О практике исчисления подоходного налога с доходов физических лиц, полученных ими в виде возврата займа

(Письмо МНС РБ от 09.06.2011 № 3-2-6/1051)

Значительный рост курсов иностранных валют, произошедший в мае текущего года, вызвал многочисленные вопросы, в т.ч. и по порядку исчисления подоходного налога в случае возврата организациями в белорусских рублях физическим лицам – нерезидентам займов, предоставленных ранее в валюте. Разъяснения по этому вопросу содержит предлагаемое письмо МНС.

<Извлечение>
 
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с возникшими вопросами в практике исчисления подоходного налога с доходов физических лиц, полученных ими в виде возврата займа, разъясняет.
В настоящее время имеет место привлечение организациями – налоговыми резидентами Республики Беларусь (далее – организации) денежных средств по договорам займа, заключенным с физическими лицами, как признаваемыми, так и непризнаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь. В ряде случаев на основании указанных договоров организация по договору займа получает от физического лица денежные средства в иностранной валюте, при этом возврат долга по условиям договора производится в белорусских рублях.
При заключении вышеуказанных договоров и организациям, и физическим лицам следует соблюдать требования валютного законодательства Республики Беларусь.
 
<…>

Полный текст читайте в журнале "Главный Бухгалтер", № 24 / 2011.

От редакции:
 
Поясним приведенное в письме разъяснение на примере.
 
Пример
 
14 декабря 2010 г. физическое лицо – гражданин Республики Польши предоставил белорусскому предприятию заем в сумме 2 000 долл. США. Курс на дату предоставления займа составил 3 012 руб. за 1 долл. США. Организация вернула заем 3 июня 2011 г. в белорусских рублях в сумме 11 000 000 руб. по договорному курсу 5 500 руб. за 1 долл. США. Официальный курс доллара США, установленный Нацбанком на дату возврата займа, составил 4 981 руб.
 
В письме сказано, что для определения суммы дохода нужно пересчитать сумму переданных в заем денежных средств по официальному курсу доллара США, установленному Нацбанком на дату возврата займа, и сравнить полученную сумму с суммой, возвращенной займодавцу. Превышение суммы возврата нужно обложить подоходным налогом.
 
Сумма займа, пересчитанная в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату возврата займа, составляет – 9 962 000 руб. (2 000 × 4 981).
 
Доход физического лица, подлежащий налогообложению, равен 1 038 000 руб. (11 000 000 – 9 962 000).
 
Алгоритм действий понятен, но законодательно  не установлен. Более того, сомнительно получение займодавцем дохода в этой ситуации, поскольку достаточно сложно приобрести валюту в сумме 2 000 долл. США за полученные рублевые средства. Попытка приобрести товарно-материальные ценности на указанную сумму также вряд ли будет успешной: продавцы закладывают в цену на товары курс валюты выше, чем курс Нацбанка. Поэтому нелогично расценивать эту разницу как доход.

Заключение эксперта
 
Предлагаем вашему вниманию мнение эксперта, который разъясняет на основании законодательных актов невозможность расценивать указанную разницу как доход (рассмотрено на конкретной ситуации).

Иностранный гражданин (учредитель организации) в 2010 г. предоставил заем в долларах США. В настоящее время заем должен быть возвращен. Однако ввиду отсутствия у организации иностранной валюты принято решение возвратить заем в белорусских рублях по курсу, согласованному сторонами, в размере 5 700 руб. за 1 долл. США.
 
Возникает ли в таком случае доход, подлежащий налогообложению, ввиду того, что согласованный сторонами курс оказался выше официального курса, установленного Нацбанком?
 
При ответе на вопрос необходимо обратить внимание на положения подп. 2.20 п. 2 ст. 153 Налогового кодекса РБ (далее – НК). Им установлено, что объектом обложения подоходным налогом с физических лиц не признают доходы, полученные физическим лицом в денежной или натуральной форме в погашение обязательств по договору займа (возврат долга).
 
Как видим, эта норма прямо предусматривает, что суммы, получаемые физическим лицом при возврате ему долга, возникшего из договора займа, не признают объектом налогообложения.
 
Даже если в данном случае имеет место новация (предоставление отступного), вести речь о возникновении дохода, подлежащего налогообложению, нет оснований. Обусловлено это следующим.
 
Налоговое законодательство не содержит правил, которые бы предусматривали определение налоговой базы по подоходному налогу в виде разницы, образующейся при пересчете валютного обязательства в рублевое покурсу, предусмотренному сторонами, и курсу, установленному Нацбанком на дату возврата займа.
 
В гл. 16 НК приведено правило расчета налоговой базы с применением курса, установленного Нацбанком, однако оно касается других ситуаций (см. ст. 156 НК).
 
Налоговое законодательство должно четко определять и объект налогообложения, и налоговую базу, и порядок исчисления налога. Соответственно если в налоговом законодательстве не установлен приведенный в письме МНС порядок расчета налоговой базы при возврате займа (новации, предоставлении отступного), вести речь об обязанности применения таких правил и необходимости уплаты подоходного налога нет оснований.
 
Предлагаемый в письме подход предусматривает следующее:
 
– освобождение от налогообложения только той части возвращаемого долга, которая определена путем пересчета суммы переданных в заем денежных средств в иностранной валюте в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату возврата займа;
 
– налогообложение суммы превышения.
 
Такой порядок не только не находит подтверждения в НК, но и не согласуется с практикой. Если его применить, то все банки при приобретении валюты у физических лиц по курсу, превышающему установленный Нацбанком, были бы обязаны удерживать у граждан подоходный налог и перечислять его в бюджет. На практике такое не происходит.
 
Данный подход противоречил бы и основным принципам налогообложения: облагать налогом следует только реально получаемый доход. Рассматриваемая же ситуация вызвана нестабильностью на валютном рынке и, в частности, тем, что официальный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам на сегодняшний день определен в большей степени в административном порядке и не отражает реальной его стоимости. Это признает даже Правительство, предпринимая соответствующие меры по стабилизации ситуации на валютном рынке. Именно поэтому использовать курс Нацбанка в качестве критерия для расчета подлежащего налогообложению дохода неправильно, так как в таком случае налогообложению может быть подвергнут доход плательщика, которого он реально не получил, и наоборот, доход, полученный другим плательщиком, который сэкономил денежные средства на возврате займа, не будет подвергнут налогообложению. Такие диспропорции в налогообложении недопустимы, так как приводят к дестабилизации налоговой системы и нарушению основных начал налогового законодательства.
 
Юрий Веремейко, юрист
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 24 июнь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Каким образом расходы, связанные с покупкой валюты, распределить и отнести на стоимость сырья, материалов, товаров?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

Об утверждении Инструкции о порядке хранения и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в торговых объектах на территории Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г. № 16/66

9

О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 января 2006 г. № 2

11

Комментарий (Внесены изменения в расчет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, подлежащих перечислению в бюджет)

12

Банковская деятельность

14

О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь

14

Государственное регулирование

15

О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2004 г. № 1280

15

Комментарий к постановлению Совмина от 11.06.2011 № 762 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2004 г. № 1280"*

16

О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 и от 1 марта 2010 г. № 101

17

Комментарий к Указу № 245 от 13 июня 2011 г.

18

МНС РБ разъясняет

19

Письмо МНС РБ от 24.05.2011 № 3-1-11/958

21

О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 13.06.2011 № 245

21

Об отчислениях в инновационные фонды

22

О практике исчисления подоходного налога с доходов физических лиц, полученных ими в виде возврата займа

23

Минфин РБ разъясняет

26

О разъяснении норм законодательства по драгметаллам

26

МНС и Минфин РБ разъясняют

27

О некоторых вопросах отражения курсовых разниц и расходов, связанных с приобретением иностранной валюты

27

Учет курсовых разниц по дебиторской и кредиторской задолженности и расходов по покупке иностранной валюты можно вести по-новому

28

МНС и Минкультуры РБ разъясняют

31

О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 145

31

Заключение эксперта

34

Минстройархитектуры РБ разъясняет

38

Об отмене постановления коллегии Минстройархитектуры

38

Комментарии

40

Применение ставки налога при УСН в размере 3 % при оказании услуг за пределы Республики Беларусь не всегда позволяет применить нулевую ставку НДС

40

Уменьшить объем амортизационных отчислений в 2011 году можно различными способами, но только не отменой начисления амортизации

43

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

46

ВОПРОС – ОТВЕТ

47

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налог на недвижимость-2011: практические ситуации

50

Договор комиссии: НДС исчисляет комитент

55

Исчисление и вычет НДС при приобретении оборудования у нерезидентов

61

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. Новый порядок исчисления среднего заработка и расчета командировочных расходов

68

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

71

И снова об отчислениях в инновационный фонд Минстройархитектуры РБ в переходный период 2010–2011 года для организаций частной формы собственности (возвращаясь к напечатанному)

71

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

72

Учет финансового результата и налогов, уплачиваемых из прибыли в 2011 году (отражение операций по счету 99 "прибыли и убытки")

72

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

73

К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ

78

типичные нарушения

79

Ошибки при формировании затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, необходимо исправлять вовремя

79

советы юриста

83

Акт сверки взаимных расчетов и его правовые последствия

83

налоговый календарь

87

Календарь уплаты налогов, сборов и неналого­вых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июль 2011 года

87

каталог публикаций за II квартал 2011 года

92

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

110

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 18 по 24 июня 2011 го­да

112