Комментарий (Отходы: утверждать лимиты стало проще)

Александр Гнедов, эколог
В 2011 г. за превышение или отсутствие лимитов не применяют 15-кратный коэффициент к ставкам экологического налога

Лимиты на природопользование, к которым относят лимиты хранения и захоронения отходов производства, являются частью системы нормирования в области охраны окружающей среды (ст. 18 Закона "Об охране окружающей среды").
 
Как правило, такие лимиты устанавливают в целях:
– уменьшения объемов образования отходов производства;
– увеличения объемов использования отходов производства;
– определения размера платежей за размещение отходов производства (ст. 34 Закона РБ "Об обращении с отходами").

С 8 февраля 2011 г. действует новый порядок расчета и согласования лимитов хранения изахоронения отходов производства. Он определен Инструкцией о порядке разработки, согласования и установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 31.12.2010 № 61 (далее – Инструкция № 61).
Напомним, что старый порядок расчета и согласования лимитов хранения и захоронения отходов производства регулировался:

– приложением 3 к постановлению Совета Министров РБ от 17.12.2009 № 1660 "О лимитах на природопользование и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (утратило силу с 1 января 2011 г.);
– Инструкцией о порядке согласования территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь лимитов сбросов сточных вод, хранения, захоронения отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 28.02.2005 № 11 (утратила силу с 8 февраля 2011 г.).

Отметим, что новый порядок, определенный Инструкцией № 61, по сравнению с ранее действовавшим упростился.

Упрощения вызваны изменениями, произошедшими в налоговом законодательстве. Так, с 1 января 2011 г. из ст. 207 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ) исключен 15-кратный коэффициент к ставкам экологического налога при хранении, захоронении отходов производства сверх (без) установленных лимитов хранения и захоронения отходов производства.
С указанной даты плательщики сумму экологического налога могут исчислять исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога (п. 3 ст. 208 НК РБ).

Разработка и согласование лимитов

Собственники отходов производства разрабатывают лимиты хранения и захоронения отходов производства в пределах объемов, установленных в разрешении на хранение и захоронение отходов производства (далее – разрешение). То есть количественный показатель согласованных лимитов должен быть равен количеству отходов, подлежащих захоронению (хранению), указанному в разрешении. Если собственник отходов в течение года изменит объемы и номенклатуру отходов в разрешении, то у него соответственно поменяются лимиты.

Разрешение должно быть у собственника отходов на 1 февраля года, на который устанавливают лимиты (п. 4 Инструкции № 61).

При наличии разрешения согласование лимитов хранения и захоронения отходов производства происходит у собственников отходов автоматически.
 
От редакции:

Для получения разрешения организация рассчитывает годовое количество образования отходов производства на основе нормативов их образования. Именно это количество образования отходов производства и является лимитом, который организация должна соблюдать при осуществлении хозяйственной деятельности.

Превышение указанного в разрешении количества образования отходов производства будет превышением лимитов, за которое органы Минприроды РБ направят в организацию претензию по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

Утверждение лимитов

Лимиты хранения и захоронения отходов производства утверждают:

– местные исполнительные и распорядительные органы (п. 3 ст. 34 Закона "Об обращении с отходами");

в пределах объемов, установленных собственникам отходов производства в разрешениях (п. 5 Инструкции № 11).

Отличие нового порядка утверждения лимитов от ранее действовавшего состоит в том, что исполкому не нужно принимать решение по каждому собственнику отходов производства индивидуально (на основе расчетов собственника отходов). Теперь достаточно в решении сослаться на разрешения, имеющиеся у собственников отходов.

То есть фактически в решении исполкома должна быть сделана запись, например, следующего содержания: "Лимитами хранения и захоронения отходов производства являются объемы, установленные собственникам отходов производства в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства, полученных в территориальных органах Минприроды".

Разрешение – ключевой документ для установления лимитов

Итак, мы определили, что основной документ для установления лимитов – это разрешение.

Наличие у собственника отходов разрешения и соответствующего решения исполкома влечет автоматическое установление лимитов хранения и захоронения отходов производства в объемах согласно разрешению.

Порядок получения разрешения регламентирует Положение о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104.

Для получения разрешения собственник отходов должен подать в органы Минприроды РБ заявление и следующие документы*:
 
_________________
* Пункт 35 перечня административных процедур, совершаемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379.

– заявку на захоронение или хранение отходов производства.

Формы этих заявок установлены в приложениях 1 и 2 к постановлению Минприроды РБ от 22.10.2010 № 44 "О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104";

– расчет годового количества образования отходов производства на основе нормативов образования отходов производства;

– акт инвентаризации отходов производства.

Акты инвентаризации отходов производства установлены в приложениях 3 и 4 к Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17;

– копию инструкции по обращению с отходами производства.

Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства утверждена постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (вступила в силу с 4 февраля 2011 г.).

Ответственность за отсутствие разрешения

Захоронение и хранение отходов производства без разрешения или с нарушением количества отходов, допускаемых к захоронению и хранению согласно выданным разрешениям, влечет для юридического лица:

– административную ответственность до 1 000 базовых величин (ст. 15.63 КоАП);

– исчисление вреда, причиненного окружающей среде, по таксам, установленным в приложении 7 к Указу Президента РБ от 24.06.2008 № 348 "О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде" (в ред., действующей с 1 января 2011 г.).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 9 март 2011
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Необходимо ли ежемесячно рассчитывать и отражать в учете сумму налога на прибыль?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Налоги

9

О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц

9

Комментарий (Подоходный на­лог: с 22 февраля налоговые агенты долж­ны применять новые формы справок)

18

Бухгалтерский учет

22

Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках

22

события. подробности

22

"TAX FREE" в Беларуси

22

Государственное регулирование

23

О лимитах на природопользование и признании утратившими силу постановлений Министерства природных ресурсов и охра­ны окружающей среды Республики Беларусь от 28 февраля 2005 г. № 11 и от 12 мая 2009 г. № 25

23

Комментарий (Отходы: утверждать лимиты стало проще)

26

О поддержке малого и среднего предпринимательства

28

Внешнеэкономическая деятельность

40

О внесении дополнения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 июля 2009 г. № 101

40

статистическая информация

40

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

40

Труд и социальная защита

41

О размерах государственных пособий семь­ям, воспитывающим детей

41

Комментарий (С 1 февраля размеры пособий на детей изменены)

42

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  

44

перечень документов, посвященных одному вопросу

45

Сдаем (берем) в аренду недвижимость

45

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

50

Правильно относите имущество к сооружениям, чтобы не было проблем с налогом на недвижимость

50

МНС РБ разъясняет

52

Об исчислении отчислений в инновационные фонды

52

ВОПРОС – ОТВЕТ

53

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ.  Новации в переоценке на 1 января 2011 года основных средств, не завершенных строительством объектов  и неустановленного оборудования

63

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. Пособия семьям, воспитывающим детей: как всегда, много вопросов на практике

67

к сведению читателей

70

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

71

Что надо знать бухгалтеру по вопросам налогообложения, если организация сотрудничает с фирмами США

71

Не забывайте исчислять и уплачивать оффшорный сбор в 2011 году

73

типичные нарушения

77

Неправомерный зачет налога на добавленную стоимость может стать причиной его недоплаты в бюджет

77

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

82

Таможенный союз: когда НДС можно не платить

82

Переоценка основных средств, стоимость которых изменилась в результате включения в нее обособленно учитываемых затрат: рассмотрим все возможные варианты

86

страничка аудитора

89

Рейтинг аудиторских услуг: подведены итоги за 2010 год

89

налоговый календарь

91

Календарь уплаты налогов, сбо­ров и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на март 2011 года

91

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

94

РЕКЛАМА

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 19 по 25 февраля 2011 года

96