Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Изменится порядок отсчета 60 дней для сбора подтверждающих освобождение от акцизов документов)

Андрей Недоступ, аудитор
Льготы по акцизам надо, как и раньше, подтверждать документально (ст. 114 Налогового кодекса РБ)
Таможенные органы в рамках нового таможенного законодательства также производят декларирование подакцизных товаров в виде электронного документа. Для соответствия норм Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ) нормам Таможенного кодекса Таможенного союза в части подтверждения вывоза товаров за пределы Таможенного союза для применения освобождения от акцизов в п. 2 ст. 114 НК РБ внесены изменения.
Так, плательщик, как и ранее, должен будет подтвердить фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены Таможенного союза) следующими документами:
– контрактом, заключенным с нерезидентом РБ,на основании которого осуществляется реализация (передача) подакцизных товаров;
– копией декларации на товары (специальным реестром вывезенных подакцизных товаров), заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа и иными соответствующими отметками таможенного органа о выпуске подакцизных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с указанием даты выдачи подтверждения.
Прежним остался перечень подтверждающих документов у плательщиков, работающих с посредниками.
Основная новация заключается в следующем: Законом РБ от 15.10.2010 № 174-З уточнен порядок подтверждения освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров при наличии электронного таможенного декларирования товаров.
Так, плательщики, осуществляющие декларирование товаров в виде электронного документа, должны представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам информацию о подтверждении вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с указанием даты и номера разрешения на убытие товара за пределы Республики Беларусь.
 
Вниманию читателей: форма и порядок заполнения реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, являющегося приложением к налоговой декларации (расчету) по акцизам, должны быть утверждены МНС РБ.
Изменился порядок отсчета 60 дней для сбора подтверждающих освобождение от акцизов документов. Так, в 2010 г. отсчет 60 дней осуществляется с даты отгрузки подакцизных товаров. В 2011 г. отсчет этого срока будет производиться с даты:
– оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
– внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа).
В целях соответствия НК РБ в части акцизов Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (далее – Протокол по товарам), в т.ч. и при реализации подакцизных товаров через посредников, а также при выполнении работ при производстве подакцизных товаров из давальческого сырья, ст. 114 НК РБ дополнена п. 3.
Исходя из этого пункта обороты по реализации подакцизных товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза, освобождаются от акцизов:
1) по реализации иностранным организациям и физическим лицам:
при наличии у плательщика следующих документов:
– договора (контракта), на основании которого осуществляется реализация подакцизных товаров;
– транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства – члена Таможенного союза, при перемещении подакцизных товаров по системе магистральных трубопроводов – актов приема-сдачи товаров;
– заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме, утвержденной международным договором Республики Беларусь, с отметкой налогового органа государства – члена Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее – заявление о ввозе товаров). Заявление о ввозе товаров представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам;
2) по реализации организациями и (или) индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров (далее – комитент) через иностранные организации и (или) иностранных физических лиц – плательщиков государств – членов Таможенного союза (далее – комиссионер):
при наличии у комитента следующих документов:
– договора комиссии, поручения или иного аналогичного договора;
– транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку подакцизных товаров комиссионеру, и копий транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку товаров покупателям;
– заявления о ввозе товаров (представляется комитентом в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам);
3) по передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья:
при наличии у плательщика следующих документов:
– договора (контракта) на производство подакцизной продукции из давальческого сырья, заключенного с резидентом государства – члена Таможенного союза;
– копии договора (контракта) собственника давальческого сырья, заключенного с резидентом государства – члена Таможенного союза на поставку подакцизных товаров, произведенных из этого сырья, с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов Таможенного союза (в случае если собственником давальческого сырья является плательщик Республики Беларусь);
– транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение подакцизных товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства – члена Таможенного союза, при перемещении подакцизных товаров по системе магистральных трубопроводов – актов приема-сдачи товаров;
– заявления о ввозе товаров (представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет вместе с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам).
Вниманию читателей: документальное подтверждение фактического вывоза подакцизных товаров с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов Таможенного союза производится в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая произведенные из давальческого сырья.
Отражение в налоговой декларации (расчете) по акцизам оборотов по реализации (передаче) подакцизных товаров производится применительно к указанному сроку, т.е. к 180 дням, в порядке, определенном при вывозе подакцизных товаров за пределы Таможенного союза.
Данный порядок предусматривает, что при наступлении даты представления налоговой декларации (расчета) по акцизам в течение этого срока обороты по реализации (передаче) таких подакцизных товаров не отражаются в налоговой декларации (расчете) по акцизам.
Пример 1
Белорусская организация, производящая подакцизную продукцию и определяющая момент фактической реализации "по отгрузке", отгрузила произведенную подакцизную продукцию в Российскую Федерацию в январе 2011 г.
Документы, являющиеся основанием применения освобождения от акцизов, были получены 23 февраля 2011 г., т.е. после представления налоговой декларации (расчета) по акцизам за январь 2011 г.
Поскольку документы, являющиеся освобождением от акцизов, не были получены до представления налоговой декларации (расчета) по акцизам за январь 2011 г., в налоговой декларации (расчете) по акцизам этот оборот по реализации подакцизной продукции не отражается.
 
При наличии документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь, обороты по этим подакцизным товарам отражаются в налоговой декларации (расчете) по акцизам того налогового периода, срок представления которой следует после получения соответствующего документального подтверждения, либо того налогового периода, в котором получены документы.
Пример 2
Белорусская организация, производящая подакцизную продукцию и определяющая момент фактической реализации "по отгрузке", отгрузила произведенную подакцизную продукцию в Российскую Федерацию в январе 2011 г.
Документы, являющиеся основанием применения освобождения от акцизов, были получены 15 февраля 2011 г., т.е. еще до представления налоговой декларации (расчета) по акцизам за январь 2011 г. (20 февраля 2011 г.).
Поскольку документы, являющиеся освобождением от акцизов, были получены до представления налоговой декларации (расчета) по акцизам за январь 2011 г., оборот по реализации подакцизной продукции отражается в налоговой декларации (расчете) по акцизам либо за январь 2011 г., либо за февраль 2011 г. При отражении этого оборота в налоговой декларации (расчете) по акцизам за февраль 2011 г. этот оборот не отражается в налоговой декларации (расчете) за январь 2011 г.
 
При отсутствии документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь, до представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по акцизам за тот налоговый период, в котором истек установленный срок, обороты по этим подакцизным товарам отражаются в налоговой декларации (расчете) по акцизам того налогового периода, в котором истек установленный срок.
Пример 3
Белорусская организация, производящая подакцизную продукцию и определяющая момент фактической реализации "по отгрузке", отгрузила произведенную подакцизную продукцию в Российскую Федерацию в январе 2011 г.
Документы, являющиеся основанием применения освобождения от акцизов, не были получены (180 дней со дня отгрузки продукции истекает в июле 2011 г.).
Поскольку документы, являющиеся освобождением от акцизов, не были получены до представления налоговой декларации (расчета) по акцизам за июль 2011 г., оборот по реализации подакцизной продукции отражается в налоговой декларации (расчете) по акцизам за июль 2011 г. с применением установленных ставок акцизов.
 
При получении документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в Российскую Федерацию), по которым исчисленные суммы акцизов отражены вналоговой декларации (расчете) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, по истечении 60 дней с даты отгрузки подакцизных товаров плательщиком в налоговый орган подается уточненная налоговая декларация (расчет) по товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, за налоговый период, в котором истекло 60 дней с даты отгрузки подакцизных товаров.
Пример 4
Белорусская организация, производящая подакцизную продукцию и определяющая момент фактической реализации "по отгрузке", отгрузила произведенную подакцизную продукцию в Российскую Федерацию в январе 2011 г.
Документы, являющиеся основанием применения освобождения от акцизов, не были получены до истечения 180 дней со дня отгрузки этой продукции (июль 2011 г.). Они были получены в сентябре 2011 г.
Поскольку документы, являющиеся освобождением от акцизов, не были получены до представления налоговой декларации (расчета) по акцизам за июль 2011 г., оборот по реализации подакцизной продукции отражается в налоговой декларации (расчете) по акцизам за июль 2011 г. с применением установленных ставок акцизов. При получении подтверждающих льготу по акцизам документов в сентябре 2011 г. следует представить уточненную налоговую декларацию (расчет) по акцизам за июль 2011 г. с отражением этих оборотов с применением освобождения от акцизов.
 
Аналогичный порядок отражения освобожденных от акцизов оборотов по реализации подакцизных товаров применяется и в 2010 г.
Освобождение от акцизов при ввозе подакцизных товаров (ст. 116 НК РБ)
Статья, предусматривающая освобождение от акцизов при ввозе подакцизных товаров, изложена в новой редакции.
Так, с 1 января 2011 г. уже будет предусмотрено освобождение товаров от акцизов, ввозимых из государств – членов Таможенного союза (ранее освобождение предусматривалось по товарам, ввезенным с территории Российской Федерации).
Уточнен порядок исчисления акцизов в части налоговой базы по газу углеводородному сжиженному и газу природному топливному компримированному, используемым в качестве автомобильного топлива (ст. 117 НК РБ)
Налоговая база при реализации газа определяется:
– как объем подакцизных товаров в натуральном выражении по приобретенным (ввезенным) без уплаты акцизов подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;
– как стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из применяемых цен без учета акцизов, по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов (подп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК РБ).
Для упрощения определения суммы акцизов ставка акцизов по газу углеводородному сжиженному, используемому в качестве автомобильного топлива, пересчитана из тонны в литры (130 020 руб. за 1 000 л газа).
В 2010 г. ставка акцизов по такому газу установлена в размере 227 160 руб. за 1 т. С учетом того что реализация этого газа осуществляется в литрах, возникала необходимость перевода литров в тонну. При исчислении акцизов по данному газу необходимо объем реализованного (переданного) газа в литрах перевести в тонны. Рекомендуемым коэффициентом пересчета является усредненная плотность сжиженного газа для перевода литров в килограммы – 0,53. Таким образом, сумма акцизов по газу углеводородному сжиженному определяется исходя из количества литров, реализованных (переданных) за отчетный месяц, ставки акцизов на 1 т и усредненной плотности для перевода литров в килограммы – 0,53.
Пример 5
В 2010 г. за октябрь реализовано 3 000 л газа углеводородного сжиженного, используемого в качестве автомобильного топлива. Сумма акцизов за октябрь составит 361 185 руб. (3 000 × 0,53 / 1 000 × 227 160).
Уплата акцизов (ст. 124 НК РБ)
С 1 января 2011 г. исключена уплата акцизов в течение отчетного периода, т.е. так называемые авансовые платежи. Таким образом, предусматривается производить уплату акцизов один раз в месяц исходя из объемов фактической реализации подакцизных товаров и установленных ставок.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.