Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (1). Представительство иностранной организации, не осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь (далее – представительство), планирует реализовать бывший в употреблении автомобиль организации или гражданину РБ. Автомобиль приобретался на территории Беларуси. В момент приобретения автомобиля уплаченный НДС был отнесен на увеличение его стоимости.

Рассмотрим вопросы, которые возникли в этой ситуации.
 
1.1. Уплачивается ли НДС при реализации автомобиля?
 
При реализации организации – не уплачивается. При реализации физическому лицу – уплачивается.
 
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в республике через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – НК).

Таким образом, при реализации представительством автомобиля организации объекта налогообложения не возникает.

А вот в случае реализации представительством автомобиля физическому лицу возникает объект обложения НДС согласно ст. 90 НК в общеустановленном порядке.
 

1.2. Возможно ли самостоятельно произвести выделение НДС для вычета?

В отдельных случаях выделение НДС возможно. Рассмотрим вопрос подробнее.
Представительства должны относить суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении либо ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 4 ст. 106 НК).

Организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь (в т.ч. иностранные организации и аккредитованные в установленном порядке представительства иностранных организаций), при реализации приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым сумма НДС была отнесена на увеличение их стоимости, могут самостоятельно выделить суммы налога (подп. 22.5 п. 22 ст. 107 НК).

Выделение сумм НДС указанными организациями осуществляется расчетным путем исходя из цены приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов с учетом НДС и ставки НДС, применявшейся при их приобретении (ввозе). Выделение сумм НДС производится, если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав осуществляется исчисление НДС по ставкам, установленным подп. 1.2 и 1.3 п. 1 ст. 102 НК (10 % или 20 %) (подп. 22.5 п. 22 ст. 107 НК).

Соответственно если при реализации организации НДС не исчисляется, то и выделение НДС не производится.
 

1.3. Как определить налоговую базу для исчисления НДС?

При реализации амортизируемых объектов основных средств налоговая база определяется исходя из цены реализации таких объектов (п. 3 ст. 97 НК).
 

2 (2). Организация, занимающаяся оптовой и розничной торговлей, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с уплатой налога по ставкам 8 % от валовой выручки (по оптовой торговле) и 15 % от валового дохода (по розничной торговле).

Организация реализует здание.

По какой ставке необходимо исчислить налог при УСН от данной сделки?

Следует ли выручку от реализации здания распределять пропорционально долям оптовой и розничной торговли и облагать по 2 ставкам?

При получении плательщиком, применяющим УСН, доходов (от реализации здания), отличных от внереализационных доходов и валового дохода от розничной торговли, такие доходы включаются в валовую выручку при УСН и подлежат обложению по ставке 8 %.
 
Справочно: налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и доходов от внереализационных операций (п. 2 ст. 288 НК).

Товаром является имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством (п. 1 ст. 29 НК).

Владимир Васильев, экономист
 
 
3 (3). Строительная организация – резидент РБ выступила заказчиком по разработке проектной документации на строительство объекта недвижимого имущества. В связи с изменением условий деятельности принято решение по реализации готовой проектной документации резиденту РФ.

Имеет ли право организация применить нулевую ставку НДС при реализации проектной документации несобственного производства резиденту РФ?

При наличии всех подтверждающих документов плательщик-экспортер, реализовавший проектную документацию в качестве товара в Российскую Федерацию, имеет право на применение нулевой ставки НДС. Поясним ответ.

Для целей применения порядка взимания косвенных налогов государствами – членами Таможенного союза необходимо руководствоваться Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, принятым решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 № 26 (действует с 1 июля 2010 г.) (далее – Протокол).

Пунктом 2 ст. 1 Протокола установлено, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы:

1) договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров; договоры (контракты) на изготовление товаров;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не определено законодательством государства – члена таможенного союза.

В случае если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречит законодательству государства – члена Таможенного союза, с территории которого экспортируются товары, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки) о внесении налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров о фактическом поступлении выручки от покупателя указанных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза, с территории которого экспортируются товары;

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов;

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров их оформление не предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, определенные законодательством государства – члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Указанные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров (п. 3 ст. 1 Протокола).
 

4 (4). Иностранная организация – резидент Литовской Республики планирует приобрести здание на территории Республики Беларусь в г. Минске с целью сдачи в аренду белорусской организации.

Возникают следующие вопросы:

4.1. Нужно ли иностранной организации становиться на налоговый учет в налоговом органе РБ?
 
Нужно.

Иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по их заявлению, в т.ч. в случае приобретения права собственности, иных прав, установления ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь (подп. 2.3 п. 2 ст. 66 НК).

Заявление подается в налоговый орган по месту нахождения такого имущества до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним (подп. 2.3 п. 2 ст. 66 НК).

К заявлению прилагаются доверенность (оригинал либо копия) или иной документ, подтверждающий полномочия на совершение сделок, иных юридических действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, а также оригинал и копии документов либо выписка из документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности, иных прав, для установления ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь (подп. 2.3 п. 2 ст. 66 НК).

Таким образом, иностранная организация – резидент Литовской Республики при приобретении здания в г. Минске обязана обратиться в налоговый орган по месту расположения здания с заявлением о постановке на налоговый учет.
 

4.2. Какие налоговые обязательства возникают у иностранной организации в связи с приобретением и сдачей здания в аренду?
 
До сдачи здания в аренду уплачивается налог на недвижимость.

Плательщиками налога на недвижимость признаются организации, у которых здания и сооружения являются собственностью или находятся во владении или пользовании (ст. 183, п. 1 ст. 184 НК).

По зданиям и сооружениям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, плательщиком признается организация-арендатор (п. 1 ст. 184 НК).
Следовательно, при приобретении на территории Республики Беларусь здания плательщиком налога на недвижимость является собственник или владелец здания, т.е. иностранная организация – резидент Литовской Республики.

При сдаче принадлежащего иностранной организации здания в аренду плательщиком налога на недвижимость будет признаваться организация-арендатор.

4.3. Уплачивается ли налог на доходы?

Налог на доходы удерживается белорусской организацией. Законодательство содержит следующие нормы по этому вопросу.

Иностранная организация, не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающая доходы из источников в республике, признается плательщиком налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство (далее – налог на доходы) (ст. 145 НК).
Доходами от источников в Беларуси признаются доходы (в т.ч. авансовые платежи), начисляемые (выплачиваемые) иностранной организации (п. 3 ст. 146 НК).

При начислении (выплате) дохода иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, за пользование имуществом на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования им налоговым агентом (белорусской организацией) удерживается налог на доходы в виде роялти (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК).

Ставка налога по данному виду дохода – 15 % (п. 1 ст. 149 НК).

Дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа) (п. 1 ст. 148 НК).

Днем начисления дохода (платежа) иностранной организации признается наиболее ранняя дата возникновения обязательств из дат, указанных в п. 2 ст. 148 НК.

Таким образом, в данной ситуации на налогового агента (белорусскую организацию – арендатора), начисляющего и выплачивающего доход иностранной организации, возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет такого налога.

Помимо норм национального законодательства следует учитывать нормы международных соглашений по вопросам налогообложения.

Республикой Беларусь признан приоритет норм международных договоров (соглашений) по вопросам налогообложения над нормами национального законодательства (ст. 5 НК). Поэтому при решении вопроса об удержании налога на доходы следует руководствоваться также Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 18.07.1995 (далее – Соглашение).

Доходы, получаемые литовской компанией от недвижимого имущества, находящегося в Республике Беларусь, включая доходы от его прямого использования, доходы от сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме, облагаются налогом на доходы в Беларуси (ст. 6 Соглашения).

Таким образом, налог на доходы удерживается налоговым агентом (белорусской организацией) при его начислении и (или) выплате по ставке 15 % с полной суммы дохода.

Николай Савельев, экономист

ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

5 (5). У организации на 1 января 2010 г. по кредиту счета 97 "Расходы будущих периодов" числились отрицательные курсовые разницы по кредиторской задолженности. Они образовались при падении курса иностранной валюты. Иных курсовых разниц прошлых лет у организации нет.

Организация по решению руководителя списывала в 2010 г. данные курсовые разницы на увеличение фонда переоценки статей баланса (Д-т 97 – К-т 83 "Добавочный фонд").

Правомерна ли такая бухгалтерская запись?

Такое отражение курсовых разниц неправомерно. И вот почему. Обратимся к подп. 1.6 п. 1 Декрета Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (с изменениями и дополнениями, далее – Декрет № 15). Им установлено, что остатки курсовых разниц, числящиеся на 1 января 2010 г. в составе доходов будущих периодов, списываются на внереализационные доходы, расходов будущих периодов, – на внереализационные расходы или (при наличии фонда переоценки статей баланса) за счет этого фонда ежемесячно начиная с 1 января 2010 г. в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.

Более четко эта норма изложена в п. 16 Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 199). В ней сказано, что остатки курсовых разниц, числящиеся на 1 января 2010 г. в составе доходов и расходов будущих периодов, списываются ежемесячно и отражаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

– на сумму списываемых курсовых разниц, учтенную на счете 98 "Доходы будущих периодов", – по дебету (кредиту) счета 98 в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 92 "Внереализационные доходы и расходы";

– на сумму списываемых курсовых разниц, учтенную на счете 97, – по дебету (кредиту) счета 92 в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 97 или за счет фонда переоценки статей активов при его наличии – по дебету счета 83, субсчет "Фонд переоценки активов", в корреспонденции с кредитом счета 97.

Таким образом, Декрет № 15 и Инструкция № 199 не позволяют относить курсовые разницы, числящиеся на 1 января 2010 г. по кредиту счета 97, на увеличение фонда переоценки статей баланса. Корреспонденция счетов: Д-т 97 – К-т 83 "Добавочный фонд" не предусмотрена п. 16 Инструкции № 199.

Исходя из вышеприведенных норм Декрета № 15 и Инструкции № 199 данные курсовые разницы следует списывать ежемесячно начиная с 1 января 2010 г. в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г. записью: Д-т 97 – К-т 92.

6 (6). Ситуация изложена в предыдущем вопросе.

В каком порядке следует исправить такую ошибку?

В случае если организация списывала в течение года числящиеся на 1 января 2010 г. по кредиту счета 97 курсовые разницы на увеличение фонда переоценки статей баланса, необходимо исправить данные бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2005 № 83 (далее – Инструкция № 83).

Внесение исправлений в бухгалтерский учет оформляется бухгалтерской справкой-расчетом, которая должна содержать следующие обязательные реквизиты:

– дату составления;

– период, в котором допущена ошибка, и (или) период, за который вносятся исправления;

– основание для внесения исправления;

– сумму (для имущества – также количество) неправильной записи, подлежащую исправлению;

– арифметический расчет вносимого исправления;

– сумму (для имущества – также количество) правильной (исправительной) записи;

– подпись бухгалтера, составившего справку-расчет, главного бухгалтера и (при искажении налоговой базы) руководителя;

– другие реквизиты, обязательные для включения в первичный учетный документ в соответствии с законодательством (п. 5 Инструкции № 83).

Исправление ошибок независимо от периода их допущения (за прошлые годы или за отчетный год), обнаруженных в бухгалтерском учете в течение отчетного года, производится путем внесения дополнительной записи или сторнирования ошибочно указанных записей и указания правильных записей в месяце обнаружения ошибки (п. 8 Инструкции № 83).

Таким образом, организации в месяце обнаружения ошибки необходимо методом "красное сторно" отразить: Д-т 97 – К-т 83 и включить курсовые разницы в состав внереализационных доходов: Д-т 97 – К-т 92.

Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета,отчетности и аудита Минфина РБ

Виталий Раковец, аудитор

7 (7). Предприятие не было внесено в реестр плановых проверок специалистами КГК РБ. После зачисления банком по внешнеторговому договору платежа в российских рублях от резидента Латвии предприятие подлежит проверке в части осуществления внешнеэкономической деятельности.

Произошло ли нарушение валютного законодательства? Есть ли основания для проверки специалистами КГК РБ, ведь банк зачислил платеж?

Валютное законодательство нарушено. Назначение проверки правомерно. Обоснуем такие выводы.

Если иное не предусмотрено международными договорами РБ, денежные обязательства по валютным операциям между резидентом и нерезидентом могут быть выражены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Нацбанком РБ. Такое требование приведено в гл. 4 (п. 24) Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (с изменениями и дополнениями, далее – Правила № 72).

Письмом Нацбанка РБ от 30.09.2004 № 03-13/111 "О выборе валюты международных расчетов с учетом норм международных договоров Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) установлено, что при осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами выбор валюты расчетов производится с учетом норм международных договоров РБ, а также гл. 4 и 6 Правил № 72.

Обратимся к нормам Соглашения между Нацбанком РБ и Банком Латвии об организации расчетов, заключенного в г. Минске 07.07.2000. Этим документом определено, что валюта расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей договаривающихся сторон – латвийский лат, белорусский рубль, а также свободно конвертируемая валюта.

Российский рубль относится к ограниченно конвертируемым валютам (постановление Правления Нацбанка РБ от 20.08.2001 № 208 "О порядке установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам" (с изменениями и дополнениями)).

Следовательно, получение резидентом от нерезидента (резидента Латвии) на счет в банке Республики Беларусь российских рублей неправомерно.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства РБ, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не установлено законодательными актами РБ, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля. Порядок и сроки уведомления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями органов валютного контроля регламентируются Нацбанком РБ. Такие нормы приведены в ст. 27 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле".

Банк, являясь агентом валютного контроля, производит контроль за правомерностью проведения расчетов между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и белорусских рублях. Такие обязанности возложены на него в соответствии с подп. 6.1 п. 6 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 46).

Кроме того, банку следует сообщать органам валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства (подп. 6.4 п. 6 Инструкции № 46). В случае несоответствия валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства осуществляется уведомление КГК РБ (п. 31 Инструкции № 46).

Татьяна Сукристик, аудитор
 

ОТЧИСЛЕНИЯ В ФСЗН

8 (8). С августа по сентябрь 2010 г. в организации работал инвалид III группы. На заработную плату этого работника бухгалтер не начисляла страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (далее – Фонд) в размере 28 % и не производила удержания страховых взносов в размере 1 % из заработка работника.

Правомерны ли действия бухгалтера?

Бухгалтер допустила ошибку. Страховые взносы по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) на заработную плату работающих инвалидов III группы в размере 28 % и 1 % предприятию следовало начислять, удерживать и уплачивать в Фонд в обязательном порядке.

Объясним этот вывод.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются: для работодателей и работающих граждан – выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон)).

Статьей 3 Закона установлены следующие размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование):

– для работодателей – 28 %;

– для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 % общего объема произведенной продукции, – 24 %;

– для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров – 5 %;

– для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха – 29 %;

– для работающих граждан – 1 %.

Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (кроме граждан, работающих за пределами Республики Беларусь), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 %.

От уплаты в Фонд обязательных страховых взносов на пенсионное страхование освобождены работодатели только в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II групп.

Следовательно, страховые взносы по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) на заработную плату работающих инвалидов III группы в размере 28 % и 1 % предприятию следовало начислять, удерживать и уплачивать в Фонд в обязательном порядке.

9 (9). Ситуация изложена в предыдущем вопросе.

Сотрудник отделения Фонда при проведении проверки организации выявил допущенную ошибку. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении по ст. 11.54 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Предусматривает ли законодательство в данном случае освобождение от административной ответственности?

Освобождение от административной ответственности законодательством не предусмотрено, однако размер административного взыскания может быть уменьшен. Разъясним все по порядку.
 
Неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей. Такая норма установлена ст. 11.54 КоАП.

В приведенной ситуации плательщиком своевременно не были начислены и соответственно уплачены обязательные страховые взносы по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) в размере 28 %, а также не были произведены удержания с дохода работающего гражданина в размере 1 %.
Следовательно, действия работников Фонда правомерны, и на основании ст. 11.54 КоАП за неуплату обязательных страховых взносов в установленный срок в данном случае должен быть составлен протокол об административном правонарушении.

Законодательством не предусмотрено освобождение от административной ответственности за правонарушения, определенные ст. 11.54 КоАП. Однако ст. 7.9 КоАП установлено, что при наложении административного взыскания по ст. 11.54 КоАП учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Так, при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, определенных пп. 3 и 5 ч. 1 ст. 7.2 КоАП, а также иных обстоятельств, признанных смягчающими судом, ведущим административный процесс, административные взыскания за правонарушения, предусмотренные ст. 11.54 КоАП, налагаются в размере, уменьшенном в 2 раза, либо в пределах установленных в указанных статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в 2 раза.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, по пп. 3 и 5 ч. 1 ст. 7.2 КоАП признаются:

– добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

– совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств.

Дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.54 КоАП, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда. Это следует из ст. 3.2 Процессуальноисполнительного кодекса РБ.

Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
 

УЧЕТ АКТИВОВ

10 (10). Имеет ли право организация розничной торговли проводить дооценку товаров, указанных в приложении 1 к Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183, до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров?
 
Имеет право.

Постановлением Кабинета Министров РБ от 17.07.1995 № 375 "О дооценке товаров народного потребления в розничной торговле" (далее – постановление № 375) предприятиям и организациям, осуществляющим розничную торговлю, независимо от форм собственности разрешено производить дооценку остатков товаров народного потребления до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров с отнесением суммы разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

Розничные цены на товары, реализуемые субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю, определяются путем суммирования:

– отпускных (закупочных) цен;

– торговой надбавки, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, в размере, определяемом с учетом конъюнктуры рынка, за исключением товаров согласно приложению 1. При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговая надбавка взимается с учетом оптовой надбавки. Торговые надбавки на товары согласно приложению 1 применяются в размерах, определенных законодательством (п. 25 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением Минэкономики РБ от 20.01.2010 № 9; далее – постановление № 183)).

Импортеры, осуществляющие розничную торговлю, формируют розничные цены на ввезенные ими товары иностранного происхождения исходя из отпускной цены, сформированной в соответствии с п. 12 постановления № 183, с добавлением торговой надбавки, определяемой по нормам п. 25 постановления № 183.

Таким образом, постановление № 375 разрешает проводить дооценку остатка товаров народного потребления до уровня цен на вновь поступивший ассортимент этих товаров всем организациям, осуществляющим розничную торговлю. Постановление № 183 определяет перечень товаров, на которые торговая надбавка устанавливается в соответствии с законодательством. Учитывая вышесказанное, организации розничной торговли имеют право проводить дооценку товаров, названных в приложении 1 к постановлению № 183, до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров. Однако при этом не должен изменяться процент торговой надбавки на них.

Сергей Козырев, канд. экон. наук

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

11 (11). Организация-комиссионер проводит инвентаризацию активов и обязательств.

Подлежат ли инвентаризации товары, принятые на комиссию?
 
Товары, принятые на комиссию, инвентаризируются.

Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п. 5 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180; далее – Инструкция № 180).

На активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.), составляются отдельные описи (п. 24 Инструкции № 180).

Оборотные активы, хранящиеся на складах других организаций, принятые (сданные) на ответственное хранение на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение, заносятся в акты инвентаризации активов согласно приложению 15 к Инструкции № 180.

В актах указываются наименование этих активов, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
 
Сергей Козырев, канд. экон. наук
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.