AA

Комментарий (Новый порядок расчетов при аресте денежных средств и приостановлении операций по счету начнет действовать 9 августа).

Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 190 "О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь" внесены изменения и дополнение в следующие нормативные правовые акты:

– порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (далее – Порядок расчетов) |*|;

– Указ Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" (далее – Указ № 267).

Основные изменения коснулись порядка расчетов при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счете, и (или) приостановлении операций по счету. Рассмотрим их более подробно.

* Информация о применении Указа № 359 при продаже иностранной валюты доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Изменения, внесенные в Порядок расчетов

1. Расширен перечень исключений, определенных п. 1 Порядка расчетов.

В настоящее время п. 1 Порядка расчетов определена сфера его применения, а именно установлено, что его действие не распространяется:

– на расчеты, производимые с текущих (расчетных) счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за счет средств банковского кредита, полученных на цели в соответствии с кредитным договором;

– расчеты с кредиторами, производимые ликвидируемыми юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, в отношении которых приняты решения о прекращении предпринимательской деятельности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых возбуждено конкурсное производство;

– расчеты наличными денежными средствами по платежам в бюджет (в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды) и в государственные внебюджетные фонды, осуществляемые через юридические лица, уполномоченные согласно законодательству Республики Беларусь взимать такие платежи;

– расчеты, производимые в случае наличия у банка постановления прокурора или его заместителя, органа уголовного преследования, должностного лица органа, ведущего административный процесс, постановления (определения) суда (судьи) о наложении ареста на денежные средства юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах), в пределах суммы, на которую наложен арест, и (или) наличия у банка решения о приостановлении операций по счетам, принятого уполномоченным органом (органом Комитета госконтроля, налоговым, таможенным органом, Минфином, его территориальным органом, местным финансовым органом) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

– расчеты, производимые организациями в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

С 9 августа 2015 г. этот перечень дополнится судебными исполнителями (наделены правом налагать арест на денежные средства и приостанавливать операции по счету) и органами ФСЗН (вправе приостанавливать операции по счетам).

Соответственно норма, выделенная в тексте курсивом, дополнена ссылкой на постановления, вынесенные судебным исполнителем, а также решения (постановления) о приостановлении операций по счетам, вынесенные в т.ч.:

– городским, районным и районным в городах отделом областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты;

– судебным исполнителем.

2. Норма подп. 2.2 п. 2 Порядка расчетов дополнена положением о том, что в первоочередном порядке производятся в т.ч. платежи за реализованное имущество, освобожденное от ареста органом, ведущим уголовный процесс, в целях возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, уплаты дохода, полученного преступным путем, других имущественных взысканий |*|.

* Информация об очередности платежей, производимых в рамках Указа № 359, при наличии картотеки и платежного требования налогового органа доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Напомним, что кроме названных в первоочередном порядке должны осуществляться следующие платежи:

– в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (налоги, неналоговые платежи, ссуды, займы, обязательства, возникшие в случае осуществления Правительством Республики Беларусь, областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии, выданные областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами, и проценты по ним);

– по исполнительным документам о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также в случае потери кормильца, сумм по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, о выплате авторского вознаграждения, сумм по обязательному страхованию, сумм по возмещению ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением, сумм по государственному социальному страхованию граждан;

– за реализованное (переданное для собственного либо иного использования) имущество, обращенное в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней;

– за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного материальных резервов;

– по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством;

– в счет погашения задолженности по кредитам, выданным банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентам по ним;

– в счет погашения задолженности по активам, приобретенным открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь" в соответствии с перечнем таких активов и порядком, утверждаемыми Советом Министров, у банков Республики Беларусь, и по кредитам, предоставленным данным обществом на финансирование проектов, включенных в программы, утверждаемые Президентом Республики Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь.

Изменения, внесенные в Указ № 267

Указ № 267 явился первой пробой систематизации норм о приостановлении операций по счетам и наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах |*|.

Информация о порядке применения Указа № 267 доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Практика показала, что отдельные его положения нуждаются в изменениях. В частности, необходимо уточнение норм, определяющих порядок применения Указа № 267.

Комментируемым законодательным актом определены особенности расчетов в период действия как любого одного, так и совокупности следующих документов:

– постановления (определения) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах);

– решения (постановления) о приостановлении операций по таким счетам в банке.

Кроме того, перечень субъектов, о постановлениях, решениях которых идет речь в Указе № 267, дополнен судебными исполнителями и органами ФСЗН (городским, районным и районным в городах отделом областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты).

Данное изменение обусловлено тем, что городские, районные и районные в городах отделы областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты имеют право приостанавливать операции плательщиков обязательных страховых взносов по текущим (расчетным) банковским счетам (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 "О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты").

Право налагать арест на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах (депозитах), а также приостанавливать операции по счетам предоставлено законодательством судебным исполнителям.

Например, судебные исполнители главного управления принудительного исполнения Минюста и территориальных органов принудительного исполнения вправе выносить:

– постановления о приостановлении полностью или частично операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам юридических лиц;

– иные постановления по исполнению требований исполнительных документов (п. 10 Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 "О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов").

Кроме того, одной из мер по обеспечению исполнения исполнительного документа является наложение ареста на имущество должника, в т.ч. на денежные средства в пределах суммы, необходимой для исполнения указанного документа и возмещения расходов по исполнению исполнительного документа, находящиеся у должника и (или) у иных лиц. Указанные меры принимаются судебным исполнителем по заявлению взыскателя или по собственной инициативе (ст. 482 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь).

Мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа в соответствии со ст. 348 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь являются, в частности:

– наложение ареста на имущество должника, в т.ч. на наличные денежные суммы, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) других лиц;

– наложение ареста на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;

– приостановление полностью или частично операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам юридических лиц (индивидуальных предпринимателей, граждан).

Судебный исполнитель по заявлению взыскателя или по собственной инициативе вправе вынести постановление о применении вышеуказанных мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Как и ранее, вне зависимости от ограничений, применяемых к счету, беспрепятственно могут осуществляться операции, связанные с осуществлением платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды (далее – платежи в бюджет), по обязательствам лица, операции по счетам которого приостановлены. При этом норма дополнена указанием о том, что она распространяется и на вышеназванные операции с денежными средствами, находящимися на счетах, в банковских вкладах (депозитах), когда на денежные средства наложен арест.

Уточнена также норма, допускающая осуществление платежей со счета, операции по которому приостановлены и (или) если на денежные средства, находящиеся на счете (во вкладе (депозите)), наложен арест, в тех случаях, когда владелец этого счета является дебитором плательщика в бюджет (иного обязанного лица).

Исходя из буквального содержания действующей редакции она вообще не может применяться, поскольку речь в ней идет о дебиторах лица, операции по счетам которого приостановлены, а сама норма регулирует именно платежи лица, операции по счетам которого приостановлены, а не его дебиторов. Поэтому данная норма нуждалась в изменении.

С 9 августа т.г. указанные операции не могут осуществляться не только при наличии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом КГК, но и при наличии постановления (определения) о наложении ареста.

Иные операции, не названные выше, а также операции, осуществляемые на основании неисполненных платежных инструкций, находящихся в банке, как и ранее, могут осуществляться при наличии разрешений всех органов (должностных лиц), принявших (вынесших) решение о приостановлении операций по счетам, и (или) органов (должностных лиц), принявших (вынесших) постановление (определение) о наложении ареста.

В случае возврата денежных средств, зачисленных в результате технической ошибки банка на счет ненадлежащего получателя, операции по счетам которого приостановлены и (или) на денежные средства которого, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах), наложен арест, указанное разрешение может быть получено на основании письменного заявления банка.

Отметим, что в случае зачисления денежных средств на счет ненадлежащего бенефициара в результате технической ошибки банк-получатель вправе списать зачисленные денежные средства со счета и возвратить их банку-отправителю до осуществления иных расходных операций по этому счету (ст. 250 Банковского кодекса Республики Беларусь).

Справочно: под технической ошибкой понимается ошибка, допущенная банком при осуществлении операции по банковскому переводу посредством технических средств, повлекшая ненадлежащее исполнение платежных инструкций клиента, банка-отправителя.

Банк, допустивший техническую ошибку при осуществлении банковского перевода, в результате которой денежные средства зачислены на счет ненадлежащего бенефициара или в сумме, превышающей указанную в платежной инструкции, направляет в банк-получатель извещение о технической ошибке банка. Банк-получатель в день получения извещения о технической ошибке банка бронирует на счете ненадлежащего бенефициара указанную сумму денежных средств и не позднее следующего банковского дня обязан вернуть их до осуществления иных расходных операций по данному счету.

В случае зачисления денежных средств в результате технической ошибки на счет ненадлежащего бенефициара, расходные операции по которому прекращены вследствие наложения ареста и (или) приостановления операций, банк-получатель не позднее банковского дня, следующего за днем получения извещения о технической ошибке банка, должен обратиться в органы (к должностным лицам), которыми в соответствии с законодательными актами принято постановление (определение) о наложении ареста (решение о приостановлении операций по счету), за разрешением на возврат денежных средств.

В случае получения отказа в возврате денежных средств, зачисленных в результате технической ошибки, хотя бы одного из органов (должностных лиц), принявших решение об ограничении совершения операций по счету, банк-получатель не позднее следующего банковского дня с момента поступления отказа аннулирует бронирование необходимой суммы денежных средств и осуществляет операции по счету ненадлежащего бенефициара в соответствии с законодательством. Об этом он в тот же банковский день информирует банк, допустивший техническую ошибку (п. 20 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66).

Указом № 267 установлена особая очередность для осуществления платежей при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах (депозитах), и (или) приостановлении операций по счетам. Она изменилась незначительно.

Так, вне очереди теперь будут осуществляться в т.ч. платежи:

– по возврату денежных средств, зачисленных в результате технической ошибки банка на счет ненадлежащего получателя, операции по счетам которого приостановлены и (или) на денежные средства которого, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах), наложен арест;

– в счет неотложных нужд. На основании подп. 2.1 п. 2 Порядка расчетов платежи в счет неотложных нужд осуществляются в размере до 20 % средств, поступивших на указанные счета (за исключением сумм банковских кредитов) за предыдущий месяц.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup