10

Отчисления в ФСЗН: поможем найти правильное решение

Грихутик В.

11 мая 2012 г. гостем нашей редакции был первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ Грихутик Владимир Иванович. Предлагаем вниманию читателей отчет о состоявшейся в редакции журнала "Прямой линии".


Владимир Иванович Грихутик в 1991 г. окончил Белорусский государственный институт народного хозяйства имени В.В. Куйбышева по специальности "планирование сельского хозяйства", в 2007 г. – Академию управления при Президенте РБ по специальности переподготовки "государственное и местное управление".
С 1992 по 2004 г. работал в Минском городском управлении Фонда социальной защиты населения начальником контрольно-ревизионного отдела, с апреля 2004 г. – в Фонде социальной защиты населения в должности начальника контрольно-ревизионного отдела.
С 1 августа 2011 г. назначен на должность первого заместителя управляющего Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ.
Какое количество дней временной нетрудоспособности необходимо указать при заполнении формы государственной статистической отчетности 4-фонд (Минтруда и соцзащиты) "Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (далее – отчет 4-фонд) в гр. 1 стр. 201, если:

1) работник работает на 0,5 ставки (4 ч в день), в связи с временной нетрудоспособностью (заболевание общее) пропущено 40 ч;

2) работник работает на 0,25 ставки (2 ч в день), в связи с временной нетрудоспособностью (заболевание общее) пропущено 10 ч;

3) работник работает на 0,1 ставки (4 ч в неделю), в связи с временной нетрудоспособностью (заболевание общее) пропущено 4 ч?
 
По стр. 201–203 в гр. 1 отчета 4-фонд следует отразить количество дней, за которые начислены пособия, в гр. 3 – сумму начисленных пособий за период с начала отчетного года (п. 18 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-фонд (Минтруда и соцзащиты) "Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", утвержденных постановлением Белстата от 14.05.2011 № 85 (далее – Указания)).
Данные отчета нужно заполнять в целых числах (п. 3 Указаний).
Полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю (ст. 112 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Пособие по временной нетрудоспособности назначают за пропущенные по графику работы рабочие дни (часы), удостоверенные листком нетрудоспособности (п. 35 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение № 1290)).
Поскольку учет рабочего времени работников в случаях, указанных в вопросе, ведется в часах, пособие по временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием им назначается за пропущенные по графику работы часы.

Для правильного заполнения гр. 1 стр. 201 отчета 4-фонд необходимо количество часов, за которые назначено пособие по временной нетрудоспособности каждому работнику, пересчитать в дни. Исходя из полной нормы продолжительности рабочего времени, предусмотренной ст. 112 ТК, 1 день составляет 8 ч.

Общее количество дней временной нетрудоспособности у работников организации составляет 6,75:

1) 5 дней (40 ч / 8 ч);

2) 1,25 дня (10 ч / 8 ч);

3) 0,5 дня (4 ч / 8 ч).

Следовательно, в гр. 1 стр. 201 отчета 4-фонд необходимо указать 7 дней.
 
Работникам организации, осуществляющим охрану офиса, по инициативе нанимателя бесплатно выдана форменная одежда. В соответствии с коллективным договором в течение установленного срока носки, по окончании этого срока или увольнения работника одежда является собственностью работника.

Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – Фонд) на стоимость форменной одежды, бесплатно выданной работникам?

Нужно ли учитывать ограничение 4-кратной величиной средней заработной платы в отношении дохода работника в месяце выдачи ему форменной одежды?

По общему правилу объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее – выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд (далее – Перечень*), но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями)).
_________________________
*Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержден постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями).
 
Обязательные страховые взносы в Фонд не начисляют на стоимость выдаваемых в соответствии с нормами, установленными законодательством РБ, специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезжиривающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания или в соответствующих законодательству случаях сумма денежных затрат по их приобретению; форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с белорусским законодательством (п. 8 Перечня).

Законодательством предусмотрены отдельные категории работников определенных отраслей, для которых установлена обязательная выдача форменной одежды (например, работники железнодорожного транспорта, предприятий связи, гражданской авиации, прокурорские работники, должностные лица таможенных органов и работники учреждений, подчиненных ГТК, отдельные категории работников Нацбанка, должностные лица государственной лесной охраны и др.).

Выдача форменной одежды может быть установлена по собственной инициативе предприятия, если для предприятия она не предусмотрена законодательством. В этом случае данная норма может быть закреплена в коллективном договоре.

В изложенной ситуации форменная одежда работникам предприятия выдана в соответствии с локальным нормативным правовым актом, т.е. коллективным договором, который не может быть отнесен к системе нормативных правовых актов, определяемой как законодательство.

Следовательно, страховые взносы в Фонд на стоимость форменной одежды, бесплатно выданной в пользование и переданной в собственность работника, надо начислять в обязательном порядке.

Начисление обязательных страховых взносов в Фонд необходимо производить за тот месяц, в котором выдана форменная одежда работнику, на всю ее стоимость, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы в совокупности со всеми выплатами, начисленными в пользу работника.
 
На предприятие приняты на работу граждане Российской Федерации и Украины.

Подлежат ли такие граждане государственному социальному страхованию?

Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение (ст. 10 Закона РБ от 04.01.2010 № 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (далее – Закон № 105)).

Социально-экономические права иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, определяются законодательными актами и международными договорами РБ.

Постоянно проживающий в Республике Беларусь иностранец – это лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами РБ и постановлениями Совета Министров, разрешение на постоянное проживание и вид на жительство (ст. 1 Закона № 105).

Право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию (т.е. назначение и выплата пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию) предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим в Республике Беларусь, в т.ч. являющимся индивидуальными предпринимателями (ст. 7 Закона РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" (с изменениями и дополнениями)).

В случае участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию данная категория граждан пользуется правами и несет обязанности наравне с гражданами, за которых и (или) которыми взносы на государственное социальное страхование уплачиваются в обязательном порядке.
 
Работник организации – гражданин России представил в бухгалтерию листок нетрудоспособности.

Имеет ли право бухгалтер оплатить его?

Право на пособия имеют граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование. (п. 2 Положения № 1290).

Если иностранный гражданин изъявил желание воспользоваться системой государственного социального страхования на случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи, работодатель уплачивает страховые взносы на социальное страхование в размере 6 %. В данном случае работнику будет оплачен листок нетрудоспособности (ст. 3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь" (изменениями и дополнениями) (далее – Закон об обязательных страховых взносах)).

Желание работника, являющегося иностранным гражданином, участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию должно быть отражено в его письменном заявлении, поданном работодателю. Уплату обязательных страховых взносов следует производить со дня подачи заявления. В случае отсутствия заявления иностранного гражданина уплата страховых взносов в Фонд за него не производится. Следовательно, права на выплаты, предусмотренные государственным социальным страхованием, он не приобретет (п. 6 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40).

Право же на выплату пенсии в связи с достижением пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) возникает только при условии уплаты страховых взносов работодателем в размере 28 % и работающим гражданином (1 % заработка) на пенсионное страхование (ст. 3 Закона об обязательных страховых взносах). Иностранный гражданин, имеющий вид на жительство в Республике Беларусь, будет иметь право на трудовую пенсию в соответствии с Законом РБ от 17.04.1992 № 1596-XII "О пенсионном обеспечении", который определяет порядок и условия назначения трудовых и социальных пенсий. Этим Законом предусмотрено, что право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 21 июнь 2012
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Не планируется ли возможность применения и соответствующего отражения в бухгалтерском учете амортизационной премии?

9

Прямая линия

10

Отчисления в ФСЗН: поможем найти правильное решение

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

14

Налоги

14

О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности

14

Комментарий (Льготный режим, установленный Декретом № 6, могут применять не только коммерческие организации, но и их подразделения с УНП, созданные до 31 декабря 2018 г.)[Срочно и важно]

20

Комментарий (Декретом № 6 предусмотрены ограничения и особенности по применению льгот)[Срочно и важно]

24

Комментарий (Особенности использования льгот, установленных Декретом № 6, организациями, осуществляющими различные виды деятельности)[Срочно и важно]

28

Комментарий (С 1 июля 2012 г. при ввозе товаров в качестве вклада в уставный фонд будет применяться новый порядок льготирования)[Срочно и важно]

32

Государственное регулирование

37

О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481

37

Комментарий (С 15 мая упрощен порядок внесения на рассмотрение Президента ходатайств юридических лиц об их освобождении от административных взысканий и уплаты пеней)

38

Тарифы и цены

41

О ценах на социально значимые товары и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь

41

Комментарий (Новые предельные максимальные отпускные цены на социально значимые товары)

48

Банковская деятельность

52

О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь

52

Труд и социальная защита

53

Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций

53

Комментарии

54

Проектная документация – по но­вым правилам

54

В правилах интернет-торговли произошли изменения

55

МНС РБ разъясняет: прием наличных денежных средств при реализации товаров (услуг) на ярмарках

57

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

60

ВОПРОС – ОТВЕТ

61

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО-2012: ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

67

Новеллы законодательства и прикладные аспекты исчисления и уплаты налога на прибыль

67

Изменения в порядке исчисления экологического налога в 2012 году

72

типичные нарушения

76

Расчеты с подотчетными лицами: исключите ошибки при документальном подтверждении расходов (Окончание)

76

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

79

Разбираем практическую ситуацию

79

Нерезидент отгрузил товар белорусскому покупателю с территории Республики Беларусь: порядок уплаты НДС

79

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

83

Зарплата "в конвертах": готовятся меры по ее пресечению

83

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

85

О рабочем времени в III квартале 2012 года

85

налоговый календарь

88

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июнь 2012 года

88

статистическая информация

91

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 мая 2012 года

91

Об индексе потребительских цен за апрель 2012 года

92

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за апрель 2012 года

92

О порядке индексации доходов населения за апрель 2012 года

92

О размере минимальной заработной платы за апрель 2012 года

92

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

93

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

93

РЕКЛАМА

94

бухгалтеру на заметку

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 12 по 18 мая 2012 го­да

96