Top.Mail.Ru
77

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием: нормативная база четко не определена

Ольга Повшок, экономист; Вадим Дражин, экономист

Порядок и условия назначения пособий, выплачиваемых за счет средств государственного социального страхования, четко определены в нормативных актах. Этого, к сожалению, нельзя сказать о пособиях по временной нетрудоспособности в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием. Авторы предлагаемого материала выявляют пробелы в законодательстве, а также сравнивают особенности в назначении 2 видов пособий. Это, несомненно, поможет бухгалтеру в работе.


Порядок обеспечения пособием по временной нетрудоспособности в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием (далее – пособие в связи со страховым случаем) отличается от порядка обеспечения пособием в связи с заболеванием или травмой иного характера.
Пособие в связи со страховым случаем является одним из видов страховых выплат, производимых за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществляемого Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием "Белгосстрах" (далее – Белгосстрах).
Пособие в связи с заболеванием или травмой иного характера является одним из видов выплат по государственному социальному страхованию, осуществляемых за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее – ФСЗН). Правоотношения в области государственного социального страхования и правоотношения в области обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний урегулированы различными актами законодательства.
 
Справочно: порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, не связанными с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и обеспечиваемыми за счет средств ФСЗН, урегулирован следующими документами:

– Законом РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" (с изменениями и дополнениями);

– Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (с изменениями и дополнениями, далее – Положение № 1290);

– Положением о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.12.2006 № 1624 (далее – Положение № 1624);

– Инструкцией о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности и Инструкцией по заполнению листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденными постановлением Минздрава и Минтруда и соцзащиты РБ от 09.07.2002 № 52/97 (с изменениями и дополнениями, далее – соответственно Инструкция № 52/97-выдача и Инструкция № 52/97-заполнение).
 
Порядок и условия назначения пособий, выплачиваемых за счет средств государственного социального страхования, определены достаточно полно.

Система же правового регулирования порядка обеспечения пособиями в связи со страховым случаем не настолько проста, как может показаться на первый взгляд.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЙ

Законодательным актом, регулирующим порядок обеспечения пособиями в данном случае, является Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" (далее – Положение № 530).

ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ В РАЗМЕРЕ 100 % СРЕДНЕДНЕВНОГО (СРЕДНЕЧАСОВОГО) ЗАРАБОТКА РАБОТНИКА ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

Пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем назначается и выплачивается страхователем за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, а также приобострении заболеваний, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний после его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, в размере 100 % его среднедневного (среднечасового) заработка,исчисляемого и выплачиваемого в соответствии с законодательством о пособиях по временной нетрудоспособности, за рабочие дни (часы) по графику работы застрахованного. Такая норма установлена в п. 268 Положения № 530.

Как видим, п. 268 Положения № 530 в определенной части содержит отсылку к законодательству о пособиях по временной нетрудоспособности, т.е. к Положению № 1290.

В то же время п. 1 Положения № 1290 предусмотрено, что оно регулирует порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями) и по беременности и родам, установленными Законом РБ "Об основах государственного социального страхования".

Аналогичная оговорка содержится также в подп. 6.2 п. 6 Положения № 1624, которым принятие решения о назначении пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием исключено из сферы полномочий комиссии по назначению пособий.

ПРИ ОТСУТСТВИИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ ИНСТИТУТ АНАЛОГИИ ЗАКОНА

На практике возникает вопрос о том, чем следует руководствоваться при назначении, исчислении и выплате пособия по временной нетрудоспособности при профессиональном заболевании или несчастном случае на производстве.

Прежде всего, отметим, что порядок обеспечения пособиями условно можно разделить на несколько составляющих. Среди них:

– порядок назначения;

– условия назначения;

– размеры пособий;

– порядок исчисления среднего заработка;

– определение оплачиваемого периода;

– порядок выплаты.

По мнению авторов, при определении порядка обеспечения пособиями в данном случае нужно руководствоваться следующим.

Нормы Положения № 530 направлены на урегулирование всего комплекса указанных составляющих. В части определения порядка исчисления среднего заработка, исходя из которого исчисляется пособие, а также порядка его выплаты оно содержит отсылку на Положение № 1290.

Исключающая оговорка, приведенная в п. 1 Положения № 1290 (см. выше), только лишь определяет предмет правового регулирования Положения № 1290. По мнению авторов, она не содержит запрета на применение норм Положения № 1290 в силу действия актов законодательства более высокой юридической силы (Положение № 530 содержит отсылочную норму на Положение № 1290). Также она не содержит запрета на применение норм Положения № 1290 для преодоления пробелов в законодательстве, регулирующем порядок обеспечения пособиями в связи со страховым случаем (путем применения институтааналогии закона в пределах, установленных законодательством).

Инструкция № 52/97-выдача и Инструкция № 52/97-заполнение не содержат никаких исключающих оговорок, поэтому, по мнению авторов, они распространяются как на отношения в области государственного социального страхования, так и на отношения в области обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Именно эти инструкции определяют порядок выдачи, оформления и движения листка нетрудоспособности – документа, удостоверяющего временную нетрудоспособность и являющегося основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, о которых идет речь в п. 268 Положения № 530.

Главой 3 Инструкции № 52/97-заполнение достаточно полно урегулирован порядок назначения пособия.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСОБИЯМИ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В СВЯЗИ СО СТРАХОВЫМ СЛУЧАЕМ

С учетом вышеуказанных особенностей, по мнению авторов, порядок обеспечения пособиями в связи со страховым случаем в настоящее время устанавливается следующими документами:

– Положением № 530 (применяется в соответствующей части в полном объеме);

– Положением № 1290 (в части, определяющей порядок исчисления среднего заработка, исходя из которого исчисляется пособие, а также порядок его выплаты, – применяется в полном объеме; в иной части – при необходимости преодоления пробелов в законодательстве в пределах, исключающих случаи ограничения прав и установления обязанностей застрахованного лица, страхователя или страховщика, а также в пределах правового регулирования норм Положения № 530);

– Инструкцией № 52/97-выдача и Инструкцией № 52/97-заполнение (применяются в соответствующей части в полном объеме).

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЯ В СВЯЗИ СО СТРАХОВЫМ СЛУЧАЕМ

Рассмотрим особенности применения названных норм законодательства по отношению к каждой из вышеуказанных составляющих порядка обеспечения пособиями.

Порядок назначения пособий

Пособие в связи со страховым случаем назначается только страхователем. Такая норма установлена п. 268 Положения № 530. Предусмотренные Положением № 1290 случаи назначения пособия органами ФСЗН или по аналогии с ними обособленными подразделениями Белгосстраха в данной ситуации не применимы.

В отличие от порядка, определенного п. 4 Положения № 1290, пособие в связи со страховым случаем назначается страхователем независимо от срока обращения за ним застрахованного лица (в течение 6 месяцев со дня окончания случая временной нетрудоспособности либо по истечении данного срока).

Несмотря на то что в п. 46 Положения № 1290 указано, что пособие в связи с травмой назначается комиссией по назначению пособий, создаваемой плательщиком, на основании подп. 6.2 п. 6 Положения № 1624 принятие решения о назначении пособия в связи со страховым случаем исключено из сферы ее полномочий.

Для назначения пособия в связи со страховым случаем комиссия не создается, т.е. такое пособие назначается фактически бухгалтерией страхователя.

Условия назначения пособия

Условия назначения пособий определены п. 268 Положения № 530: пособие в связи со страховым случаем назначается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, а также при обострении заболеваний, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний после его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, без каких-либо оговорок.

Ни одно из ограничений, предусмотренных пп. 8–26 Положения № 1290, к условиям назначения пособий в связи со страховым случаем в данной ситуации не применимо.

Использование норм пп. 8–26 Положения № 1290 путем применения института аналогии закона недопустимо, поскольку это ограничивало бы права застрахованных лиц.

Например, период назначения пособия в связи со страховым случаем временным и сезонным работникам не может быть ограничен 75 календарными днями в общей сложности (п. 10 Положения № 1290), а в случае обострения заболевания или травмы, по которым установлена инвалидность, – 60 календарными днями подряд или 90 календарными днями с перерывами в календарном году (п. 25 Положения № 1290) и т.д.

Размеры пособий

Размеры пособий в связи со страховым случаем строго определены в п. 268 Положения № 530. Указанное пособие назначается в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка застрахованного лица за рабочие дни (часы) по графику его работы. Следовательно, ни одно из ограничений, предусмотренных пп. 27, 29, 30, 42 и 44 Положения № 1290, к размеру пособий в данном случае не применимо.

Например, размер пособия в связи со страховым случаем за рабочие дни по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, не может быть ограничен 80 % среднего заработка (п. 27 Положения № 1290).

Также пособие не может быть ограничено 50 % среднего заработка в случае, если причиной заболевания или травмы, повлекших временную нетрудоспособность, явилось употребление алкоголя, наркотических или токсических веществ (подп. 29.1 п. 29 Положения № 1290). В таком случае пособие не назначается вовсе. На основании п. 264 Положения № 530, если повреждение здоровья застрахованного лица произошло вследствие установленного судом умысла застрахованного лица или при обстоятельствах, когда единственной причиной повреждения его здоровья явилось нахождение застрахованного лица в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения, страховые выплаты не производятся.

Максимальный размер пособия в связи со страховым случаем не ограничивается 3-кратной величиной средней заработной платы рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем каждому месяцу временной нетрудоспособности, т.е. не применяется ограничение, предусмотренное п. 44 Положения № 1290.

Пособие в связи со страховым случаем никакими максимальными размерами не ограничивается и зависит только от размера среднего заработка застрахованного лица.

Порядок исчисления среднего заработка

Среднедневной (среднечасовой) заработок, исходя из которого определяется сумма пособия в связи со страховым случаем, исчисляется в соответствии с Положением № 1290.

При этом следует обратить внимание на норму п. 32 Положения № 1290. Ею предусмотрено, что в заработок для исчисления пособий включаются все виды оплаты труда, на которые на основании законодательства начисляются обязательные страховые взносы. В данном случае для начисления пособия в связи со страховым случаем в заработок для исчисления пособий нужно включать все виды оплаты труда, на которые по законодательству начисляются страховые взносы именно по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Определение оплачиваемого периода

На первый взгляд может показаться, что оплачиваемый период при исчислении пособия в связи со страховым случаем также строго определен п. 268 Положения № 530, которым установлено, что пособие назначается за рабочие дни (часы) по графику работы застрахованного.

Однако данная норма не охватывает все случаи назначения пособия в связи со страховым случаем, которые подробно указаны в Положении № 1290. Для определения оплачиваемого периода при назначении пособия в связи со страховым случаем в отдельных ситуациях допускается применение норм Положения № 1290 по аналогии.

Так, для определения оплачиваемого периода могут применяться нормы, предусмотренные частями третьей – четвертой п. 35, частью второй п. 37, п. 38, частью третьей п. 39, частью третьей п. 40, частью второй п. 48, частью второй п. 49 Положения № 1290.

Например, при назначении пособия застрахованным лицам, выполняющим работу по гражданско-правовому договору, определить оплачиваемый период в соответствии с п. 268 Положения № 530 затруднительно, потому что отсутствует график работы. Поэтому в данном случае пособия назначаются за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности, т.е. применяется норма, указанная в п. 40 Положения № 1290.

Порядок выплаты пособий

Пособие в связи со страховым случаем выплачивается в соответствии с Положением № 1290. Напомним, что пособия выплачиваются в дни, установленные для выплаты заработной платы. В случае временной нетрудоспособности, продолжавшейся более месяца, на основании предъявленного листка нетрудоспособности может быть выплачена часть пособия (п. 51 Положения № 1290).

ПОСОБИЯ В СВЯЗИ СО СТРАХОВЫМ СЛУЧАЕМ НЕ ОБЛАГАЮТСЯ ПОДОХОДНЫМ НАЛОГОМ

Пособия в связи со страховым случаем, являясь одним из видов страхового обеспечения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не облагаются подоходным налогом с физических лиц, в отличие от пособий по временной нетрудоспособности, обеспечиваемых за счет средств ФСЗН (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 158 и подп. 1.1 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса РБ).

* * *

Как видим, система правового регулирования порядка обеспечения пособиями в связи со страховым случаем является довольно сложной и недостаточно полной.

По мнению авторов, разрешение всех обозначенных вопросов возможно путем внесения соответствующих норм в Положение № 1290 и п. 268 Положения № 530.
 
 
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 43 ноябрь 2010
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Не будет ли нарушением включение в ноябре 2010 года суммы представительских расходов, превышающей установленную норму, в затраты, учитываемые при налогообложении?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Бухгалтерский учет

10

О внесении изменений в Инструкцию о по­рядке расчета стоимости чистых активов

10

Комментарий (Изменения в расчете стоимости чистых активов)

10

события. подробности

11

Международные холдинги дают возможности оптимизации бизнеса

11

Расчеты и кредиты

12

О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты по вопросам организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь

12

Комментарий (Уточнены порядок расчетов наличными денежными средствами и порядок ведения кассовых операций)

21

Комментарий (Изменения в наличном денежном обращении)

25

Комментарий (Изменения в расчетах наличными)

26

О внесении изменений и дополнения в Инструкцию о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу

31

Труд и социальная защита

34

О внесении изменений и дополнения в Инструкцию о порядке  и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу

34

Комментарии

35

Налог при упрощенной систе­ме налогообложения

35

Налогообложение иностранных организаций в 2011 году

39

С 1 января увеличиваются размеры стандартных вычетов

44

Таможенные платежи в новом году

48

события. подробности

53

Налоги-2011: брифинг в МНС РБ (Про­должение)

53

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

54

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

56

Перевести товар в основные средства и при этом прольготировать прибыль можно

56

ВОПРОС – ОТВЕТ

59

Прямая линия

70

Бухгалтерский учет основных средств: учли ли изменения, произошедшие в 2010 году?

70

Назначение пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

73

мнения специалистов

77

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием: нормативная база четко не определена

77

У ВАС ПРОВЕРКА

81

Правильно применяем льготы при наличии средств целевого финансирования (Продолжение)

81

судебная практика

84

История судебного спора по жалобе на разъяснения налоговыми органами норм налогового законодательства

84

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

87

Полученные из-за границы дивиденды при расчете налога на прибыль учитываются дважды

87

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

89

РЕКЛАМА

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 6 по 12 но­ября 2010 года

96