Инвентаризацию активов целесообразно провести и организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения без ведения бухгалтерского учета

Искренне Ваша, Ольга Павловна

Перед составлением годовой отчетности организации обязаны провести инвентаризацию статей баланса. У организаций, которые применяют общеустановленный порядок бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения, не возникает вопросов, так как обязательность проведения инвентаризации закреплена Законом РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон). А как быть тем, кто применяет упрощенный порядок налогообложения (УСН) без ведения бухгалтерского учета? Давайте будем разбираться.

Из письма в редакцию:

"Наша организация применяет УСН без ведения бухгалтерского учета. Мы считаем, что не должны проводить инвентаризацию статей баланса, так как баланс не представляем, да и по Закону РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" инвентаризацию проводят те организации, которые подпадают под его действие. Аудиторы же требуют, чтобы им представили акты инвентаризации.
Правы ли аудиторы и следует ли нашей организации проводить инвентаризацию?"
Вопрос, заданный Вами, не единичный и не имеет однозначного ответа по нормам действующего законодательства. Будем разбираться вместе.

Для организаций, не ведущих бухгалтерский учет, не установлена обязанность проведения инвентаризации в конце отчетного года

Обязательность инвентаризации активов и пассивов установлена Законом. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств. Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (ст. 12 Закона).

Однако организации, применяющие УСН (за исключением организаций, уплачивающих НДС, а также республиканских и коммунальных унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным не противоречащим законодательству образом могут определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами), освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности и ведут учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. Указанные организации вместо книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, вправе вести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях (ст. 1 Закона).

Подтверждением отмеченному является и выдержка из письма МНС РБ от 22.07.2010 № 2-2-14/11773: "на основании п. 1 ст. 291 НК организации, применяющие УСН, за исключением организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость, а также унитарных предприятий и хозяйственных обществ, указанных в подп. 2.2 п. 2 ст.  286 НК, вправе не вести бухгалтерский учет и отчетность, а вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН".

Соответственно при рассмотрении норм ст. 1 и 12 Закона создается впечатление, что организации, ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, не обязаны проводить инвентаризацию по окончании отчетного года, так как они не составляют и не представляют эту отчетность. Сумятицу в этот вопрос вносит и Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция).

Так, п. 1 гласит следующее. Инструкция устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете. В п. 10 Инструкции без уточнения, что он не распространяется на организации, не ведущие бухгалтерский учет, зафиксировано, что субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, проводят инвентаризацию активов и обязательств один раз в год, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно на основании Закона.

Доверяй, но проверяй

Примите во внимание и такой момент, что работников – материально ответственных лиц необходимо периодически контролировать. А как можно проверить фактическое наличие материальных ценностей, товаров в подотчете работников, если не проводить инвентаризацию? Другим способом проверить невозможно. Таким образом, в организациях, не ведущих бухгалтерский учет, невозможно проинвентаризировать пассивы, но материальные ценности следует инвентаризировать. Инвентаризировать можно и необходимо все доходы и расходы, учитываемые в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, которая ведется по форме приложения к постановлению МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты РБ и Белстата в редакции от 23.01.2010 № 4/6/6/7. Да и помните, чему учит пословица: доверяй, но проверяй.

Торговые организации, принимая окончательное решение по проведению инвентаризации, должны заглянуть в Налоговый кодекс РБ

На основании норм Налогового кодекса РБ (далее – НК) организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, валовая выручка которых не превышает 1 090 000 000 бел. руб. в год, осуществляющие розничную торговлю и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый как разница между валовой выручкой, определяемой по п. 2 ст. 288, и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период.

Покупная стоимость товаров исчисляется как цена их приобретения (договорная цена), увеличенная на фактические затраты по приобретению (таможенные пошлины и таможенные сборы, НДС, комиссионные вознаграждения, расходы на транспортировку, хранение) при условии их документального подтверждения.

Стоимость товаров в остатках на конец отчетного периода может определяться на основании данных инвентаризации (п. 5 ст. 288 НК).

Обратите внимание и на ответ, который был дан на вопрос: существует ли порядок по заполнению гр. 7 разд. VI "Учет реализованных товаров по покупной стоимости за отчетный период" книги учета доходов и расходов, где отражается стоимость товаров в ценах реализации в остатках на конец налогового периода? Должна ли данная графа заполняться на основании ежемесячной инвентаризации либо расчетным путем?

Ответ: Поскольку в совместном постановлении МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты и Минстата РБ от 19.04.2007 № 55/60/59/38 не установлен порядок заполнения гр. 7 разд VI книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, где отражается стоимость товаров в ценах реализации в остатках на конец налогового периода, данная графа заполняется плательщиком на основании ежемесячной инвентаризации товаров (ответ на вопрос 4 письма МНС РБ от 19.02.2008 № 2-2-24/10310).
 
Таким образом, законодательством не установлена необходимость проведения инвентаризаций для организаций, применяющих УСН и не ведущих бухгалтерский учет. Но практика подсказывает, что проводить ее следует, поэтому прислушайтесь к советам аудиторов и проведите инвентаризацию доходов и расходов, а также материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении у материально ответственных лиц.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 1 январь 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Отмена лицензирования отдельных видов деятельности: ощутимо ли упрощение?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Государственное регулирование

9

О некоторых вопросах маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь, и внесении изменения в Положение о порядке изготовления и реализации акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием

9

Комментарий (Акцизные мар­ки: нормы вновь принятого постановления действуют с 14 мая 2008 года)

10

Бухгалтерский учет

13

Об установлении размеров отчислений в инновационный фонд Министерства транс­порта и коммуникаций Республики Беларусь на 2011 год

13

Тарифы и цены

14

О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183

14

Комментарии

15

Проценты по кредитам и займам, начисленные за март 2010 года после ввода в эксплуатацию основных средств, можно было в полной сумме отнести на увеличение стоимости объекта 

15

Страховые взносы в Белгосстрах: правила расчета и уплаты в 2011 году  

17

Вынужденная задержка в пути предусматривает оплату командировочных расходов

20

Новеллы в сфере административной ответственности субъектов хозяйствования за правонарушения в сфере налогообложения

24

К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ    

27

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

27

Комментарии

27

МНС РБ разъясняет

32

О налогообложении

32

Письмо МНС РБ от 13.12.2010 № 2-2-25/10556

33

Об уплате налога на прибыль в 2011 году

41

Минфин РБ разъясняет

42

Письмо Минфина РБ от 05.10.2010 № 05-1-16/15379

42

Минстройархитектуры РБ разъясняет

42

О стоимости строительно-монтажных работ, принимаемой для уплаты госпошлины

42

О фактических затратах по заработной пла­те и порядке их возмещения заказчиком

43

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

45

перечень документов, посвященных одному вопросу

46

При торговле на рынках необходимо соблюдать санитарные нормы, порядок ценообразования, приема наличных денег и другие требования

46

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

52

Инвентаризацию активов целесообразно провести и организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения без ведения бухгалтерского учета

52

ВОПРОС – ОТВЕТ

54

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

63

Комплектация товара организациями-импортерами

63

мнения специалистов

71

Текущие платежи по налогу на прибыль: как платить, если у филиала образовались убытки

71

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

73

Исправляем ошибки, связанные с определением налогооблагаемой базы при исчислении налога на добавленную стоимость

73

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

77

15 января 2011 го­да – последний день представления отчета 1-отходы за 2010 год

77

К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ    

84

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

85

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

86

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

86

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

87

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ    

92

события. подробности

92

Как привлечь инвестиции?

92

РЕКЛАМА  

93

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

93

Бухгалтер – бухгалтеру

93

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

95

Курсы валют за период с 18 по 30 декабря 2010 года

95