Об установленных государственными органами фиксированных ценах или наличии у организации долей на рынке более 85 процентов как основаниях применения процедуры закупки из одного источника (письмо Минэкономики РБ от 13.02.2014 № 12-08-17/1197)

В связи с поступлением соответствующих запросов в Министерство экономики Республики Беларусь* сообщаем следующее.
_________________________
* В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 "Вопросы Министерства экономики Республики Беларусь" осуществляет среди прочего регулирование и управление в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) и государственного контроля ценообразования.

1. Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 "О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)" среди прочих дополнительных случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника приведены:

приобретение товаров (работ, услуг), на которые государственными органами (организациями) устанавливаются фиксированные цены;

приобретение товаров (работ, услуг), производимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, с долей на этих рынках более 85 процентов.

2. Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" утвержден перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).

Статьей 8 Закона Республики Беларусьот 10 мая 1999 г. "О ценообразовании" установлены способы регулирования цен, а именно путем установления:

фиксированных цен (тарифов);

предельных цен (тарифов);

предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

порядка определения и применения цен (тарифов);

декларирования цен (тарифов).

Решение о выборе способа регулирования находится в компетенции соответствующего государственного органа, реализуется в форме издания нормативного правового акта. Следовательно, заказчик с помощью поставщика (подрядчика, исполнителя) или самостоятельно для осуществления процедуры закупки из одного источника на основании пункта 1 Перечня случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590, должен убедиться, что нормативным правовым актом на товары (работы, услуги), требуемые к приобретению, установлены на дату их приобретения фиксированные цены (конкретные значения в белорусских рублях), подлежащие исполнению при применении цен (тарифов), использовав указание и тексты соответствующих нормативных правовых актов в качестве обосновывающих закупку из одного источника документов.

Справочно сообщаем, что к таковым (среди прочих) товарам (работам, услугам) относятся:

услуги по сопровождению товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным и железнодорожным транспортом;

риэлтерские услуги;

совершение нотариальных действий и оказываемых услуг правового и технического характера;

услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов; услуги (работы), оказываемые (выполняемые) ГАИ МВД (по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь).

3. Министерство экономики Республики Беларусь в рамках реализации функций по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции* устанавливает факт наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках, а также в соответствии с постановлением № 967 организует формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее – Государственный реестр).
________________________
* Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17 октября 2002 г. № 229 "Об утверждении инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках Республики Беларусь", постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07 июля 2000 г. № 13 "Об утверждении Положения о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках".

В соответствии с действующим антимонопольным законодательством факт доминирования хозяйствующего субъекта на товарных рынках устанавливается в случае, если величина его доли на соответствующем товарном рынке превышает минимальные предельные значения:

для производителей товаров народного потребления и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, – 30 % товарного рынка;

для производителей товаров производственно-технического назначения – 45 % товарного рынка (в новом Законе Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" – 35 % для всех товарных рынков).

Превышение указанных минимальных предельных величин доли рынка является основанием для включения хозяйствующего субъекта в Государственный реестр. Соответственно в Государственном реестре как республиканского, так и местного уровней состоят хозяйствующие субъекты доли которых на соответствующих товарных рынках превышают 30 % или 45 %.

При этом в большинстве случаев хозяйствующие субъекты включены в Государственный реестр не по одной, а по нескольким товарным позициям, доли по каждой из которых превышают 30 % или 45 %*. Информацией о хозяйствующих субъектах, превышающих 85 % доли товарного рынка, антимонопольный орган не располагает.
_________________________
* По состоянию на 15.01.2014 года в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, состоит 158 хозяйствующих субъектов по 186 товарным позициям.

Считаем, что в целях применения в отношении товаров (работ, услуг), производимых субъектом, занимающим доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, с долей на этих рынках более 85 % процедуры закупки из одного источника указанным субъектом хозяйствования должно быть сделано заявление о наличии на дату предложения товаров (работ, услуг) у него такой доли (более 85 %). При этом субъектом хозяйствования, включенным в Государственных реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, должны применяться подходы по определению доли рынка хозяйствующего субъекта на товарных рынках Республики Беларусь, изложенные в Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17 октября 2002 г. № 229, с акцентом на достижении (недостижении) доли более 85 % на товарных рынках.

4. Обращаем внимание, что приобретение по процедуре закупки из одного источника услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), услуг энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, а также иных товаров (работ, услуг), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий*, не требует каких-либо обоснований со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).
_______________________
* Пункт 1 приложения к Закону Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)".

 

Заместитель Министра экономики                                      А.Э. Кудасов

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 10 март 2014
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ  

8

Почему объектом обложения налогом на недвижимость стали объекты, которые к недвижимости не имеют никакого отношения?

8

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

9

Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

9

ГЛАВНОЕ НА БУХГАЛТЕРСКОМ ПОРТАЛЕ GB.BY

13

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

14

Налоги

14

Об установлении стоимости контрольных (идентификационных) знаков и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь (Постановление Минфина РБ от 05.02.2014 № 3)

14

Бухгалтерский учет  

17

Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности "Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета (Постановление Минфина РБ от 10.12.2013 № 80)

17

Государственное регулирование  

21

О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64 (Постановление Совета Министров РБ от 27.02.2014 № 172)

21

Комментарий (Коэффициенты, применяемые к базовым ставкам утилизационного сбора, зависят от характеристик транспортного средства)

29

Комментарии  

36

17 марта – срок представления отчета о видах экономической деятельности организации (форма 4-у) за 2013 год

36

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

39

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

42

Бухучет-2014: ведем по-новому

42

Первый Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности вступил в силу с 21 февраля 2014 года[Срочно и важно]

42

Поступление товаров, имеющих брак и дефекты: как их документально оформить и отразить в учете

45

Как поступить в 2014 году с отложенным налоговым обязательством, начисленным в 2013 году по амортизационной премии

49

Своевременно создавайте резерв по сомнительным долгам

51

Как правильно передать основное средство филиалу

54

Минэкономики РБ разъясняет  

57

Об установленных государственными органами фиксированных ценах или наличии у организации долей на рынке более 85 процентов как основаниях применения процедуры закупки из одного источника (письмо Минэкономики РБ от 13.02.2014 № 12-08-17/1197)[Срочно и важно]

57

ВОПРОС – ОТВЕТ

60

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

68

Как исчислить пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам при смене места работы

68

Как применить на практике инвестиционный вычет[Срочно и важно]

73

советы юриста

81

Предъявляем претензию. Как установить претензионный порядок, удобный вам

81

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

85

Льготы по налогу на прибыль за 2013 год установлены не только в Налоговом кодексе, но и в других актах законодательства

85

страничка аудитора

93

Рейтинг аудиторских организаций-2013!!!

93

приглашаем на работу

94

РЕКЛАМА

95

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 1 по 7 марта 2014 года

96