Зарплата "в конвертах": готовятся меры по ее пресечению

Алексей Лукашов, канд. юрид. наук

Ни для кого не секрет, что в настоящее время еще достаточно широко распространена выплата зарплаты "в конвертах". Для минимизации или сведения на нет этого явления необходим комплекс мер, среди которых основными являются меры экономического характера. Немаловажное значение для решения этой задачи имеют и правовые средства. В настоящее время разработан проект указа Президента РБ "О некоторых мерах по предотвращению выплаты (выдачи в натуральной форме) доходов без отражения в бухгалтерском учете, учете доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей" (далее – Проект).
Рассмотрим основные положения Проекта без указания на имеющиеся в нем недостатки.

 

Проект направлен на пресечение выплат (выдач в натуральной форме) доходов физическим лицам без уплаты подоходного налога, обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) (далее – Платежи), обеспечение выполнения плательщиками налоговой обязанности, создание равных условий предпринимательской деятельности.

Основная направленность Проекта – создание условий, стимулирующих граждан к выполнению своей обязанности платить налоги и иные платежи, а налоговых агентов – к выполнению обязанности исчислять их и перечислять в бюджет и ФЗСН.

Положения Проекта в сфере налогообложения и социального страхования

Положения Проекта в сфере налогообложения и социального страхования сводятся к следующему.

1. Планируется воспроизвести имеющееся в законодательстве правило о взыскании Платежей с утаенных доходов, выплаченных физическим лицам без отражения в бухгалтерском учете, учете доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.

2. Предусмотрена отмена правила об освобождении отдельных видов доходов от налогообложения и начисления взносов по государственному социальному страхованию, если с этих доходов не были уплачены Платежи.

Пример

Подпункт 1.3 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса РБ предусматривает освобождение от уплаты подоходного налога с дохода в виде компенсаций за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику. Если такая компенсация фактически выплачена работнику без документального оформления, то согласно Проекту не уплаченные с нее Платежи подлежат уплате.
 
3. В Проекте сохраняется имеющееся в законодательстве правило о включении в состав внереализационных доходов для целей налогообложения доходов, утаенных указанным выше способом (применяется тот отчетный период, в котором они выплачены (выданы в натуральной форме)). Эти доходы, как и в настоящее время, будут облагаться налогом на прибыль.

4. Устанавливается правило о невключении расходов на выплату утаенных указанным выше способом доходов и исчисленных с них Платежей в состав затрат (расходов) по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении организациями и индивидуальными предпринимателями.

Процедуры доказывания обмана государства

В Проекте предусмотрена процедура доказывания обмана государства путем неотражения в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, совершенного налоговым агентом совместно с плательщиком физическим лицом.

Согласно Проекту эта процедура предусматривает следующие действия:

– контролирующий орган направляет в Департамент финансовых расследований (ДФР) КГК информацию о факте указанного обмана государства для дачи письменного заключения;

– ДФР КГК проводит проверку и, если эта информация подтвердится, составляет письменное заключение, которое направляет в налоговый орган или орган ФСЗН;

– налоговые органы или органы ФСЗН после получения письменного заключения ДФР КГК проводят свою проверку, по результатам которой принимают решения, предусмотренные Проектом.

Административная ответственность

Пунктом 2 Проекта предусматривается введение административной ответственности за выплату (выдачу в натуральной форме) доходов физическим лицам без отражения в учете: штраф на должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в размере от 50 до 100 базовых величин (БВ), а при повторении в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия – в размере от 100 до 200 БВ.

Если плательщик был организатором выплаты (выдачи в натуральной форме) ему доходов без отражения в учете, то в соответствии с ч. 8 ст. 2.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях он подлежит указанной административной ответственности наряду с должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем.

Поощрение неплательщика как средство изобличения недобросовестных налоговых агентов

Проект устанавливает административную ответственность за выплату (выдачу в натуральной форме) доходов физическим лицам без отражения в учете только для должностного лица юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Согласно Проекту лицо, не уплатившее Платежи (неплательщик), не подлежит такой ответственности в качестве исполнителя этого административного правонарушения.

Проектом предусмотрена поощрительная норма: плательщик подоходного налога и обязательных страховых платежей в ФСЗН освобождается от их уплаты с выплаченных ему без отражения в учете доходов при обязательном наличии 2 условий:

– у контролирующего органа имеется до-стоверная информация о факте выплаты это-му лицу доходов без отражения в учете, т.е. у него есть соответствующие действительности сведения, полученные не от неплательщика;

– неплательщик дал письменное согласие на дачу по указанному факту свидетельских объяснений.

Такое поощрение неплательщика преследует цель изобличения недобросовестных налоговых агентов, которые обязаны документировать доходы плательщика, исчислять и уплачивать за него указанные платежи.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 21 июнь 2012
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Не планируется ли возможность применения и соответствующего отражения в бухгалтерском учете амортизационной премии?

9

Прямая линия

10

Отчисления в ФСЗН: поможем найти правильное решение

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

14

Налоги

14

О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности

14

Комментарий (Льготный режим, установленный Декретом № 6, могут применять не только коммерческие организации, но и их подразделения с УНП, созданные до 31 декабря 2018 г.)[Срочно и важно]

20

Комментарий (Декретом № 6 предусмотрены ограничения и особенности по применению льгот)[Срочно и важно]

24

Комментарий (Особенности использования льгот, установленных Декретом № 6, организациями, осуществляющими различные виды деятельности)[Срочно и важно]

28

Комментарий (С 1 июля 2012 г. при ввозе товаров в качестве вклада в уставный фонд будет применяться новый порядок льготирования)[Срочно и важно]

32

Государственное регулирование

37

О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481

37

Комментарий (С 15 мая упрощен порядок внесения на рассмотрение Президента ходатайств юридических лиц об их освобождении от административных взысканий и уплаты пеней)

38

Тарифы и цены

41

О ценах на социально значимые товары и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь

41

Комментарий (Новые предельные максимальные отпускные цены на социально значимые товары)

48

Банковская деятельность

52

О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь

52

Труд и социальная защита

53

Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций

53

Комментарии

54

Проектная документация – по но­вым правилам

54

В правилах интернет-торговли произошли изменения

55

МНС РБ разъясняет: прием наличных денежных средств при реализации товаров (услуг) на ярмарках

57

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

60

ВОПРОС – ОТВЕТ

61

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО-2012: ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

67

Новеллы законодательства и прикладные аспекты исчисления и уплаты налога на прибыль

67

Изменения в порядке исчисления экологического налога в 2012 году

72

типичные нарушения

76

Расчеты с подотчетными лицами: исключите ошибки при документальном подтверждении расходов (Окончание)

76

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

79

Разбираем практическую ситуацию

79

Нерезидент отгрузил товар белорусскому покупателю с территории Республики Беларусь: порядок уплаты НДС

79

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

83

Зарплата "в конвертах": готовятся меры по ее пресечению

83

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

85

О рабочем времени в III квартале 2012 года

85

налоговый календарь

88

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июнь 2012 года

88

статистическая информация

91

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 мая 2012 года

91

Об индексе потребительских цен за апрель 2012 года

92

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за апрель 2012 года

92

О порядке индексации доходов населения за апрель 2012 года

92

О размере минимальной заработной платы за апрель 2012 года

92

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

93

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

93

РЕКЛАМА

94

бухгалтеру на заметку

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 12 по 18 мая 2012 го­да

96