AA

Налог на прибыль в 2019 году

Прибыль – это конечный показатель эффективности работы организации.

Наличие прибыли дает выгоду всем – и собственнику, и государству, и коллективу организации. Собственники получают часть прибыли в качестве дивидендов. Государство формирует бюджет за счет отчислений налогов из прибыли. Коллектив организации имеет возможность развивать материально-техническую базу и повышать материальное благосостояние.

Учитывая значимость прибыли, рассмотрим изменения, планируемые для внесения в гл. 14 «Налог на прибыль» НК.

Что может измениться в 2019 г. в составе льгот по налогу на прибыль?

Проект НК [1] планирует:

1) произвести корректировку подп. 1.7 п. 1 ст. 140 действующей редакции НК.

Она обусловлена изменением термина «продукты детского питания» в Санитарных нормах и правилах «Требования для организаций, осуществляющих производство пищевой продукции для детского питания».

Предлагается уточнить, что льгота по налогу на прибыль предоставляется в отношении продуктов питания для детей раннего возраста, т.е. до 3 лет;

2) продлить действие льготы по налогу на прибыль по операциям с корпоративными облигациями на бессрочный период.

Поясним введение данной новации.

Указом № 85 [2] установлена льгота по налогу на прибыль по операциям с корпоративными облигациями, срок действия которой заканчивается 31 декабря текущего года.

Справочно: данная льгота действовала в период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2015 г. Впоследствии ее действие было продлено решениями Главы государства с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2018 г.

Данная преференция в настоящее время обеспечивает достижение своей основной задачи – создание возможности самостоятельного привлечения инвестиционных ресурсов небанковскими организациями на рынке ценных бумаг для финансирования текущей и инвестиционной деятельности за счет повышения инвестиционной привлекательности корпоративных облигаций.

Введение указанной налоговой льготы позволило обеспечить существенный рост небанковского сегмента рынка облигаций. Ее отмена, напротив, повлечет значительное сокращение объемов данного рынка и приведет к ухудшению результатов, достигнутых в сфере развития рынка корпоративных ценных бумаг.

Справочно: по состоянию на 1 июля 2018 г. число эмитентов корпоративных облигаций составило 193 (банки, предприятия), количество выпусков – 611, объем выпусков корпоративных облигаций по состоянию на 1 июля 2018 г. – 13,55 млрд. руб. Общий объем сделок с корпоративными облигациями составил в 1-м полугодии 2018 г. 8,27 млрд. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 130,5 % (по состоянию на 1 июля 2017 г. число эмитентов корпоративных облигаций составило 190, количество выпусков – 549, объем выпусков корпоративных облигаций – 13,51 млрд. руб. Общий объем сделок с корпоративными облигациями составил в 1-м полугодии 2017 г. 3,59 млрд. руб.).

Важная деталь!
Значимое отличие корпоративных облигаций от государственных в том, что с недавнего времени выплачиваемый купонный доход по корпоративным облигациям производится только в белорусских рублях по курсу Нацбанка независимо от того, в какой валюте их номинальная стоимость.

Таким образом, прекращение действия льготного режима налогообложения в настоящее время является нецелесообразным, так как не соответствует основным направлениям развития рынка ценных бумаг, не отвечает интересам развития национального финансового рынка и экономики в целом.

Сохранение положительной динамики развития рынка корпоративных облигаций, связанной с наличием льготного режима налогообложения, будет также способствовать связыванию доходов населения и их вовлечению в экономический оборот в качестве эффективного внутреннего источника инвестиций.

Минфин подготовил перечень мероприятий по выполнению поручения Главы государства в части внесения пакета системных предложений по формированию и эффективному функционированию финансового рынка. В число таких мероприятий включено установление на бессрочной основе равных условий налогообложения доходов от операций с облигациями, эмитированными юридическими лицами – налоговыми резидентами Республики Беларусь.

С учетом изложенного проектом НК предложено продлить срок действия налоговой льготы по операциям с корпоративными облигациями на бессрочный период;

3) исключить льготу в отношении прибыли, полученной страховыми организациями в результате осуществления инвестиций посредством вложения средств страховых резервов (математических резервов и резервов дополнительных выплат) и их размещения по договорам добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, направляемой на увеличение накоплений застрахованных лиц |*|.

* Порядок списания в бухучете расходов по страхованию и правила их обложения налогом на прибыль

Планируемое изменение вызвано следующим.

В соответствии с подп. 56.2 п. 56 Положения № 530 [3] для обеспечения выполнения принятых на себя страховых обязательств страховая организация из прибыли, полученной от осуществления инвестиций посредством вложения средств математических резервов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, и их размещения, образует резерв дополнительных выплат.

В свою очередь, согласно действующей редакции ст. 135 НК суммы изменения страховых резервов (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах) в сторону увеличения включаются в затраты страховых организаций по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Таким образом, прибыль, полученная от инвестирования и размещения средств страховых резервов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, и направляемая на увеличение резерва дополнительных выплат, относится к затратам страховой организации и уменьшает налогооблагаемую прибыль.

 

Какие изменения по налогу на прибыль предусмотрены для банков и микрофинансовых организаций?

Новые подходы к определению банками валовой прибыли реализованы в ст. 176 проекта НК. Они не меняют действующие в настоящее время принципы налогообложения, не влияют на размер налоговой базы, а позволяют упростить налоговый учет банков, сблизив его с бухгалтерским. В ст. 176 проекта НК учтены специфика банковской деятельности по отношению к другим видам коммерческой деятельности, существенные различия планов счетов бухгалтерского учета банков и иных организаций, а также использование характерных для банков показателей для определения прибыли.

В частности, у организаций основными показателями деятельности, используемыми для определения прибыли на основании данных бухгалтерского учета, являются выручка от реализации и затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). В банковском бухгалтерском учете эти показатели не применяются и соответственно отсутствуют, а в качестве показателей, участвующих в определении прибыли и учитываемых при налогообложении, используются показатели доходов и соответствующих им расходов.

Также большая часть внереализационных доходов и расходов, определенных в НК для целей налогообложения, которым соответствуют эти же показатели, отражаемые в бухгалтерском учете организаций, в бухгалтерском учете банков числятся как операционные доходы и расходы.

Такое несоответствие усложняет налоговый учет банков, в связи с чем принято решение о корректировке норм НК, регулирующих особенности определения валовой прибыли данной категорией плательщиков.

Предусматривается установление ставки налога на прибыль в размере 25 % в отношении прибыли микрофинансовых организаций. Такое компромиссное решение выработано с Нацбанком при реализации его предложения по освобождению от НДС микрофинансовых организаций |*|.

* Порядок приема наличных денег микрофинансовой организацией

 

Отдельные нормы по налогу на прибыль планируют привести в соответствие с нормами действующего законодательства

Согласно подп. 2.7 п. 2 ст. 31 Общей части НК не признается реализацией безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, государственным организациям по решению собственника имущества или уполномоченного им органа (организации). В целях обеспечения согласованности с указанной нормой скорректированы положения соответствующих структурных элементов главы проекта НК  по налогу на прибыль.

На основании подп. 2.4 п. 2 Указа № 357 [4] внебюджетные централизованные инвестиционные фонды вправе формировать республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Белкоопсоюз, Федерация профсоюзов Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком.

В то же время в действующей редакции НК поименованы только инвестиционные фонды, сформированные республиканскими органами государственного управления.

Для единообразного отражения в налоговом учете денежных средств, поступающих из инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с законодательством, соответствующие дополнения учтены в проекте новой редакции НК.

Проектом НК предлагается конкретизировать, что к необлагаемым доходам в виде процентов от хранения денежных средств, получаемым бюджетными организациями, общественными и религиозными организациями (объединениями), республиканскими государственно-общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, относятся доходы от размещения денежных средств во вклады (депозиты).

Справочно: корректировка обусловлена тем, что банковский вклад (депозит) – денежные средства, размещаемые физическими и юридическими лицами в банке в целях хранения и получения дохода на срок, либо до востребования, либо до наступления (ненаступления) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события). Поскольку размещение денежных средств во вкладах (депозитах) направлено на получение дохода, что не соответствует принципам исключения из налоговой базы средств, получаемых бюджетными организациями, общественными и религиозными организациями (объединениями), республиканскими государственно-общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, является нецелесообразным их обложение налогом на прибыль.

 

Изменения, планируемые в отношении нерезидентов

Проектом НК предлагается упростить определение понятия постоянного представительства, увеличить срок выполнения работ, оказания услуг иностранными организациями без возникновения постоянного представительства до 180 дней – аналогично как для строительной площадки, монтажного или сборочного объекта (см. ст. 139 НК).

В условиях поквартального исчисления налога на прибыль и отсутствия в законодательстве о бухгалтерском учете прямых норм о порядке отражения затрат (расходов) головной иностранной организации |*|, утвержденных заключением аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, резидентом которого является иностранная организация, проектом НК предусмотрено право:

– поквартального представления таких заключений для подтверждения зарубежных затрат, учитываемых при налогообложении прибыли;

– пересчета управленческих и общеадминистративных зарубежных затрат в белорусские рубли по курсу на последний день квартала, в котором они были приняты к учету в иностранном государстве (при отсутствии информации в таком заключении о дате принятия их к учету).

* Извлечение из письма МНС Республики Беларусь от 10.05.2017 № 4-26/31237 «О налогообложении прибыли при реализации иностранной организацией оборудования при строительстве»

Документы к статье

[1] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – действующая редакция НК и проект НК)

[2] Указ Президента Республики Беларусь от 03.03.2016 № 85 «О налогообложении отдельных доходов» (далее – Указ № 85)

[3] Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее – Положение № 530)

[4] Указ Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» (далее – Указ № 357)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup