Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Изменения в порядке исчисления экологического налога в 2012 году

Щербаков М.

20 апреля 2012 г. в бизнес-центре "Виктория" состоялась научно-практическая конференция "Налоговое законодательство-2012: первые комментарии" с участием представителей МНС.
В 2012 г. произошли изменения законодательства в части исчисления экологического налога. С ними участников конференции ознакомила Кондратенко Наталья Олеговна, консультант управления прямого налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций МНС.
Предлагаем читателям журнала "Главный Бухгалтер" обзор особенностей исчисления и уплаты экологического налога в 2012 г.

 

Новации в уплате налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

В настоящее время выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками не включают в объект обложения экологическим налогом. Вместе с тем установленное на мобильных источниках отопительное оборудование (для отопления и приготовления пищи в поездах, вагонах-бытовках, походных кухнях) может быть отнесено к категории стационарных источников выбросов. В целях однозначного толкования норм Налогового кодекса РБ (далее – НК) в п. 2 ст. 205 НК уточнено, что выбросы от отопительного оборудования, установленного на мобильных источниках, не признают объектом обложения экологическим налогом.
С 1 января 2012 г. объемы выбросов загрязняющих веществ от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливают нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ, облагают экологическим налогом.
Расчет экологического налога производят исходя из фактических объемов выбросов загрязняющих веществ, определяемых по данным учета, порядок которого утвержден постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33 "Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды" (далее – постановление № 33).
Учет фактических объемов выбросов загрязняющих веществ как от источников, которым установлены нормативы допустимых выбросов, так и от источников, которым такие нормативы не установлены, ведут:
1) для стационарных источников выбросов, для которых не реже 1 раза в месяц проводятся испытания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов или непрерывно автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, – на основании результатов испытаний отобранных проб, проводимых или зарегистрированных в соответствии с требованиями государственного стандарта СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", и времени работы источников согласно сведениям журнала учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок по форме ПОД-3 (далее – журнал по форме ПОД-3) или данным учета времени работы технологического оборудования или учета рабочего времени.
 
Справочно: форма журнала ПОД-3 установлена в приложении 3 к постановлению № 33;
2) для стационарных источников выбросов, для которых согласно техническим нормативным актам, допущенным к применению в области охраны окружающей среды, определение выбросов производится инструментальными или расчетно-инструментальными методами, – на основании установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и времени работы источников выбросов согласно сведениям журнала по форме ПОД-3 или данным учета времени работы технологического оборудования или учета рабочего времени;
3) для источников выбросов, для которых определение выбросов производится расчетными или расчетно-инструментальными методами на основании данных о расходе топлива, сырья или материалов, – согласно данным бухгалтерского учета топлива, сырья или материалов и установленных технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удельных выбросов или выбросов, рассчитанных согласно техническим нормативным правовым актам (далее – ТНПА), допущенным к применению в области охраны окружающей среды.
При отсутствии правил или порядка расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных в установленном порядке, расчет выбросов не производят.
 
Справочно: ТНПА, определяющие порядок расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещены на сайте http://tnpa.ecoinv.by (разд. 08 "Атмосферный воздух").
 
Юридические лица должны уплачивать экологический налог только за выбросы тех загрязняющих веществ, которые указаны в приложении 6 к НК.
Не признают объектами налогообложения выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ в следующих объемах:
1) 1-го класса опасности – менее 0,001 т в год;
2) 2-го класса опасности – менее 0,1 т в год;
3) 3-го класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, – менее 0,2 т в год;
4) 4-го класса опасности – менее 0,5 т в год.
Экологический налог можно исчислять в упрощенном порядке
Нормы НК позволяют сумму экологического налога исчислять в упрощенной форме: исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога (п. 3 ст. 208 НК).
Плательщики, применяющие такой порядок исчисления и уплаты экологического налога, должны учитывать особенности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) и уплате в бюджет данного налога, которые определены п. 9 ст. 208 НК. Суть данных особенностей состоит в следующем:
1) налоговые декларации (расчеты) должны быть представлены не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного лимита. Уплату экологического налога производят ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога;
2) не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов следует представять налоговые декларации (расчеты). Доплату экологического налога необходимо производить не позднее 22 января года, следующего за истекшим.
 
Важно! Если указанные объемы выбросов не превышают установленных годовых лимитов, то излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, предусмотренном ст. 60 НК.
 
Таким образом, при наличии определенных годовых лимитов плательщики экологического налога вправе применять вышеизложенный порядок, в т.ч. в случае наличия у них выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливают нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Новации по уплате экологического налога за захоронение отходов производства
В 2012 г. уточнен порядок уплаты в бюджет экологического налога за захоронение отходов производства. Плательщиками данного платежа являются собственники отходов производства, а исполнение налогового обязательства возлагают на владельцев объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов (п. 7 ст. 208 НК).
НК установлен срок перечисления владельцу объекта захоронения: в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае неперечисления собственниками отходов причитающихся сумм налога указанные суммы налоговые органы взыскивают на основании сведений о задолженности по уплате сумм экологического налога, представляемых владельцами объектов захоронения отходов.
Ставки экологического налога увеличены
В 2012 г. ставки экологического налога проиндексированы (приложения 6–8 к НК).
Следует обратить внимание, что если в 2011 г. действовала единая ставка экологического налога за сброс сточных вод в водные объекты и подземные воды, то в 2012 г. применяют разные ставки, а именно:
1) 385 руб. за 1 м3 (за сброс сточных вод в водотоки);
2) 520 руб. за 1 м3 (за сброс сточных вод в водоемы, а также в подземные воды при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей).
С 2012 г. к ставкам экологического налога не применяют понижающий коэффициент 0,5 при расчете налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании торфа и топливных брикетов из торфа. Данная корректировка внесена в подп. 3.1 п. 3 ст. 207 НК в целях приведения норм НК в соответствие с Законом РБ от 27.12.2010 № 204-З "О возобновляемых источниках энергии".
Бюджетные организации могут быть признаны плательщиками экологического налога
С учетом изменений, внесенных в НК, с 1 января 2012 г. бюджетные организации признают плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность в целях последующего захоронения (п. 3 ст. 204 НК).
 
Справочно: бюджетной организацией признается организация, созданная (образованная) Президентом, государственными органами, в т.ч. местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом или иной уполномоченной на то Президентом государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Финансирование данной организации осуществляется из бюджета на основе сметы. Организация имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитнофинансовой организации и ведет бухгалтерскийучет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств которой ведется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения.
К бюджетным организациям не относят организации:
1) получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;
2) получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 16 НК).
 
В 2011 г. бюджетные организации не являлись плательщиками экологического налога.
 
От редакции:
Настоящий материал подготовлен с использованием материалов, предоставленных МНС участникам конференции.
Подготовил Михаил Щербаков, редактор журнала "ГБ"
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.