66

Налог на недвижимость в 2012 году: учтите произошедшие изменения 

(Комментарий к отдельным статьям гл. 17 Налогового кодекса РБ, в ред. Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З)

Владимир Васильев, экономист

СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТА) И УПЛАТЫ НАЛОГА ИЗМЕНЕНЫ

С 2012 г. одним из существенных изменений в Налоговом кодексе РБ (далее – НК) в порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость является то, что налоговую декларацию (расчет) по этому налогу нужно представлять в налоговый орган не позднее 20 марта текущего года. Это позволит организациям представить налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость с учетом результатов переоценки.
Сроки уплаты налога также изменены, и с 2012 г. налог следует уплачивать не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала, т.е. не позднее 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря (пп. 10, 11 ст. 189 НК).
До 2012 г. налог на недвижимость следовало уплачивать не позднее 22-го числа первого месяца каждого квартала.
 
Справочно: форма налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций утверждена в приложении 4 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.

ПРИ ПЕРЕХОДЕ С ОСОБЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРЕДУСМОТРЕН ОТДЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ УПЛАТЫ НАЛОГА

С 2012 г. предусмотрен отдельный механизм уплаты налога на недвижимость при изменении применяемого порядка налогообложения для организаций, исчисляющих налоги ежеквартально, и отдельно для организаций, исчисляющих налоги ежемесячно (п. 8 ст. 189 НК).

Помимо этого, организации, переходящие на общий порядок налогообложения, уточненные налоговые декларации (расчеты) представляют в разные сроки: те, кто перешел с начала квартала, – в этом же квартале, а те, кто перешел с иной даты, например с середины квартала, – в следующем квартале.
 
Справочно: действовавший в 2011 г. порядок уплаты налога на недвижимость учитывал только особенности исчисления налога организациями, переходящими на общий порядок налогообложения с начала квартала без учета того, что организации могут переходить на общий порядок налогообложения с любого месяца квартала.

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УТОЧНЕНЫ В ЧАСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

С 2012 г. уточнены термины "здание" и "сооружение", являющиеся объектом обложения налогом на недвижимость.

Так, для целей исчисления налога на недвижимость с 2012 г. зданием, сооружением признают строительную систему, предназначенную для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимую в установленном порядке к зданиям, сооружениям.

Для целей исчисления налога на недвижимость к сооружениям также относят передаточные устройства – устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы(в т.ч. магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и иные основные средства, относимые в установленном порядке к передаточным устройствам (п. 1 ст. 185 НК).

Как следует из устных разъяснений налоговых органов, такой порядок с 1 января 2012 г. установлен постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161).

Таким образом, с 2012 г. налогом на недвижимость облагают здания, сооружения и передаточные устройства, которые соответствуют шифрам 1, 2 и 3 постановления № 161.

ПОНЯТИЕ "СООРУЖЕНИЕ" УЖЕ НЕ СВЯЗЫВАЮТ С МОНТАЖОМ НА ФУНДАМЕНТЕ ИЛИ ПОД ЗЕМЛЕЙ

Так как понятие "сооружение" уже не связывают с монтажом на фундаменте или под землей, плательщикам необходимо пересмотреть в 2012 г. подходы к определению объектов обложения налогом на недвижимость.

Рекомендуем обратить внимание на такие объекты, как заборы, ограждения, ворота, калитки, эстакады, специальные и рекламные стенды, аншлаги, площадки, дорожки, тротуары, балюстрады, лестницы, витрины, панно, флагштоки, мачты осветительные, картины, вазы, скульптуры, скамейки, декоративные урны, беседки и др., на предмет их соответствия понятию "сооружение" применительно к нормам п. 1 ст. 185 НК и возможного включения в объект обложения налогом на недвижимость.
 
Справочно: вышеперечисленные объекты поименованы в постановлении № 161 (шифр 2 "Сооружения").
 
Во многих случаях такие объекты не были связаны с землей посредством крепления на фундаменте и поэтому не облагались в 2011 г. налогом на недвижимость (например, рекламные щиты и аншлаги, флагштоки крепились на стенах или крышах домов; скамейки, вазы устанавливались без крепления на фундаменте и т.д.).

В 2012 г. задача по определению объектов обложения налогом на недвижимость, на наш взгляд, не упростилась даже с учетом использования норм постановления № 161. Во-первых, в законодательстве отсутствует понятие "строительная система" (п. 1 ст. 185 НК). Во-вторых, необходимо концептуальное понимание, по каким признакам те или иные объекты отнесены к шифрам 1, 2, 3 постановления № 161.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ДОПОЛНЕН…

С 2012 г. перечень ранее действовавших льгот по налогу на недвижимость дополнен, некоторые действующие льготы уточнены.

…в отношении организаций культуры

В связи с приведением норм НК в соответствие с Указом Президента РБ от 14.05.2011 № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации" (далее – Указ № 145) подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК дополнен нормой, согласно которой здания, сооружения (их части) организаций культуры освобождают от налога на недвижимость.
 
Справочно: для целей Указа № 145 термин "организация культуры" имеет значение, определенное в Законе РБ от 04.06.1991 № 832-XII "Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь" (подп. 2.1.1 п. 2 Указа № 145).

Организацией культуры признают юридическое лицо, которое осуществляет в качестве основной деятельности культурную деятельность. Заключение об отнесении организаций к организациям культуры дает Минкультуры (подп. 1.6 п. 1, п. 3 названного Закона).

…в отношении сельскохозяйственной деятельности

С учетом сезонности сельскохозяйственной деятельности уточнена действующая льгота в отношении зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения, используемых организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства.

С 2012 г. данная льгота распространяется не только на те объекты, которые участвуют в производстве сельхозпродукции в данный момент, но и на те, которые предназначены для производства сельскохозяйственной продукции (подп. 1.9 п. 1 ст. 186 НК).

…в отношении научной и высокотехнологической деятельности

До 1 января 2016 г. установлена льгота по налогу на недвижимость в отношении зданий и сооружений (их частей) научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий (подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК).

Помимо этого, организации, применяющие те или иные льготы по налогу на недвижимость, а также бюджетные организации, сдающие в аренду здания, сооружения (их части) научным организациям, научно-технологическим паркам, центрам трансфера технологий, организациям культуры, не будут терять право на освобождение от налога (п. 2 ст. 186 НК).

СПИСОК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ БУДЕТ УТВЕРЖДАТЬ СОВЕТ МИНИСТРОВ

С 2012 г. перечень льготируемых зданий и сооружений, признаваемых в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ, будет утверждать не Президент, а Совет Министров (подп. 1.6 п. 1 ст. 186 НК).
 
Справочно: такой перечень утвержден Указом Президента РБ от 01.11.2005 № 512.

УСТАНОВЛЕНЫ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ПРИ АРЕНДЕ ОБЪЕКТОВУ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

С 2012 г. закреплены принципы определения налоговой базы налога на недвижимость в отношении зданий, сооружений, машино-мест, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное пользование у физических лиц (п. 2 ст. 187 НК).
 
Справочно: по зданиям и сооружениям, а также машино-местам (кроме переданных в доверительное управление и (или) приобретенных в процессе доверительного управления), расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и непризнаваемых налоговыми резидентами РБ), плательщиком налога на недвижимость признают организацию-арендатора (лизингополучателя, ссудополучателя) (п. 1 ст. 184 НК).

Так, налоговую базу в отношении данных объектов определяют исходя из стоимости этих зданий, сооружений, машино-мест, указанной в договорах аренды (финансовой аренды (лизинга)), иного возмездного и безвозмездного пользования, но не менее стоимости этих зданий, сооружений, машино-мест, определенной исходя из их оценки:

1) по оценочной стоимости зданий, сооружений, машино-мест, определенной территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по обращениям собственников на 1 января текущего года;

2) указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости) зданий, сооружений, машино-мест на 1 января текущего года, выданной оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки;

3) произведенной в ином порядке, установленном Президентом.
 
Справочно: положение о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений утверждено Указом Президента РБ от 28.03.2008 № 187.

СТАВКУ 2 % ПО ОБЪЕКТАМ СВЕРХНОРМАТИВНОГО НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИМЕНЯЮТ НЕЗАВИСИМО ОТ НАЛИЧИЯ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В целях сокращения объектов сверхнормативного незавершенного строительства с 1 января 2012 г. указанные объекты подлежат налогообложению по ставке 2 % (ст. 188 НК).

Налог на недвижимость в части незавершенного сверхнормативного строительства исчисляют с квартала, следующего за кварталом, в котором истек нормативный срок строительства.
 
Справочно: до 2012 г. ставка 2 % применялась, если организация, имеющая на балансе объекты сверхнормативного незавершенного строительства, одновременно осуществляла новое строительство (т.е. организация могла одновременно применять 2 ставки налога на недвижимость – в размере 1 % и 2 %). С 2012 г. повышенную ставку применяют независимо от наличия либо отсутствия нового строительства.

МЕСТНЫМ СОВЕТАМ ДЕПУТАТОВ ПРИДЕТСЯ ПОТОРОПИТЬСЯ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ О ВВЕДЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТОВ К НАЛОГУ

Внесены изменения, согласно которым ставки налога на недвижимость, увеличенные (уменьшенные) местными Советами депутатов, можно применять только с 1 января года, следующего за годом, в котором принято решение о введении таких коэффициентов. Это позволит исключить случаи внесения плательщиками изменений в налоговые декларации по налогу на недвижимость, вызванные принятием таких решений в течение календарного года (ст. 188 НК).
 
От редакции:

Журнал "Главный Бухгалтер" уже озвучивал проблему, связанную с принятием решений местных Советов депутатов в течение года и нередко введением их задним числом. Это приводило к сложностям в применении повышающих (понижающих) ставок налога на недвижимость, сдаче уточненных деклараций по налогам (см.: "ГБ", 2011, № 2, с. 105–106). С внесением поправки в ст. 188 НК данная проблема решена.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 7 февраль 2012
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Какой смысл вкладывают нормотворцы в термин "за счет собственных средств организации"?

9

Тема номера: Годовой отчет-2011

10

Стоимость чистых активов необходимо определять на 1 января каждого года

10

Расчет стоимости чистых активов организации по состоянию на 1 января 2012 года

13

Способы корректировки стоимости чистых активов, в том числе оперативной корректировки заключительными записями декабря 2011 года

15

Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 2011 год

18

В учетной политике на 2012 год обязательно учтите изменения Налогового кодекса и введение нового плана счетов

23

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

33

Налоги

33

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 ноября 2010 г. № 82  

33

Комментарий (Изменение ставок налога при УСН нашло отражение в налоговой декларации по налогу при УСН)

55

Комментарий (При заполнении налоговой декларации по НДС учтите измененную нумерацию строк)

57

Комментарии

61

Налог на прибыль-2012: новации Налогового кодекса РБ

61

Налог на недвижимость в 2012 году: учтите произошедшие изменения 

66

С 2012 года объект налогового контроля – ценообразование внешнеторговых сделок, соответствующих определенным Налоговым кодексом критериям 

69

С 1 января 2012 года изменился перечень льгот по земельному налогу 

74

С 2012 года в 2 раза увеличены ставки земельного налога для земельных участков, занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства

77

МНС РБ разъясняет

81

О налогообложении транспортных средств

81

О налогообложении 

82

Минстройархитектуры РБ разъясняет

83

О приостановлении роста цен (тарифов)

83

О приостановлении роста цен (тарифов) 

83

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

84

страничка аудитора

85

Внимание, аудиторы! Рейтинг-2011!!!

85

ВОПРОС – ОТВЕТ

86

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

92

Что необходимо учесть, выдавая заем работнику?

92

РЕКЛАМА

95

события. подробности

95

Налоги: новая реальность

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 4 по 10 февраля 2012 го­да

96