Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Отходы производства: правильно применяйте законодательство на практике

Александр Гнедов, эколог

Практически у всех субъектов хозяйствования в процессе деятельности образуются отходы – от офиса до крупного предприятия. Законодательство требует, чтобы такие субъекты организовали их сбор, учет, хранение и т.д. В связи с этим у многих специалистов возникает вопрос: какие нормативные документы устанавливают требования к обращению с отходами?
Предлагаем вниманию читателей перечень основных нормативных документов, регулирующих сферу обращения с отходами, и их краткую характеристику.

 

При наличии отходов организации должны утвердить инструкцию по обращению с отходами

Закон РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами", в ред. от 28.12.2009 № 93-З (далее – Закон № 271-З)
Закон № 271-З определяет правовые основы обращения с отходами. Им установлены обязанности юридических лиц (в т.ч. физических лиц и индивидуальных предпринимателей), осуществляющих обращение с отходами. В частности, юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разработать и утвердить инструкцию по обращению с отходами производства, а также обеспечить ее соблюдение (п. 1 ст. 17 Закона № 271-З).
Законом также установлены общие правила сбора, хранения и захоронения отходов и их перевозки; использования и обезвреживания отходов; порядок классификации отходов и установления степени опасности отходов и классаопасности опасных отходов; порядок приобретения права собственности на отходы и требования к сделкам с ними и т.д.
Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45
Инструкция по обращению с отходами производства, разрабатываемая организацией, должна содержать:
– обязательные разделы: "Общие сведения", "Ответственные за организацию обращения с отходами производства", "Образование отходов производства", "Учет отходов производства", "Сбор и хранение отходов производства", "Использование и обезвреживание отходов производства", "Захоронение отходов производства", "Перевозка отходов производства";
– обязательные приложения: "Образующиеся отходы производства", "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения", "Карта-схема источников образования отходов производства", "Карта-схема хранения отходов производства".
Срок ее действия – 5 лет с даты, указанной на грифе согласования. Правильно оформленная инструкция служит основанием для освобождения от экологического налога за хранение отходов производства в случае накопления отходов производства, предназначенных для использования, обезвреживания, захоронения в объеме, необходимом для перевозки одной транспортной единицей (абз. 11 п. 2 ст. 205 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Минприроды и его территориальные органы выполнят следующие административные процедуры
Перечень административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379, в ред. от 29.11.2010 № 1739 (далее – перечень)
Минприроды и его территориальные органы в части обращения с отходами совершают процедуры:
выдачи разрешений Минприроды на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера (п. 32 перечня);
выдачи лицензий Минприроды на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе (п. 32-1 перечня);
выдачи разрешений на хранение и захоронение отходов производства (п. 35 перечня);
регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами (п. 36 перечня);
согласования инструкции по обращению с отходами производства (п. 37-1 перечня);
согласования нормативов образования отходов производства (п. 37 перечня);
согласования схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (п. 38 перечня);
регистрации введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов (п. 39 перечня);
регистрации введенного в эксплуатацию объекта хранения, захоронения и обезвреживания отходов (п. 40 перечня).
 
Важно! Иных административных процедур в области обращения с отходами нет.
В перечне также указаны документы и (или) сведения, которые должны представлять заинтересованные лица для осуществления административных процедур; стоимость этих процедур и сроки их осуществления; сроки действия выдаваемых документов.
 
Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами"
Разработанную инструкцию по обращению с отходами производства необходимо согласовать с территориальным органом Минприроды по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства.
Положение о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами"
Собственник отходов может направить отходы производства на захоронение, хранение (кроме временного хранения) только в соответствии с разрешением на хранение и захоронение отходов производства (п. 2 ст. 25 Закона № 271-З).
Положением определены условия выдачи разрешений и основания для отказа в их выдаче, случаи внесения изменений и дополнений в разрешения и др.
Разрешения должны получить либо заявители – собственники отходов производства, либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами.
Выдачу разрешений производит территориальный орган Минприроды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов.
Положение о порядке согласования и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами"
Производители отходов производства обязаны обеспечить разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение (подп. 3.1 п. 3 ст. 17 Закона № 271-З).
Положение определяет порядок разработкии согласования нормативов, основания для пересмотра согласованных нормативов и др.
Так, нормативы разрабатывают на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства, технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса ииной нормативно-технической и технологической документации, а также технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.
Их необходимо согласовать с территориальными органами Минприроды по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства.
Срок действия согласования нормативов составляет 5 лет и исчисляется с даты, указанной в грифе согласования.
Положение о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов и введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами"
Объекты хранения, захоронения и обезвреживания отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат обязательной регистрации в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов (п. 1 ст. 31 Закона № 271-З). Объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию (ст. 28 Закона № 271-З), также необходимо регистрировать в соответствующем реестре.
 
Важно! Эксплуатация объектов, не включенных в реестр, не допускается.
 
Положением установлены заявители, обязанные регистрировать указанные объекты. Заявитель должен направить в орган ведения реестров заявление по установленной Минприроды форме и получить там свидетельство о регистрации объекта.
Введенный в эксплуатацию объект считают зарегистрированным с даты, указанной в свидетельстве о его регистрации.
 
Важно! Объект будет зарегистрирован, если заявитель заполнит все необходимые позиции в заявлении для регистрации объекта. Иных оснований для отказа в регистрации объекта в Положении нет.
 
Положение о порядке согласования схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами"
Отходы, образующиеся в потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, классифицируют по происхождению как отходы потребления. Порядок обращения с ними устанавливается в специальном документе – схеме обращения с отходами.
Положением определены заявители для согласования схем, сроки подачи схем на согласование, органы согласования, срок действия согласования схем, порядок продления срока согласования.
Постановление Минприроды РБ от 22.10.2010 № 44 "О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104"
Постановлением № 44 утверждено 10 форм различных документов, которые необходимы заявителям административных процедур, определенных постановлением № 1379. Например, форма заявки на хранение отходов производства (приложение 1); форма заявки на захоронение отходов производства (приложение 2); форма разрешения на хранение и захоронение отходов производства (приложение 3); форма заявления о регистрации введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов (приложение 6) и заявления для других объектов (приложения 7, 8, 9); форма нормативов образования отходов производства (приложение 10).
Постановлением № 44 республиканское НИУП "БелНИЦ "Экология" уполномочено на ведение реестра объектов по использованию отходов, реестра объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов.
Организации, осуществляющие обращение с отходами производства, обязаны ежегодно проводить инвентаризацию отходов (п. 2 ст. 35, подп. 1.6 п. 1 ст. 17 Закона № 271-З)
Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденная постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17
Инвентаризация отходов необходима для определения количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования (п. 5 ст. 1 Закона № 271-З). Сроки и порядок ее проведения, а также формы документов, составляемых при инвентаризации отходов, и требования по их заполнению определены Инструкцией.
Акт инвентаризации отходов, составленный согласно Инструкции, является одним из документов, который потребуется заявителям при совершении отдельных административных процедур в области обращения с отходами (например, при получении разрешения на хранение и захоронение отходов производства).
Инструкция о порядке разработки, согласования и установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства, утвержденная постановлением Минприроды РБ от 31.12.2010 № 61
Так, лимиты хранения и захоронения отходов производства разрабатывают, согласовываюти утверждают собственники отходов производства, иные лица, ими уполномоченные, в пределах объемов, установленных в разрешении на хранение и захоронение отходов производства. Наличие у плательщика действительного на 1 февраля года, на который устанавливают лимиты, указанного разрешения является условием установления лимитов без заявления плательщиком административной процедуры.
Плательщики сумму экологического налога могут исчислять исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога (п. 3 ст. 208 НК).
В Инструкции установлен порядок расчета и согласования лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства.
Организации, осуществляющие обращение с отходами, обязаны вести учет отходов (подп. 1.6 п. 1 ст. 17 Закона № 271-З)
Постановление Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33 "Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды", в ред. от 31.12.2010 № 62
Учет отходов – это система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними (п. 33 ст. 1 Закона № 271-З). Он организовывается в соответствии с требованиями постановления № 33, которым установлены:
– форма ПОД-9 "Книга учета отходов" (приложение 9) для учета отходов в местах образования (поступления) отходов;
– форма ПОД-10 "Книга общего учета отходов" (приложение 10) для учета отходов в организации в целом;
– порядок заполнения книг учета отходов по форме ПОД-9 (гл. 10 Инструкции № 33);
– порядок заполнения книги общего учета отходов по форме ПОД-10 (гл. 11 Инструкции № 33).
Отходы надо разделять в зависимости от их степени опасности и исходя из других свойств
Постановление Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 "Об утверждении классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь", в ред. от 31.12.2010 № 63
В законодательстве используют понятия "вид отходов" и "номенклатура отходов".
Основные виды отходов установлены в ст. 15 Закона № 271-З. Номенклатура отходов представлена в классификаторе отходов.
Коды и наименования отходов согласно классификатору отходов используют:
– в инструкциях по обращению с отходами производства;
– в документах, оформляемых природопользователями при инвентаризации отходов производства (акт инвентаризации отходов производства и др.);
– для согласования нормативов образования отходов производства;
– в заявках на захоронение (хранение) отходов производства;
– в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства;
– при учете отходов по формам книг учета отходов ПОД-9 и ПОД-10;
– в статистических отчетах 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства", составляемых природопользователями;
– в сопроводительных паспортах перевозки отходов производства;
– для получения сведений об опасных свойствах отходов, подлежащих обязательному изучению при установлении степени опасности отходов и класса опасных отходов;
– в заключениях о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства, выдаваемых лабораториями природопользователям при изучении опасных свойств отходов;
– в свидетельствах о регистрации введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов, свидетельство о регистрации введенного в эксплуатацию объекта хранения, захоронения отходов, свидетельство о регистрации введенного в эксплуатацию объекта обезвреживания отходов.
– в лицензиях, выдаваемых Минприроды;
– при определении перечня отходов, сделки о передаче которых на определенный срок, а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу подлежат регистрации.
Инструкция о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, утвержденная постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС РБ от 17.01.2008 № 3/13/2
Отходы разделяют по видам в зависимости от степени опасности на опасные и неопасные отходы (подп 1.3 п. 1 ст. 15 Закона № 271-З). Опасные отходы подразделяют на классы опасности (п. 2 ст. 15 Закона № 271-З):
– 1-й класс опасности – чрезвычайно опасные;
– 2-й класс опасности – высокоопасные;
– 3-й класс опасности – умеренно опасные;
– 4-й класс опасности – малоопасные.
Степень и класс опасности отходов применяют:
– при разграничении деятельности, подлежащей лицензированию Минприроды;
– для ограничения захоронения (хранения) отходов производства;
– для определения ставок экологического налога за захоронение и за хранение отходов производства.
Степень и класс опасности отходов указывают в классификаторе отходов (п. 1 ст. 16 Закона № 271-З). Если таких сведений для отходов нет, то производитель отходов обязан в соответствии с Инструкцией № 3/13/2 определить этот показатель.
В Инструкции № 3/13/2:
– дан перечень опасных свойств отходов, подлежащих изучению;
– определена последовательность действий заявителя (производителя отходов) по установлению степени и класса опасных отходов;
– установлены требования к лабораториям, осуществляющим изучение опасных свойств отходов;
– указана форма заключения о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства, выдаваемой заявителю (приложение 3).
Перевозка отходов должна быть оформлена документально
Постановление Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112 "Об утверждении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его оформления"
Перевозка отходов – перемещение отходов транспортным средством, выполняемое на договорной основе или на других законных основаниях (п. 22 ст. 1 Закона № 271-З). Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (п. 2 ст. 26 Закона № 271-З). Паспорта обязаны составлять собственники перевозимых отходов производства.
Постановлением № 112 установлены:
– форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства;
– требования к заполнению позиций формы паспорта;
– количество паспортов, составляемых при различных условиях перевозки отходов производства;
– порядок составления паспорта при перевозке коммунальных отходов производства на захоронение специализированными коммунальными предприятиями;
– порядок регистрации и учета паспортов в организации;
– форма журнала регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства и требование по его ведению в организации.
При отчуждении отдельных отходов необходимо регистрировать сделки
Постановление Совета Министров РБ от 23.10.2009 № 1391 "Об утверждении перечня опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации"
Собственник отходов – юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном актами законодательства (п. 30 ст. 1 Закона № 271-З). Право собственности на отходы можно приобрести на основании сделки об отчуждении отходов (подп. 1.2 п. 1 ст. 3 Закона № 271-З).
Сделки об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации, если отходы включены в специальный перечень (п. 4 ст. 3 Закона № 271-З). Аналогичное правило касается и сделок о передаче опасных отходов на определенный срок* (кроме договора перевозки).

 

Постановлением № 1391 установлен перечень опасных отходов, указанные сделки с которыми подлежат регистрации. Перечень построен в соответствии с классификатором отходов. В нем указаны наименования и коды опасных отходов.
Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2008 № 61, в ред. от 30.12.2010 № 1910
Сделки об отчуждении опасных отходов (и по передаче на определенный срок), подлежащие регистрации, регистрируют в соответствии с требованиями Положения. Сделки регистрируют в территориальных органах Минприроды по месту хранения, обезвреживания и (или) использования отчуждаемых отходов.
Положением установлены:
– случаи, когда не нужна регистрация сделок об отчуждении опасных отходов, включенных в перечень (постановление № 1391);
– требования к условиям сделки, подлежащей регистрации, в частности к содержанию договора, в соответствии с которым совершается сделка;
– функции территориальных органов Минприроды, регистрирующих сделку;
– условия отказа в регистрации сделки.
Налоговый и статистический учет
Постановление МНС РБ от 15.11.2010 № 82 "Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами)", в ред. от 31.12.2010 № 99, 100, 103
Хранение, захоронение отходов производства признают объектами обложения экологическим налогом. Налоговая база – фактические объемы отходов производства, подлежащих хранению, захоронению. Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства установлены в размерах согласно приложению 8 к НК.
 
Важно! Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляют владельцы объектов захоронения отходов и предъявляют их собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов на объектах захоронения отходов.
Собственники отходов производства являются плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства, а владельцы объекта хранения отходов производства – плательщиками налога за хранение отходов производства.
 
Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства утверждена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 13 к постановлению).
В налоговый орган ее должны представить:
– плательщики – владельцы объектов хранения отходов – за хранение отходов производства на объектах хранения отходов (не позднее20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу);
– владельцы объектов захоронения отходов – за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.
Суммы экологического налога за хранение, захоронение отходов производства организации (индивидуальные предприниматели) включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Постановление Белстата от 31.08.2010 № 170 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства" и указаний по ее заполнению"
Постановлением № 170 утверждены форма государственного статистического отчета 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства" и указания по его заполнению. Срок представления отчета – не позднее 15 января.
Отчет обязаны составлять юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства. Исключение составляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, у которых образуются отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковки, отработанные люминесцентные трубки и отработанные ртутные лампы, а также у которых объем образования отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, не превышает 50 т в год.
Постановление Минстата РБ от 03.10.2008 № 230 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-вторичное сырье (Минторг) "Отчет о поставке вторичного сырья" и указаний по ее заполнению"
Постановлением утверждены форма государственной статистической отчетности 4-вторичное сырье (Минторг) "Отчет о поставке вторичного сырья" и указания по его заполнению.
В отчете отражают данные об отходах бумаги и картона, стеклобоя, отходах пластмасс, резиносодержащих и текстильных отходах, пригодных для использования в дальнейшем в качестве вторичного сырья.
Отчет заполняют ежеквартально нарастающим итогом с начала года на основании товарно-транспортных накладных, ведомостей, приемных квитанций, договоров, актов приемки и других первичных документов по учету движения отходов в натуральном выражении.
__________________
* Фактически это договоры хранения отходов.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.