Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Коршекевич М. Налоговый контроль за соблюдением законодательства о лицензировании

Максим Коршекевич, юрист
В последнее время лицензируемые виды деятельности находятся под пристальным вниманием контролирующих и надзорных органов. Практика налоговых проверок также свидетельствует о наличии множества нарушений в указанной сфере.
 
Вот почему именно данному вопросу на этой неделе посвящена эта статья.
 
ЗА БЕЗЛИЦЕНЗИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДУСМОТРЕНА…
…административная ответственность
Налоговые органы наряду с органами КГК наделены правом:
1) осуществлять контроль за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о предпринимательстве и лицензировании отдельных видов деятельности (независимо от вида деятельности);
2) составлять протоколы по делам о правонарушениях, предусмотренных ст. 12.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), а именно по делам об осуществлении предпринимательской деятельности:
без специального разрешения (лицензии) (далее – лицензия), когда такая лицензия обязательна (ч. 1 ст. 12.7);
с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в лицензиях (ч. 1 ст. 12.7);
если в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается (ч. 2 ст. 12.7).
Дела об указанных правонарушениях рассматривают и взыскания за них налагают хозяйственные суды.
Часть 1 ст. 12.7 КоАП предусматривает наложение на юридическое лицо штрафа в размере до 500 базовых величин (БВ) с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.
 
Справочно: лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности (ст. 6.9 КоАП). Данная мера взыскания устанавливается на срок от 6 месяцев до 1 года. Исполнение постановления о лишении права заниматься определенной деятельностью производится путем изъятия лицензии (ст. 19.2 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях).
Частью 2 ст. 12.7 КоАП предусмотрено наложение на юридическое лицо штрафа в размере до 500 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.
…уголовная ответственность
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, может повлечь за собой уголовную ответственность виновных должностных лиц по ст. 233 Уголовного кодекса РБ (далее – УК).
Такая ответственность наступает, если указанная деятельность сопряжена с получением дохода в крупном размере – в тысячу и более раз превышающего размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Она предусматривается в виде штрафа, или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ареста на срок до 6 месяцев, или ограничения свободы на срок до 2 лет, или лишения свободы на срок до 3 лет.
В случае же получения дохода в особо крупном размере – в 2 500 и более раз превышающего размер базовой величины, виновное лицо ожидает ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
 
Важно! Под доходом в целях применения ст. 233 УК понимают всю сумму выручки в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее получение. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.
ВНИМАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ: СТ. 12.7 КОАП МОЖНО ПРИМЕНИТЬ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОСИТ ИМЕННО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР
Практика хозяйственных судов исходит из того, что для привлечения к ответственности по указанной статье необходимо, чтобы осуществляемая деятельность носила именно предпринимательский характер, т.е. была направлена на систематическое получение прибыли:
– от пользования имуществом;
– продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи;
– выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ст. 1 Гражданского кодекса РБ).
В отдельных случаях продажа вещей (выполнение работ, оказание услуг) может не образовывать состав незаконной предпринимательской деятельности, если:
– количество, ассортимент вещей, объем выполненных работ или оказанных услуг, иные обстоятельства не свидетельствуют о направленности на систематическое получение дохода.
Пример 1
Организация приобрела нефтепродукты для собственного потребления. В ходе деятельности часть их оказалась невостребованной, в связи с чем организация реализовала их со склада другой организации.
Несмотря на то что оптовая и розничная торговля нефтепродуктами является лицензируемой деятельностью, подобная реализация не будет образовывать состав административного правонарушения, так как носит разовый характер, а нефтепродукты приобретались не для целей их перепродажи;
 
– организация выполняет работы или услуги, используемые ею самой для собственного потребления.
Пример 2
Организация осуществляет охранную деятельность, выражающуюся в охране своих работников и своего имущества.
Такая деятельность не является предпринимательской, поскольку не направлена непосредственно на систематическое получение прибыли, не предназначена для других лиц, а используется для собственных нужд. Следовательно, в случае нарушения организацией условий и правил осуществления охранной деятельности к ней нельзя применить ст. 12.7 КоАП (несмотря на то что данная деятельность является лицензируемой).
Однако данное административное правонарушение влечет ответственность по ст. 23.57 КоАП в виде штрафа, налагаемого на юридическое лицо в размере от 10 до 100 БВ с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации.
При применении мер ответственности, предусмотренных ст. 12.7 КоАП, налоговые органы и хозяйственные суды руководствуются указаниями, содержащимися в Методических рекомендациях по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденными постановлением Президиума ВХС РБ от 21.02.2011 № 8.
Так, в п. 2.10 указанного постановления подчеркивается, что под осуществлением предпринимательской деятельности без лицензии, когда лицензия обязательна, следует понимать осуществление лицензируемой деятельности:
– без получения в установленном порядке лицензии;
– до получения лицензии в лицензирующем органе;
– после истечения срока действия лицензии;
– после приостановления, прекращения действия лицензии;
– после аннулирования лицензии;
– при отсутствии указания в лицензии фактически осуществляемых лицензиатом работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, а также иных предусмотренных законодательством сведений.
 
Важно! Организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров, должны знать, что нарушение требований к получению лицензий на осуществление такой деятельности не влечет ответственность, предусмотренную ст. 12.7 КоАП.
СИТУАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОВЛЕЧЬ ЗА СОБОЙ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БЕЗЛИЦЕНЗИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Теперь подробнее рассмотрим ситуации, которые могут повлечь за собой привлечение организации к ответственности по ст. 12.7 КоАП в свете многочисленных требований Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Указ) и утвержденного им Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (далее – Положение).
 
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.