Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Земельный налог: налоговая практика 2011 года

Наталья Рощина, экономист
Ситуация 1
От уплаты земельного налога освобождают земельные участки, занятые спортивными сооружениями, являющимися основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта (подп. 1.14 п. 1 ст. 194 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ)).
Какие спортивные сооружения являются базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта?
Перечень спортивных сооружений, являющихся основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, утвержден постановлением Минспорта РБ от 11.01.2005 № 2.
Если обратиться к этому перечню, то можно увидеть, что его название не соответствует содержанию. Несмотря на то что утвержден перечень спортивных сооружений, в нем перечислены не сооружения, а названия организаций, спортивные сооружения которых являются основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта.
Например, в перечень включено учреждение "Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва по современному пятиборью". Следовательно, все спортивные сооружения, принадлежащие этому учреждению, являются основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта.
Таким образом, получается, что хотя согласно подп. 1.14 п. 1 ст. НК РБ освобождают от земельного налога земельные участки, занятые спортивными сооружениями, являющимися основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, на практике от земельного налога освобождают земельные участки организаций, спортивные сооружения которых считаются основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта.
 
Ситуация 2
Организация планирует в конце года получить земельный участок.
Если исполком выделит ей земельный участок в декабре 2011 г., сколько раз она должна представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 г.: один или два?
 
2 раза.
Дело в том, что в данном вопросе налоговые инспекции требуют от плательщиков буквального соблюдения норм НК РБ (хотя в НК РБ в данном случае допущена ошибка).
Так, земельный налог исчисляют начиная с месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.
При прекращении права постоянного, временного пользования или права частной собственности земельный налог уплачивают за период пользования земельным участком, включая месяц, в котором будет прекращено право (п. 6 ст. 202 НК РБ).
Налоговым законодательством определены сроки сдачи налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы. В частности, по вновь отведенным после 20 февраля текущего года земельным участкам плательщики-организации должны представлять налоговые декларации по земельному налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (п. 14 ст. 202 НК РБ).
Проблема заключается в том, что вышеуказанная норма НК РБ работает только в том случае, если земельные участки выделяются с 21 февраля по 30 ноября текущего года. Для наглядности рассмотрим вышеизложенное с учетом норм, действующих в 2011 г.
Пример
Организации решением исполкома выделен земельный участок 21 февраля 2011 г. В этом случае она должна была представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу за 2011 г. не позднее 20 марта 2011 г. и будет платить земельный налог начиная с марта текущего года.
То же самое, если организации решением исполкома выделен земельный участок 30 ноября 2011 г. Тогда она должна представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу за 2011 г. не позднее 20 декабря 2011 г. и будет платить земельный налог начиная с декабря текущего года.
При этом по срокам уплаты земельного налога в данной ситуации существует особенность. Срок уплаты земельного налога за 4-й квартал был 22 ноября текущего года. Следующий ближайший срок уплаты такого налога – не позднее 22 февраля следующего года. По этому сроку уплачивают земельный налог за 1-й квартал следующего года. Возникает вопрос: когда надо заплатить налог за декабрь текущего года? Этот вопрос был решен в НК РБ с 1 января 2011 г.
Так, уплату земельного налога производят организации (за исключением садоводческих товариществ) за земли, по которым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, в ноябре, – не позднее 22 декабря (согласно новой редакции подп. 15.1 п. 15 ст. 202 НК РБ).
Таким образом, в данном примере земельный налог за декабрь 2011 г. по земельному участку, выделенному в ноябре 2011 г., необходимо заплатить в бюджет не позднее 22 декабря 2011 г.
 
Указанные нормы НК РБ не работают, если земельный участок местные власти выделяют в декабре.
В этом случае организация должна начать платить земельный налог с января 2012 г. и представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу за 2012 г. не позднее 20 января 2012 г., т.е. на месяц раньше, чем остальные плательщики земельного налога.
Второй раз организации придется представить налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу за 2012 г. в общеустановленные сроки.
Так, плательщики-организации представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года (п. 14 ст. 202 НК РБ).
Поэтому организации придется еще раз представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу за 2012 г. не позднее 20 февраля 2012 г.
Несмотря на то что в данном случае с плательщика требуют за 2012 г. представить налоговую декларацию по земельному налогу 2 раза, платить земельный налог за 2012 г. в двойном размере он не должен.
Организации производят уплату земельного налога (за исключением садоводческих товариществ) в течение налогового периода ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала за земли, по которым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, в ноябре, – не позднее 22 декабря, а за земли сельскохозяйственного назначения – не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября в размере 1/4 годовой суммыземельного налога (подп. 15.1 п. 15 ст. 202 НК РБ).
Таким образом, если организации земельный участок будет выделен не в ноябре, а в декабре 2011 г., то она будет уплачивать земельный налог за 2012 г. в общеустановленные сроки, т.е. ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала (в данном примере мы исходим из того, что организации выделены земли несельскохозяйственного назначения).
 
Ситуация 3
Религиозная организация имеет земельные участки, которые освобождены от обложения земельным налогом.
Должна ли она представлять в налоговые инспекции налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу?
 
Должна.
Для начала рассмотрим, кто вообще должен представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговые инспекции.
Налоговой декларацией (расчетом) признают письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы, которое должно содержать информацию:
– о полученных доходах и осуществленных расходах;
– источниках доходов;
– налоговых льготах;
– исчисленной сумме налога, сбора (пошлины);
– других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины) (п. 1 ст. 63 НК РБ).
Налоговую декларацию (расчет) представляют плательщики (иные обязанные лица), по каждому налогу, сбору (пошлине), если:
– в отношении этих платежей они признаны плательщиками;
– имеются объекты налогообложения (если иное не установлено НК РБ или иными актами налогового законодательства).
 
Справочно: налоговые декларации не представляют плательщики (иные обязанные лица), указанные в п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 НК РБ, а также плательщики (иные обязанные лица) в течение сроков и в части деятельности, указанных в п. 1 ст. 328 НК РБ.
 
За более подробными разъяснениями обратимся к гл. 18 "Земельный налог" НК РБ.
Плательщики земельного налога – это организации, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность (ст. 192 НК РБ).
Таким образом, все организации, которым выделены земельные участки, независимо от того, облагаются эти участки земельным налогом или нет, признаются плательщиками земельного налога.
Теперь рассмотрим, кто должен представлять налоговые декларации по земельному налогу.
Все льготы по земельному налогу, установленные в гл. 18 НК РБ, можно разделить на 2 части:
– земельные участки, которые не признают объектом налогообложения;
– земельные участки, которые освобождены от земельного налога.
Например, не признают объектами обложения земельным налогом:
– земли общего пользования населенных пунктов;
– земельные участки, занятые кладбищами;
– земли лесного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель и земель, занятых зданиями, сооружениями и другими объектами, не связанными с ведением лесного хозяйства);
– земли водного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель, земель, на которых осуществляют предпринимательскую деятельность, и земель, занятых зданиями, сооружениями и другими объектами);
– земли запаса;
– земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов.
Указанные земельные участки в налоговой декларации по земельному налогу не отражают.
С другой стороны, многочисленные льготы по земельному налогу установлены ст. 194 НК РБ. Земельные участки, освобожденные от земельного налога, отражают в налоговой декларации по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций согласно приложению 5 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
По этим участкам необходимо исчислить в общем порядке земельный налог и заполнить справку о размере и составе использованных льгот.
Так, от земельного налога освобождены земельные участки религиозных организаций, в т.ч. в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на таких земельных участках, иным религиозным организациям (подп. 1.18 п. 1 ст. 194 НК РБ).
Таким образом, религиозные организации обязаны представлять в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу.
 
Справочно: аналогичная проблема существовала в прошлом году с бюджетными организациями.
В 2010 г. освобождались от земельного налога земельные участки бюджетных организаций (подп. 1.18 п. 1 ст. 194 НК РБ). При этом все бюджетные организации были обязаны представлять в налоговые инспекции налоговые декларации по земельному налогу и исчислять сумму земельного налога, не поступившую в бюджет в связи с предоставлением льготы.
С 1 января 2011 г. эта проблема была решена. Льготу для бюджетных организаций исключили из ст. 194 НК РБ, а ст. 193 НК РБ дополнили п. 5, согласно которому бюджетные организации не признают плательщиками земельного налога, если иное не установлено п. 12 ст. 202 НК РБ.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.