Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Формирование розничных цен на картофель и плодоовощную продукцию субъектами предпринимательской деятельности Минска: изучаем чужие ошибки.

Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома

Цены на картофель и плодоовощную продукцию по-прежнему регулирует государство. Ошибки, допускаемые при их формировании, анализирует автор материала.

Рассмотрим на конкретных ситуациях установленные при проверках нарушения порядка ценообразования в организациях торговли г. Минска.

Ситуация 1. Предельная максимальная торговая надбавка должна быть соблюдена

Организация розничной торговли получила от поставщика свежую морковь столовую отечественного производства по отпускной цене (без НДС) 6 000 руб. за 1 кг. При формировании розничной цены магазин к отпускной цене поставщика применил торговую надбавку в размере 25 %.

Обоснование нарушения

В п. 3 приложения к решению Мингорисполкома от 19.05.2011 № 1383 "О торговых надбавках к ценам на продовольственные товары" (далее – решение № 1383). установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на свежую морковь столовую в размере 500 руб. Организация розничной торговли превысила размер предельной максимальной торговой надбавки.

В табл. 1 приведен использованный порядок формирования цены и правильный порядок ее формирования:

Ситуация 2. Округление цен производят с учетом предельной надбавки. Размер предельных торговых надбавок ограничен

Организация розничной торговли получила от поставщика картофель ранний урожая 2014 г. иностранного производства по отпускной цене (без НДС) 12 960 руб. за 1 кг. При формировании розничной цены магазин к отпускной цене поставщика применил торговую надбавку в размере 45 %.

Обоснование нарушения

Организация розничной торговли нарушила п. 1 приложения к решению № 1383, которым установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на картофель свежий в размере 400 руб.

В табл. 2 приведен использованный порядок формирования цены и правильный порядок ее формирования:

Обращаем внимание на необходимость правильного округления цен, если применяется регулирование цен путем применения предельного размера торговых надбавок.

Порядок округления конечных розничных цен в торговой сети рекомендован Минторгом (письмо от 12.10.2011 № 03-21/662к). Так, розничная цена округляется за принятую единицу измерения (штуку, десяток, метр, килограмм, литр и т.п.).

Значения в сумме до 25 руб. отбрасываются; от 25 руб. включительно до 75 руб. округляются до 50 руб.; от 75 руб. включительно и выше округляются до 100 руб.

Цены на товары, реализуемые по отпускным ценам с добавлением предельных торговых надбавок, округляются после начисления этих надбавок и НДС.

Кроме того, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие розничную торговлю, должны соблюдать предельный размер торговых надбавок по товарам, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование. При формировании розничных цен на социально значимые товары следует применять установленные предельные торговые надбавки в таком размере, чтобы после округления цен не превышать их предельный размер.

Рассмотрим ошибку, которую допускают организации при округлении цен, если применяется регулирование цен путем применения предельного размера торговых надбавок.

В приведенной ситуации по правилам округления розничную цену в размере 14 696 руб. нужно округлить в сторону увеличения – 14 700 руб. Однако в этом случае будет превышен размер предельной торговой надбавки. Проверим этот вывод.

Розничная цена без НДС составит 13 364 руб. (14 700 / 110 × 100).

Размер торговой надбавки составит 404 руб. (13 364 – 12 960) при установленной предельной максимальной торговой надбавке в размере 400 руб.

Ситуация 3. Торговая надбавка регулируется только в отношении белокочанной капусты

Организация розничной торговли получила от поставщика капусту белокочанную раннюю урожая 2014 г. иностранного производства по отпускной цене 8 100 руб. за 1 кг и капусту краснокочанную по отпускной цене (без НДС) 5 000 руб. за 1 кг отечественного производства. При формировании розничной цены магазин к отпускной цене поставщика применил торговую надбавку в размере 25 %.

Обоснование нарушения

Нарушен п. 2 приложения к решению № 1383, которым установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на капусту белокочанную свежую в размере 500 руб.

В табл. 3 приведен использованный порядок формирования цены и правильный порядок ее формирования:

Субъекты хозяйствования при формировании розничных цен на капусту краснокочанную свежую могут применять торговую надбавку с учетом конъюнктуры рынка, следовательно, нарушений при формировании розничной цены на этот товар не установлено.

Розничная цена на капусту краснокочанную свежую может быть сформирована следующим образом (см. табл. 4):

Ситуация 4. На все сорта лука применяется предельная торговая надбавка

Организация розничной торговли получила от импортера лук репчатый краcный по отпускной цене (без НДС) 9 126 руб. за 1 кг иностранного производства. При формировании розничной цены магазин к отпускной цене импортера применил торговую надбавку в размере 50 %.

Обоснование нарушения

Организация розничной торговли нарушила п. 5 приложения к решению № 1383, которым установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на лук репчатый свежий в размере 500 руб.

Ботанические сорта репчатого лука подразделяют на острые, полуострые и сладкие (ГОСТ 27166-86 "Лук репчатый свежий реализуемый. Технические условия"). Сорта лука репчатого различаются по форме, строению луковицы, окраске сочных и кроющих чешуй, вкусу и размеру. В зависимости от сорта луковицы могут иметь плоскую, округлую, овальную, удлиненную, плоско-круглую форму. Цвет чешуи – от белого до красно-фиолетового.

В соответствии с действующей единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – единая Товарная номенклатура), утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.01.2011 № 850, лук репчатый относится к товарной позиции 0703 – лук репчатый, лук шалот, чеснок, лук-порей и прочие луковичные овощи, свежие или охлажденные, и имеет код ТН ВЭД 0703 10 190 0 – прочий, а именно сюда входит лук репчатый свежий по цвету чешуи – от белого до красно-фиолетового.

В табл. 5 приведен использованный порядок формирования цены на лук репчатый красный и правильный порядок ее формирования:

Ситуация 5. Стоимость упаковочного материала включается в розничную цену товара по цене приобретения

Организация розничной торговли реализует овощи свежие (картофель, свеклу столовую, морковь столовую, лук репчатый) и производит их расфасовку в одноразовые упаковочные материалы. При формировании розничных цен на упаковочные материалы применялась торговая надбавка в размере 100 %.

Отпускная цена (без НДС) одно-разового упаковочного пакета составляет 250 руб. за 1 шт., цена приобретения с НДС – 300 руб., с торговой надбавкой в размере 100 % – 600 руб.

Обоснование нарушения

Товары, расфасованные в одноразовые упаковочные материалы, реализуются по сформированным розничным ценам, увеличенным на размер стоимости упаковочного материала по цене приобретения (п. 11 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111).

В табл. 6 приведен использованный организацией порядок формирования цены одноразового упаковочного пакета и правильный порядок включения фасовочного материала в цену на товар.

Справочно: основными документами, регламентирующими порядок формирования и применения цен и тарифов на территории г. Минска, являются (кроме упомянутых в статье):

– Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании", с учетом последних изменений от 31.12.2009 № 114-З;

– Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь";

– постановление Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35 "Об утверждении перечней товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь";

– постановление Минэкономики РБ от 14.12.2011 № 200 "О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь";

– решение Мингорисполкома от 08.09.2011 № 2674 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования города Минска";

– соответствующие нормативные акты облисполкомов и Мингорисполкома.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.