AA

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в 2013 году

16 мая 2013 г. в редакции журнала "Главный Бухгалтер" состоялась "Прямая линия", гостем которой была начальник отдела косвенного налогообложения управления налогообложения организаций инспекции МНС РБ по г. Минску Свидинская Тамара Владимировна.
Мы завершаем публикацию ответов на вопросы по исчислению НДС, поступившие в ходе проведения "Прямой линии".
Начало см.: Гл. бухгалтер. – 2013. – №  22. – С. 12.

 

Каков порядок применения освобождения от исчисления НДС при оказании социальных услуг в 2013 г.?
 
С 2013 г. обороты по реализации на территории Республики Беларусь социальных услуг, оказываемых государственными организациями (их структурными подразделениями) по перечню услуг, утверждаемому Советом Министров, освобождаются от исчисления НДС (подп. 1.4 п. 1 ст. 94 Налогового кодекса РБ; далее – НК).
 
Перечень социальных услуг, освобождаемых от исчисления НДС (далее – Перечень), утвержден постановлением Совета Министров РБ от 19.02.2013 №  117. Он вступил в силу с 23 февраля 2013 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2013 г.
 
Порядок применения указанной нормы разъяснен в письме МНС РБ от 14.03.2013 №  2-1-10/990.

Справочно: для целей применения Перечня используются термины и их определения в значениях, установленных Законом РБ от 22.05.2000 №  395-З "О социальном обслуживании" (далее – Закон №  395-З).
 
Социальная услуга – действия по оказанию граж­данину помощи в целях содействия в предупреж­дении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней (ст. 1 Закона №  395-З).

Перечень содержит широкий круг социальных услуг, включая выполнение услуг общего характера: обучение компьютерной грамотности, уборка жилых помещений, ремонт мебели, оказание транспортных услуг и т.д., которые признаются социальными только в случае оказания их людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
 
Учитывая изложенное, с 1 января 2013 г. освобождение от исчисления НДС установлено только в отношении услуг, включенных в Перечень и оказываемых государственными организациями (их структурными подразделениями).

Какие особенности необходимо учитывать в 2013 г. при определении момента фактической реализации услуг, оказываемых на постоянной (непрерывной) основе?
 
С 2013 г. в налоговое законодательство введена новая категория работ и услуг, оказываемых (выполняемых) на постоянной (непрерывной) основе.

Справочно: работами (услугами), реализация которых осуществляется на постоянной (непрерывной) основе, признаются работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основе долгосрочного договора (контракта), заключаемого на срок более 3 месяцев, при условии, что заказчик работ (услуг) может использовать их результаты в своей деятельности в том месяце, в котором выполнены работы (оказаны услуги) (ст. 100 НК).

С учетом вышеизложенного признание да­ты выполнения работ и оказания услуг на постоянной (непрерывной) основе как последнего дня месяца возможно, если:
 
– в документах указан месяц, в котором эти работы (услуги) выполнены (оказаны);
 
– документы оформлены до 20-го числа месяца, следующего за месяцем их выполнения (оказания);
 
– эти работы (услуги) оказываются на основе долгосрочного договора;
 
– эти работы (услуги) могут быть использованы заказчиком в его деятельности в том месяце, в котором они выполнены (оказаны).
 
В случае если одно из перечисленных условий нарушено, действует общее правило определения даты выполнения работ и оказания услуг.
 
К услугам, оказываемым (выполняемым) на постоянной (непрерывной) основе, могут быть отнесены как коммунальные, так и иные услуги.
 
Пример
 
Продавец коммунальных услуг выставил покупателю счет на оплату за апрель 2013 г. 15 мая 2013 г. Последним днем оказания этих услуг признается 30 апреля 2013 г. В данном случае продавец коммунальных услуг исчисляет НДС за апрель 2013 г. У покупателя налоговый вычет по НДС возможно произвести в апреле 2013 г. на основании п. 6 ст. 107 НК.

Белорусская организация заключила договор с резидентом Украины на дистанционное обучение своих сотрудников.
 
В каком порядке следует определять место реализации услуг по обучению, приобретаемых у нерезидента?
 
С 2013 г. местом реализации услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме, признается место деятельности покупателя (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).
 
Таким образом, приобретая в 2013 г. услуги по обучению (образованию), проводимому резидентом Украины дистанционно, у покупателя (РБ) возникает обязанность по исчислению и уплате НДС с учетом требований ст. 92 НК.
 
Оказываемые нерезидентами услуги в целях исчисления и уплаты НДС будут рассматриваться как услуги по обучению (образованию):
 
– при подтверждении обучаемой стороной наличия у указанного нерезидента права на осуществление образовательной деятельности;
 
– предоставлении слушателям, успешно завершившим обучение, соответствующих документов об образовании установленного образца, подтверждающих присвоение специальности.

Справочно: в 2012 г. местом реализации услуг по обучению (образованию), проводимому нерезидентом дистанционно по Интернету (без выезда обучающегося за пределы РБ), признавалось место деятельности учреждения образования. Поэтому у покупателя Республики Беларусь в 2012 г. не возникала обязанность по исчислению и уплате НДС, если учреждение образования расположено за пределами территории Беларуси.

Организация занимается производством конструкций из ПВХ (окон и дверей), осуществляет их установку и монтаж для физических лиц.
 
Может ли она при реализации данных работ применить льготу по НДС на основании договора подряда и (или) акта сдачи-приемки выполненных работ, составленного в произвольной форме, а не по форме С-2?
 
Обороты по реализации строительно-монтажных работ на объектах жилищного фонда по перечню, утверждаемому Президентом, освобождены от исчисления НДС (подп. 1.12 п. 1 ст. 94 НК).
 
Перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождены от исчисления НДС, утвержден Указом Президента РБ от 26.03.2007 №  138 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость" (далее – Перечень).
 
В данный Перечень включены строительные, монтажные, специальные, пусконаладочные работы, выполняемые по договорам подряда (субподряда) (п. 6 Перечня).
 
Документальное оформление результатов сдачи работы подрядчиком и приемка его заказчиком предусматривает оформление акта, подписанного обеими сторонами (п. 4 ст. 708 Гражданского кодекса РБ; далее – ГК).
 
Основанием для расчетов за выполненные строительные работы является подписанная уполномоченными представителями заказчика и подрядчика справка о стоимости выполненных работ и затратах, составленная на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ по формам, утверждаемым Минстройархитектуры (п. 55 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 №  1450, далее – Правила №  1450).

Важно! Заказчиками и подрядчиками (генеральными подрядчиками, субподрядчиками) могут быть юридические и физические лица РБ, других государств (п. 4 Правил №  1450).
 
Перечень первичных учетных документов утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 №  360 "Об утверждении перечня первичных учетных документов".
 
Форма акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (форма С-2) утверждена постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 № 13 "Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве".
 
Учитывая вышеизложенное, организация при сдаче-приемке выполненных строительных и иных специальных монтажных работ физическим лицам должна оформлять акт формы С-2. Он будет являться подтверждением объема и стоимости выполненных строительно-монтажных работ и основанием для применения организацией льготы по НДС.

Туристическая компания в рамках исполнения договора поручения реализует билеты пассажирам на международные авиаперевозки.
 
В каком порядке облагается НДС комиссионное вознаграждение, выплачиваемое туристической компании за оформление пассажирских авиаперевозок в 2013 г.?
 
При реализации экспортируемых транспортных услуг применяется нулевая ставка НДС (ст. 102 НК). К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере 0 %, относятся услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта) за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории.
 
С 2013 г. к экспортируемым транспортным услугам не относятся агентские (посреднические) услуги по оформлению и (или) реализации билетов на проезд пассажиров, на основании которых оказываются экспортируемые транспортные услуги.
 
Таким образом, в 2013 г. вознаграждение туристических компаний за реализацию билетов пассажирам на международные перевозки облагается НДС по ставке в размере 20 %.

Справочно: в 2012 г. применение нулевой ставки НДС в отношении оборотов по реализации агентских услуг за оформление воздушных перевозок являлось правомерным, так как письмом от 29.12.2011 №  08-25/5323 Департамент по авиации Минтранса разъяснял, что агентские услуги по обеспечению воздушных перевозок относятся к экспортируемым транспортным услугам и авиабилеты признаются международными транспортными документами.
 
Решением хозяйственного суда удовлетворены требования, предъявленные истцом (поставщик – резидент РБ) к ответчику (покупатель – резидент РБ), в части:
 
– оплаты основного долга по договору поставки;
 
– оплаты пени за нарушение сроков оплаты товара;

– оплаты процентов за пользование чужими денежными средствами;
 
– взыскания стоимости услуг привлеченного юриста (договор оказания юридических услуг);
 
– возмещения уплаченной истцом госпошлины.
 
Следует ли поставщику увеличивать налоговую базу при исчислении НДС на полученные денежные средства на основании решения хозяйственного суда?
 
Налоговая база при исчислении НДС увеличивается на суммы, фактически полученные:
 
– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
 
– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (п. 18 ст. 98 НК).
 
Суммы увеличения налоговой базы, определенные п. 18 ст. 98 НК, должны быть отражены в стр. 1–9 налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость соответственно в той строке, в которой отражена налоговая база по указанным операциям (подп. 10.1 п. 10 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 №  82).
 
При определении налоговой базы НДС не учитывают полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 97 НК).
 
Расходы на приобретение юридических услуг, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом и отнесенные решением суда на ответчика, не подлежат обложению НДС (не увеличивают налоговую базу) у истца (продавца) при их возмещении ответчиком, так как они связаны с рассмотрением искового заявления в суде.
 
Суммы пени за просрочку исполнения денежного обязательства по оплате за товар и проценты за пользование чужими денежными средствами, взыскиваемые с ответчика в пользу исца на основании решения хозяйственного суда, представляют собой меру ответственности покупателя за неисполнение денежного обязательства, т.е. за неисполнение одного из условий договора, увеличивают налоговую базу по НДС как санкции, полученные за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

Справочно: неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (ст. 311 ГК).
 
За нарушение обязательств за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица предусмотрена ответственность в виде уплаты процентов на сумму этих средств (ст. 366 ГК).

Предприятие розничной торговли реализует овощные, фруктово-ягодные и плодоовощные консервы в стеклянных банках. В летнее время нередко происходит бомбаж банок и порча консервов.
 
Признается ли в 2013 г. такое выбытие объектом обложения НДС?
 
С 1 января 2012 г. из объектов налогообложения исключены обороты по прочему выбытию товаров, основных средств, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства.
 
Под прочим выбытием признается любое выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи.
 
Следовательно, списание консервов в результате их порчи в 2013 г. не является объектом обложения НДС.
 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup