AA

Комментарий (Порядок исчисления арендной платы за землю приведен в соответствие с порядком уплаты земельного налога).

В Республике Беларусь исполкомы могут выделять субъектам хозяйствования земельные участки 2 способами – в пользование или в аренду. При этом организация должна, если земельный участок выделен:

– в пользование, – уплачивать земельный налог в порядке, установленном гл. 18 "Земельный налог" Налогового кодекса РБ (далее – НК);

– в аренду, – вносить арендную плату за землю* в порядке, установленном Указом Президента РБ от 01.03.2010 № 101 (далее – Указ № 101).

______________________

* Арендная плата за землю не является налогом или сбором и не регулируется нормами НК.

С учетом стоящей перед нормотворцами задачей, чтобы все организации, независимо от способа выделения земельного участка, находились в равных условиях, каждый год происходит процесс приведения Указа № 101 в соответствие с изменениями, внесенными в НК с начала очередного года.

Так, с 1 января 2014 г. вступили в силу изменения в НК, внесенные Законом РБ от 31.12.2013 № 96-З. Эти изменения коснулись в т.ч. порядка исчисления земельного налога. Так как одновременно с изменениями в НК не были внесены аналогичные изменения в Указ № 101, то получилось, что с 1 января 2014 г. одни и те же вопросы при исчислении земельного налога и арендной платы за землю трактуются по-разному.

Данный пробел ликвидировали изменения, внесенные подп. 2.7 п. 2 Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 "Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы" (далее – Указ № 361) в Указ № 101. Рассмотрим некоторые из них.

Льготы по земельному налогу и освобождение oт арендной платы

В 2013 г. существовал единый порядок освобождения от платежей за землю (земельного налога и арендной платы за землю) земельных участков, занятых материальными историко-культурными ценностями, а именно:

согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК освобождались от земельного налога земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия;

согласно подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101 арендная плата не взималась за земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, согласно перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров, при условии выполнения их собственниками (владельцами) и (или) пользователями обязательств, обусловленных актами законодательства об охране историко-культурного наследия.

С 1 января 2014 г. подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НКбыл изложен в новой редакции. Теперь от земельного налога освобождаются земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия, за исключением земельных участков, используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), используемыми для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций, кроме земельных участков бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры.

Аналогичные изменения с 1 января 2014 г. в подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101 внесены не были, поэтому возникло противоречие, которое для большей наглядности изложено на примере.

Пример. Порядок уплаты земельного налога и арендной платы в 2013–2014 гг.

Коммерческая организация владеет 2 материальными историко-культурными ценностями, которые использует в своей предпринимательской деятельности. Районный исполком выделил организации земельный участок для эксплуатации:

– одной материальной историко-культурной ценности – в пользование;

– второй материальной историко-культурной ценности – в аренду.

В 2013 г. организация не уплачивала платежи за землю по 2 земельным участкам.

С 1 января 2014 г. организация должна платить земельный налог по земельному участку, занятому материальной историко-культурной ценностью, но не должна платить арендную плату за землю по второму участку.

Чтобы устранить возникшее противоречие, Указ № 361 изложил подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101 в новой редакции по аналогии с изменениями, внесенными в подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК.

Теперь арендная плата не взимается за земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия, за исключением земельных участков, используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), используемыми для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций, кроме земельных участков бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры (подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101 в редакции Указа № 361).

Льготы по земельному налогу, установленные с 1 января 2014 г. в ст. 194 НК, есть уже и в Указе № 101

С 1 января 2014 г. на основании подп. 1.35–1.37 п. 1 ст. 194 НК освобождаются от земельного налога земельные участки:

– предоставленные коммунальным унитарным предприятиям по капитальному строительству, иным государственным организациям или организациям с долей государства в уставном фонде более 50 % для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов по государственному заказу;

– предоставленные общественному объединению "Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь";

– изъятые из земель лесного фонда для расширения на высоту древесно-кустарниковой растительности просек воздушных линий электропередачи в каждую сторону от крайних проводов, по перечням, утвержденным государственным производственным объединением электроэнергетики "Белэнерго" по согласованию с Минлесхозом.

Указ № 361 установил аналогичные освобождения и от арендной платы за землю (подп. 1.7.11–1.7.13 п. 1 Указа № 101 в редакции Указа № 361).

Изменения, внесенные подп. 2.7 п. 2 Указа № 361 в Указ № 101, начинают действовать в разное время

Из п. 7 Указа № 361 следует, что подп. 2.7 п. 2 этого Указа вступает в силу после официального опубликования Указа. При этом абз. 8–13 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2014 г. Ими предусмотрены освобождения по арендной платеза землю (подп. 1.7.11–1.7.13 п. 1 Указа № 101 в редакции Указа № 361).

Нормы остальных абзацев подп. 2.7 п. 2 Указа № 361 не имеют обратной силы.

Разные сроки вступления в силу норм Указа № 361 влекут разные сроки представления уточненных деклараций

Плательщики арендной платы за землю должны были не позднее 20 февраля 2014 г. представить в налоговые инспекции по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2014 г. по форме, приведенной в приложении 5 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.

Арендную плату за земельные участки юридические лица вносят в течение года равными долями ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала исходя из сумм арендной платы, указанных ими в расчетах суммы арендной платы на текущий год (подп. 1.10 п. 1 Указа № 101).

Таким образом, до принятия Указа № 361 организации уже успели заплатить в бюджет по 25 % годовой суммы арендной платы за землю по срокам не позднее 22 февраля и 22 мая 2014 г.

Поэтому организации, на которые распространяются нормы абз. 8–13 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361, вправе представить уточненную налоговую декларацию по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) за 2014 г. и вернуть из бюджета или зачесть в счет будущих платежей в бюджет излишне уплаченную за 1-е полугодие арендную плату за землю в порядке, установленном ст. 60 НК.

Несколько иная ситуация возникла в отношении изменений, касающихся уплаты арендной платы за землю по земельным участкам, занятым материальными историко-культурными ценностями (абз. 1–5 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361). Эти изменения вступают в силу после официального опубликования Указа № 361, но не распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Поэтому организации, которых касаются нормы, изложенные в абз. 1–5 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361, не должны доплачивать арендную плату за землю за период с 1 января 2014 г.

Однако у таких организаций возникают следующие вопросы: с какого момента они должны уплачивать в бюджет арендную плату за землю? в какой срок надо представить уточненную налоговую декларацию?

Ответ на эти вопросы содержит п. 3 Указа № 361 и подп. 1.12 п. 1 Указа № 101.

Так, согласно п. 3 Указа № 361 юридические лица в связи с изменениями и дополнениями, внесенными абз. 4–13 и 26–35 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликован Указ № 361, т.е. не позднее 20 августа 2014 г., представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчет суммы арендной платы за земельные участки с внесенными изменениями и дополнениями.

Аналогичный срок представления уточненной декларации вытекает из подп. 1.12 п. 1 Указа № 101. Так, согласно указанному подпункту Указа № 101 при утрате в течение года права на льготу по арендной плате за земельный участок (долю в праве аренды на земельный участок) исчисление и уплата арендной платы за земельный участок (долю в праве аренды на земельный участок) производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем утраты этого права.

Справочно: при возникновении в течение года права на льготы по арендной плате за земельный участок (долю в праве аренды на земельный участок) льгота предоставляется с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу.

Расчет суммы арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду, с внесенными изменениями и (или) дополнениями в связи с утратой (возникновением) в течение календарного года права на льготу по арендной плате юридические лица представляют в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения (утраты) права на льготу. Арендная плата по расчету суммы арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду, с внесенными изменениями и (или) дополнениями в связи с утратой в течение календарного года права на льготу уплачивается не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем утраты такого права, а впоследствии соблюдаются общеустановленные порядок и сроки.

Таким образом, организации, которые в связи с изменениями, внесенными абз. 1–5 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361 в подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101, утратили право на льготу по арендной плате за землю, содержащуюся в подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101, должны уплачивать арендную плату за землю с 1 августа 2014 г.

Эти организации должны представить в налоговую инспекцию уточенную налоговую декларацию не позднее 20 августа 2014 г. и уплатить арендную плату за землю за август – сентябрь 2014 г. не позднее 22 августа 2014 г. Арендная плата за землю за IV квартал 2014 г. уплачивается в общеустановленные сроки, т.е. не позднее 22 ноября 2014 г.

Для плательщиков УСН введена арендная плата в 10-кратном размере за нецелевое или несвоевременное использование земельных участков, а также за их самовольный захват

Указ № 361 устранил еще одно противоречие, которое содержалось в подп. 1.7-2 п. 1 Указа № 101.

Указанная норма освобождала плательщиков УСН от исчисления и уплаты арендной платы:

– за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, если общая площадь перечисленных в абз. 2–4 части первой этого пункта земельных участков не превышала 0,5 га;

– сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли);

– земельные участки, находящиеся на праве аренды у бюджетных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, а также организационных структур республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь", созданных в виде юридических лиц.

При этом Указ № 101 не содержал в отношении указанных плательщиков отсылочную норму на подп. 1.15 п. 1 Указа № 101, который предусматривает административные меры воздействия на плательщиков за земельные участки, используемые не по целевому назначению, неиспользуемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов.

Иными словами, освобождение от арендной платы, предусмотренное подп. 1.7-2 п. 1 Указа № 101, распространялось и на эти земли, если они использовались плательщиками УСН.

Указ № 361 отменил данное освобождение. Теперь организации – плательщики УСН будут за земельные участки, используемые не по целевому назначению, неиспользуемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов, уплачивать арендную плату в 10-кратном размере. Сведения о таких земельных участках представляют землеустроительные службы в местные исполкомы, администрации свободных экономических зон в порядке и сроки, установленные законодательством.

Местные исполкомы, администрации свободных экономических зон в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу постановления компетентного органа по делу о соответствующем административном правонарушении:

– направляют сведения о плательщиках, сумме арендной платы, определенной в 10-кратном размере, периоде пользования земельными участками с нарушением установленного порядка в налоговый орган по месту постановки плательщика УСН на учет и в налоговый орган по месту нахождения земельного участка;

– уведомляют указанных лиц о необходимости уплаты суммы арендной платы, определенной в 10-кратном размере.

Исчисление арендной платы за указанные земельные участки производится в 10-кратном размере с 1-го числа месяца, в котором земельные участки использовались с нарушением установленного порядка, по последнее число месяца (включительно), в котором указанные нарушения устранены, в соответствии со сведениями, представленными местными исполкомами, администрациями свободных экономических зон в налоговый орган в установленном порядке.

Плательщики УСН – нарушители должны представить в налоговые органы расчет суммы арендной платы с внесенными изменениями и (или) дополнениями не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу постановление компетентного органа по делу о соответствующем административном правонарушении.

Уплата арендной платы за земельные участки в 10-кратном размере производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу постановление компетентного органа по делу о соответствующем административном правонарушении. Впоследствии арендная плата вносится в течение года равными долями ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала исходя из сумм арендной платы, указанных плательщиками в расчетах суммы арендной платы на текущий год, которые подаются в налоговые органы не позднее 20 февраля текущего года

Справочно: размер ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, увеличивается на коэффициент 2.
 

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup