность за прошедший год.

Например, о том, что у организации в 2011 г. основным видом деятельности была культурная деятельность, она сможет узнать только в 2012 г., после того как представит в органы статистики формы государственной статистической отчетности за 2011 г.

В связи с этим возникают вопросы: как организации платить налоги в 2011 г.? может ли она пользоваться льготами, предоставленными организациям культуры, или она должна платить налоги в полном объеме, а после составления годовой статистической отчетности за 2011 г. может представить уточненные налоговые декларации за 2011 г. и вернуть переплату из бюджета?

Министерства в совместном письме предложили следующий ответ: для исчисления налога на недвижимость и земельного налога коммерческую организацию относят к организации культуры по состоянию на 1 января каждого налогового периода исходя из результатов деятельности плательщика за предшествующий календарный год.

То есть если в 2010 г. у организации основным видом деятельности была культурная деятельность, то в 2011 г. она может пользоваться льготами по налогу на недвижимость и земельному налогу, предоставленными Указом № 145.

Данное решение министерств имеет ряд недостатков.

Сведения об объеме производства продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности можно узнать из формы 4-у. Срок ее представления – 23-го числа после отчетного периода. То есть за 2011 г. отчетность будет представлена 23 января 2012 г. Однако не позднее 20 января 2012 г. организации должны представить в налоговые инспекции налоговые декларации по налогу на недвижимость. При исчислении этого налога за 2012 г. необходимо знать основной вид деятельности организации за 2011 г.

Из такой ситуации есть 2 выхода:

1-й – организациям придется составлять форму 4-у за 2011 г. до 20 января 2012 г.;

2-й – организациям необходимо не позднее 20 января 2012 г. исчислить налог на недвижимость без использования льгот, не позднее 22 января 2012 г. уплатить в бюджет 1/4 годовой суммы налога, а после представления в органы статистики формы 4-у за 2011 г. подать в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость с учетом льготы, предоставленной Указом № 145, и вернуть или зачесть излишне уплаченный в бюджет налог.

Аналогичная проблема существует для малых организаций, микроорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Форма 1-мп имеет годовую периодичность, срок ее представления – 11 февраля следующего года.

Форма 1-мп (микро) – годовой периодичности. Срок ее представления – 26 января следующего года.

Получается противоречие. Чтобы заполнить не позднее 20 января 2012 г. налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2012 г., необходимознать показатели форм 1-мп и 1-мп (микро) за 2011 г. Но эти формы представляются в органы статистики после 20 января 2012 г.

Поэтому данное разъяснение министерств при исчислении налога на недвижимость применить на практике невозможно.

Малым организациям и микроорганизациям придется не позднее 20 января 2012 г. представить в налоговые инспекции налоговые декларации по налогу на недвижимость за 2012 г. без использования льгот, а затем после составления статистической отчетности пересчитать налог и представить уточненные налоговые декларации с зачетом или возвратом излишне уплаченного налога.

Организациям придется не позднее 20 января представлять в налоговые инспекции налоговые декларации по налогу на недвижимость за текущий год, а затем после составления статистической отчетности при необходимости – уточненные налоговые декларации и доплачивать налог на недвижимость с пеней.

Далее министерства в совместном письме разъясняют, что по итогам деятельности коммерческой организации за текущий год на основании форм государственной статистической отчетности за текущий год коммерческие организации при изменении основного вида деятельности представляют налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу и налогу на недвижимость с изменениями и (или) дополнениями.
 
Важно! Министерства в совместном письме не сообщили самое главное: после представления в 2012 г. уточненных налоговых деклараций за 2011 г. коммерческим организациям, у которых в 2011 г. по сравнению с прошлым годом культурная деятельность перестала быть основным видом деятельности, придется доплатить за целый год налог на недвижимость и земельный налог с пеней и санкциями;
 
6) относятся ли к организациям культуры учреждения, находящиеся на балансе промышленных предприятий?

Предложенный в письме подход по отнесению организаций к организациям культуры лишает налоговых льгот, установленных Указом № 145, организации культуры, находящиеся на балансе промышленных предприятий.

Многие промышленные предприятия еще со времен Советского Союза содержат на своем балансе учреждения социально-культурной сферы, в т.ч. дома культуры, библиотеки и т.п. Эти учреждения не являются самостоятельными юридическими лицами и существуют на правах структурных подразделений промышленных предприятий.

Из совместного письма следует, что учреждениям культуры, находящимся на балансе промышленных предприятий, для того чтобы получить право на льготы, установленные Указом № 145, необходимо, чтобы основным видом деятельности промышленного предприятия был не выпуск промышленной продукции, а культурная деятельность.

Таким образом, предложенный в совместном письме механизм предоставления льгот заранее делает недоступными для структурных подразделений промышленных предприятий, осуществляющих культурную деятельность, налоговые льготы, установленные Указом № 145.

Посредническая деятельность в сфере культуры

К культурной деятельности относят услуги по организации выступлений коллективов художественного творчества и исполнителей в культурно-зрелищных мероприятиях, по организации концертов, спектаклей, фестивалей, выставок, конкурсов, ярмарок, в т.ч. по договорам поручения, комиссии и другим посредническим договорам (п. 4 Перечня).

Что такое посредническая деятельность в сфере культуры и подпадает ли она под льготное налогообложение?

В качестве ответа на этот вопрос министерства ссылаются на разъяснения Белстата о том, что посредническая деятельность в ОКЭД не выделяется в отдельную группировку (за исключением деятельности агентов в оптовой торговле), а относится к соответствующему подклассу в зависимости от характера осуществляемой деятельности.

Например, посреднические услуги по организации ярмарок, выставок, культурных встреч, семинаров, конференций относятся к виду деятельности 74870 "Предоставление прочих услуг потребителям", посреднические услуги по организации праздничных и культурно-зрелищных мероприятий – к виду деятельности 92720 "Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки" и т.д.

Посреднические услуги, оказываемые при организации и проведении культурных мероприятий, не относятся к культурной деятельности.

Вознаграждения по договорам поручения, комиссии, другим посредническим договорам освобождаются от НДС только при осуществлении посреднической деятельности в соответствии с п. 4 Перечня.

Спонсоры организаций культуры

Указом № 145 установлены не только налоговые льготы для организаций культуры, но и освобождения от налогов для их спонсоров.

Так, предусмотрено освобождение от налога на прибыль для организаций, которые оказывают помощь зарегистрированным на территории Республики Беларусь организациям культуры и некоторым иным организациям (подп. 2.4.2 п. 2 Указа № 145).

В связи с этим у спонсоров возник вопрос: в каких случаях освобождение касается помощи организациям культуры, а в каких – помощи, оказываемой любым организациям?

Министерства разъяснили, что, в частности, освобождение от обложения налогом на прибыль применяют в части прибыли, передаваемой организациям (независимо от их формы собственности и основного вида деятельности) на производство фильмов или реставрационно-восстановительные работы на историко-культурных ценностях. Освобождение распространяют на прибыль (в размере не более 10 % валовой прибыли), безвозмездно переданную в рамках оказания помощи указанным организациям.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 24 июнь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Каким образом расходы, связанные с покупкой валюты, распределить и отнести на стоимость сырья, материалов, товаров?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

Об утверждении Инструкции о порядке хранения и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в торговых объектах на территории Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г. № 16/66

9

О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 января 2006 г. № 2

11

Комментарий (Внесены изменения в расчет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, подлежащих перечислению в бюджет)

12

Банковская деятельность

14

О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь

14

Государственное регулирование

15

О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2004 г. № 1280

15

Комментарий к постановлению Совмина от 11.06.2011 № 762 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2004 г. № 1280"*

16

О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 и от 1 марта 2010 г. № 101

17

Комментарий к Указу № 245 от 13 июня 2011 г.

18

МНС РБ разъясняет

19

Письмо МНС РБ от 24.05.2011 № 3-1-11/958

21

О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 13.06.2011 № 245

21

Об отчислениях в инновационные фонды

22

О практике исчисления подоходного налога с доходов физических лиц, полученных ими в виде возврата займа

23

Минфин РБ разъясняет

26

О разъяснении норм законодательства по драгметаллам

26

МНС и Минфин РБ разъясняют

27

О некоторых вопросах отражения курсовых разниц и расходов, связанных с приобретением иностранной валюты

27

Учет курсовых разниц по дебиторской и кредиторской задолженности и расходов по покупке иностранной валюты можно вести по-новому

28

МНС и Минкультуры РБ разъясняют

31

О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 145

31

Заключение эксперта

34

Минстройархитектуры РБ разъясняет

38

Об отмене постановления коллегии Минстройархитектуры

38

Комментарии

40

Применение ставки налога при УСН в размере 3 % при оказании услуг за пределы Республики Беларусь не всегда позволяет применить нулевую ставку НДС

40

Уменьшить объем амортизационных отчислений в 2011 году можно различными способами, но только не отменой начисления амортизации

43

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

46

ВОПРОС – ОТВЕТ

47

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налог на недвижимость-2011: практические ситуации

50

Договор комиссии: НДС исчисляет комитент

55

Исчисление и вычет НДС при приобретении оборудования у нерезидентов

61

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. Новый порядок исчисления среднего заработка и расчета командировочных расходов

68

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

71

И снова об отчислениях в инновационный фонд Минстройархитектуры РБ в переходный период 2010–2011 года для организаций частной формы собственности (возвращаясь к напечатанному)

71

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

72

Учет финансового результата и налогов, уплачиваемых из прибыли в 2011 году (отражение операций по счету 99 "прибыли и убытки")

72

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

73

К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ

78

типичные нарушения

79

Ошибки при формировании затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, необходимо исправлять вовремя

79

советы юриста

83

Акт сверки взаимных расчетов и его правовые последствия

83

налоговый календарь

87

Календарь уплаты налогов, сборов и неналого­вых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июль 2011 года

87

каталог публикаций за II квартал 2011 года

92

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

110

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 18 по 24 июня 2011 го­да

112