Таможенный союз спасает от штрафа (история одного судебного спора)

Сергей Кулаковский, заместитель председателя хозяйственного суда г. Минска
Фабула дела

Предприятие в июле 2010 г. в таможенном режиме свободного обращения оформило товар, который был заявлен в товарной подсубпозиции ТН ВЭД РБ по ставке таможенной пошлины 15 %. В последующем таможенный орган установил факт неверной классификации товара, что повлекло применение ввозной таможенной пошлины до 20 % вместо уплаченных 15 % и неуплату (неполную уплату) таможенных платежей.

По данному факту таможенным органом был составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о привлечении предприятия к ответственности за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более 1/4 базовой величины (БВ), в т.ч. совершенные должностным лицом юридического лица (ч. 9 ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)), и наложен штраф в размере 17 500 руб.

Постановление таможни было исполнено, штраф уплачен в полном объеме.

Протест прокуратуры

Через некоторое время заместитель прокурора Минской области принес протест*, в котором поставил вопрос об отмене постановления таможни и прекращении производства по делу ввиду принятия законодательного акта, устраняющего административную ответственность.

В основание протеста прокуратуры были положены следующие аргументы.

Если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, то обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается, постановление таможни по делу об административном правонарушении подлежит отмене, дело об административном правонарушении – прекращению (подп. 4 п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС)).

Решение суда

Суд удовлетворил протест исходя из следующего.

До вступления в силу ТК ТС Таможенный кодекс РБ (далее – ТК РБ) предусматривал, что налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае, если размер не исполненного в установленный срок налогового обязательства составляет эквивалент менее 0,25 БВ (подп. 2.9 п. 2 ст. 243 ТК РБ).

Ответственность плательщика за неуплату или неполную уплату в установленный срок таможенного платежа на сумму более 0,25 БВ также устанавливалась ч. 9 ст. 13.6 КоАП.

Действительно, ТК ТС определено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается, если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 евро.

Данная норма статьи улучшает положение лица (плательщика) таможенных платежей в сравнении с ранее действовавшими положениями ч. 2 ст. 243 ТК РБ, предусматривающими прекращение налогового обязательства при его возникновении на сумму, не превышающую 0,25 БВ, и соответственно имеет обратную силу с 6 июля 2010 г. (дня вступления в силу для Республики Беларусь ТК ТС).

Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено (ч. 2 ст. 1.5 КоАП).

Таким образом, указанная норма распространяется на правоотношения, связанные с неуплатой в установленный срок таможенных пошлин, налогов на сумму, не превышающую в эквиваленте 5 евро, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 9 ст. 13.6 КоАП.

Также, по мнению суда, следовало принять во внимание, что на момент возникновения у предприятия обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов сумма неуплаченных таможенных платежей составляла менее 5 евро по курсу Нацбанка на дату возникновения неисполненного налогового обязательства и данные обстоятельства исключали начало административного процесса с даты вступления в силу для Республики Беларусь ТК ТС.

Поэтому суд принял решение протест удовлетворить, вступившее в законную силу постановление таможни о привлечении РУП к административной ответственности отменить в связи с принятием законодательного акта, устраняющего административную ответственность и противоправность деяния, дело об административном правонарушении прекратить.
 
__________________
*Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственныхорганизаций, подчиненных Совету Министров, местныхпредставительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.
 
Протест приносят в государственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт или решение (совершившим незаконное действие), либо в суд (ст. 39 Закона РБ от 08.05.2007 № 220-З "О прокуратуре Республики Беларусь"). – Прим. ред.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 28 июль 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

8

До каких пор бухгалтер будет заложником нормотворческих перипетий?

8

Налоги

9

Об установлении перечня видов культурных ценностей, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при их ввозе на территорию Республики Беларусь, а также при реализации на территории Республики Беларусь

9

Тарифы и цены

11

О приостановлении действия предельных минимальных цен и внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 5 марта 2008 г. № 52

11

возвращаясь к напечатанному

11

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

12

Расчеты и кредиты

12

Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр

12

Комментарий к постановлению Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16

25

Комментарии

27

Изменения в оплате труда руководителей организаций

27

Молочные пасты облагают НДС по ставке 10 % с 1 января 2011 года

32

О направлении информации

34

Продолжительность отпуска отдельных категорий педагогических работников увеличена

35

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

36

документальная ретроспектива

38

О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами

38

перечень документов, посвященных одному вопросу

46

Отходы производства: правильно применяйте законодательство на практике

46

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Земельный налог: налоговая практика 2011 года

50

УСН: от правильного определения налоговой базы зависит правильное исчисление налога

53

Давальческая переработка сырья: объектов для исчисления НДС может быть несколько

57

Договор комиссии: исчисление НДС производит комиссионер

62

ВОПРОС – ОТВЕТ

69

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

79

Новации в формировании отчислений в инновационные фонды в 2011 году

79

мнения специалистов

88

Безвозмездная передача объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: основные вопросы решены

88

У ВАС ПРОВЕРКА

91

Объект контроля – арендная плата за землю

91

судебная практика

97

Таможенный союз спасает от штрафа (история одного судебного спора)

97

события. подробности

98

Вручены дипломы ИСФМ

98

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

99

Расчеты с нерезидентом: возможен выбор валюты расчетов

99

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

104

Почему наличие у организации переплаты в бюджет по налогам и сборам не уменьшает размер штрафов в случае выявления нарушений в ходе проверки?

104

за рубежом

106

Технологии противоправных поглощений российских предприятий

106

приглашаем на работу

110

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 16 по 22 июля 2011 го­да

112