Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Исправляем ошибки, связанные с определением налогооблагаемой базы при исчислении налога на добавленную стоимость

Ирина Петрович, аудитор
Ситуация 1
При реализации основных средств налоговая база при исчислении НДС определялась в 2009 г. исходя из остаточной стоимости объекта
Суть нарушения
Производственным предприятием в 2009 г. продан деревообрабатывающий станок, по которому не отражена хозяйственная операция по увеличению стоимости на сумму затрат по модернизации в размере 1 200 000 руб. По этой причине была занижена налоговая база при исчислении НДС. Станок был продан по остаточной стоимости без учета затрат по модернизации.
На момент проверки в ноябре 2010 г. после реализации станка сумма затрат по его модернизации числилась на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-3 "Строительство и создание объектов основных средств".
Комментарий контролирующих органов
Ошибка организации состоит в том, что в 2009 г. сумма затрат по модернизации не была отнесена на увеличение стоимости деревообрабатывающего станка. В результате этого была занижена его остаточная стоимость и неправильно определена налоговая база для исчисления НДС.
В приведенной ситуации неуплаченная сумма налога составила 2 % от общей суммы исчисленных налогов по организации.
Обоснование нарушения
Законодательство 2009 г., регулирующее порядок исчисления НДС, предусматривало, что при реализации основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, приобретенных на стороне товаров, имущественных прав (за исключением нематериальных активов) по ценам ниже цены приобретения налоговая база при исчислении НДС определялась исходя из остаточной стоимости, цены приобретения (п. 4 ст. 6 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость"; далее – Закон № 1319-XII).
Советы эксперта на сегодняшний день
В 2011 г. принцип определения налоговой базы НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав указан в ст. 97 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ). При реализации основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, при реализации приобретенных на стороне товаров, имущественных прав по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется исходя из цены их реализации (п. 3 ст. 97 НК РБ).
При прочем выбытии товаров, безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, произведенных (выполненных, оказанных) плательщиком, налоговая база определяется исходя из их себестоимости; при прочем выбытии, безвозмездной передаче приобретенных товаров налоговая база определяется исходя из цены их приобретения.
При прочем выбытии, безвозмездной передаче объектов основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, налоговая база определяется исходя из их остаточной стоимости.
Остаточная стоимость и цена приобретения принимаются на дату прочего выбытия, безвозмездной передачи с учетом переоценок (уценок), проводимых в соответствии с законодательством.
 
От редакции:
В табл. 1 приведен порядок отражения хозяйственных операций по рассматриваемой ситуации.
 
 
В табл. 2 представлены исправительные записи, отражаемые в 2010 г.
 
 
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, влекут наложение штрафа в размере от 8 до 12 базовых величин (БВ) в случае, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций составляет более 1, но не более 3 % от общей суммы исчисленных плательщиком налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами (п. 3 ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З (далее – КоАП)).
 
Ситуация 2
Условиями применения льготы при исчислении НДС являются численность работающих инвалидов и наличие сертификата об отнесении продукции к продукции собственного производства
Суть нарушения
Строительной организацией на протяжении 2008–2009 гг. применялось освобождение от обложения НДС в отношении оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), поскольку численность инвалидов составляла свыше 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала. При этом в организации отсутствовали сертификаты об отнесении произведенных товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства, которые должны быть выданы Белорусской торгово-промышленной палатой. Ошибка выявлена в ходе налоговой проверки в 2010 г.
Комментарий контролирующих органов
Организация необоснованно применяла льготу при исчислении НДС. Ей необходимо было учитывать 2 условия: численность работающих инвалидов и наличие сертификата об отнесении произведенной продукции (работ услуг) к продукции собственного производства.
В приведенной ситуации неуплата суммы НДС за указанный период превысила 10 % от общей суммы исчисленных плательщиком налогов.
Обоснование нарушения
В проверяемом периоде (2008–2009 гг.) основным нормативным документом, регламентирующим порядок уплаты НДС, являлся Закон № 1319-XII. К оборотом, освобождаемым от налогообложения, относилась реализация товаров (работ, услуг) организациями, в которых численность инвалидов составляла не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период. Исключение составляли реализация подакцизных товаров, оказание брокерских и иных посреднических услуг, передача имущества в аренду (лизинг). В списочную численность работников в среднем за период включались также работники, не состоящие в штате плательщика (работающие по договорам подряда, другим гражданско-правовым договорам и по совместительству). При этом процентное соотношение необходимо было определять ежемесячно и освобождение от налога предоставлять при условии соблюдения установленного процента списочной численности в среднем за истекший месяц (подп. 2.17 п. 2 Закона № 1319-XII).
Основанием для освобождения плательщиков от налога служил сертификат (копия сертификата) об отнесении товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства.
Сертификат должен был быть подтвержден Белорусской торгово-промышленной палатой или ее областными отделениями.
Советы эксперта на сегодняшний день
В 2011 г. обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемые от НДС, перечислены в подп. 1.16 п. 1 ст. 94 НК РБ.
Как и в предыдущие годы, основанием для применения льготы по уплате НДС являются требование о численности инвалидов не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала и наличие сертификата продукции собственного производства, выдаваемого Белорусской торгово-промышленной палатой или ее областными отделениями об отнесении данных товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства. В 2011 г. подходы к определению списочной численности работников остались прежними.
Основанием для применения освобождения от НДС покупателем служит указанная продавцом в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке товаров, запись "Освобождение согласно подпункту 1.16 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь".
 
От редакции:
В табл. 3 содержится порядок отражения хозяйственных операций по приведенной ситуации.
 
 
В табл. 4 представлены исправительные записи, отражаемые в 2010 г.
 
 
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций превышает 5 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, влекут наложение штрафа в размере от 16 до 20 БВ (п. 5 ст. 13.6 КоАП).
Ситуация 3
Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) без уплаты НДС должно быть прекращено и уплата налогов должна производиться в общем порядке при несоблюдении критерия численности работников и объема валовой выручки.
Суть нарушения
Торговая организация с января 2009 г. являлась плательщиком налога при УСН без уплаты НДС. В ходе проверки произведен перерасчет средней численности работников. В результате было установлено, что среднесписочная численность с августа 2009 г. составила 20 человек. В связи с этим за период с сентября 2009 г. по декабрь 2009 г. доначислен НДС.
Комментарий контролирующих органов
Ошибка, допущенная организацией при расчете НДС, заключается в том, что при применении УСН организация начиная с сентября 2009 г. (когда среднесписочная численность превысила 15 человек) должна была уплачивать налоги в общеустановленном порядке.
В ходе проверки установлено, что неуплата суммы НДС за период с сентября 2009 г. по декабрь 2009 г. составила 4 % от общей суммы исчисленных плательщиком налогов за этот период.
Обоснование нарушения
Применение УСН в 2009 г. регламентировалось Положением об упрощенной системе налогообложения, утвержденным Указом Президента РБ от 09.03.2007 № 119 (с изменениями и дополнениями, далее – Положение).
Пунктом 24 Положения был предусмотрен следующий порядок исчисления налога: при применении УСН без уплаты НДС организациями и индивидуальными предпринимателями уплата налога прекращается и они осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 15 человек и (или) валовая выручка организаций и индивидуальных предпринимателей нарастающим итогом в течение календарного года составила более 1 000 млн. руб.
Советы эксперта на сегодняшний день
В 2011 г. условия применения УСН в части уплаты НДС определены подп. 6.4 п. 6 ст. 286 НК РБ. Так, применение организациями УСН прекращается, и они осуществляют исчисление и уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, арендной платы за землю в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором при применении УСН без уплаты НДС численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 15 человек и (или) валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года составила более 1 177 200 000 бел. руб. Такие организации также вправе перейти на применение УСН с использованием в качестве налоговой базы валовой выручки с уплатой НДС.
 
От редакции:
В табл. 5 приведены бухгалтерские записи по рассматриваемой ситуации.
 
 
В табл. 6 показаны исправительные записи, отражаемые в 2010 г.
 
 
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, влекут наложение штрафа в размере от 12 до 16 БВ, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций составляет более 3, но не более 5 % от общей суммы исчисленных плательщиком (п. 4 ст. 13.6 КоАП).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.