В 2011 году спонсоры организаций физкультуры и спорта не применяют повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость

Наталья Рощина, экономист

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на юридические лица (индивидуальных предпринимателей), получающие государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета (часть третья ст. 188 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Рассмотрим на примере решений Минского городского Совета депутатов от 24.11.2010 № 62 и Минского областного Совета депутатов от 23.12.2010 № 48 практику применения спонсорами организаций физкультуры и спорта повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость, установленных этими решениями.

 

В МИНСКЕ СПОНСОРЫ МОГУТ К СТАВКЕ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ ПРИМЕНИТЬ КОЭФФИЦИЕНТ 1,0

Сроки уплаты налога на недвижимость

Коэффициент к ставкам налога на недвижимость 1,0 установлен решением Минского городского Совета депутатов от 24.11.2010 № 62 "Об установлении коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на недвижимость" (далее – решение № 62) для организаций, оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь в установленном законодательством порядке:

– Представительству Национального олимпийского комитета РБ в г. Минске;
– государственным учреждениям (клубам) физической культуры и спорта по игровым видам спорта, находящимся в коммунальной собственности г. Минска;
– спортивным организациям, имеющим долю коммунальной собственности г. Минска в уставных фондах более 25 % (далее – организации физкультуры и спорта) (подп. 1.3 п. 1 решения № 62).
 
Справочно: решение № 62 принято 24 ноября 2010 г., официально опубликовано 28 декабря 2010 г. в газете "Минский курьер" (№ 235), вступило в силу с 1 января 2011 г.
 
Высвобожденные в результате применения указанного коэффициента средства за вычетом налогов (сборов), приходящихся на сумму этих средств, направляют на договорной основе организациям физкультуры и спорта на цели, предусмотренные законодательством РБ о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

Исчисление и уплату налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производят:

– с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу (часть четвертая ст. 188 НК);
– с 1 января 2011 г., если увеличенные (уменьшенные) ставки названных платежей на 2011 г. приняты до 1 февраля 2011 г. (подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 21.01.2011 № 29 "О некоторых вопросах налогообложения").

Из вышеизложенного следует, что в г. Минске коэффициенты к ставкам налога на недвижимость, установленные решением № 62, с учетом норм Указа № 29 действуют с 1 января 2011 г.

Таким образом, в 2011 г. организации, заключившие договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи с организациями физкультуры и спорта (далее – организации-спонсоры), вправе применить коэффициент 1,0 начиная с:

– I квартала – если договор заключен не позднее 24 января 2011 г. (т.е. до наступления срока уплаты налога на недвижимость);

– II квартала – если договор заключен не позднее 22 апреля 2011 г.;

– III квартала – если договор заключен не позднее 22 июля 2011 г.;

– IV квартала – если договор заключен не позднее 22 октября 2011 г.

Чтобы применение понижающего коэффициента было законным, не забудьте оформить договор на спонсорскую помощь

Порядок оказания безвозмездной (спонсорской) помощи определен Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее – Указ № 300).

Так, юридические лица (индивидуальные предприниматели) вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежныхсредств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом № 300 (п. 1 Указа № 300).

В частности, безвозмездную (спонсорскую) помощь можно предоставлять организациям (индивидуальным предпринимателям) в целях:

– поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта;

– проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в т.ч. подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений (п. 2 Указа № 300).

При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи необходимо заключить договор. Его форма утверждена постановлением Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779 "Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи".

В договоре должны быть указаны следующие сведения:

– наименования организации, предоставляющей безвозмездную (спонсорскую) помощь, и получателя такой помощи;

– размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;

– цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

– виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;

– порядок представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи (за исключением получателей – физических лиц) организации, оказавшим такую помощь, отчета о ее целевом использовании;

– сведения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи в установленных пределах – для органов, организаций, перечисленных в п. 9 Указа № 300;

– иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований Указа № 300 и других актов законодательства.
 
Справочно: безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется (п. 9 Указа № 300):

1) Советом Республики, Палатой представителей Национального собрания, Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом, Администрацией Президента, Государственным секретариатом Совета Безопасности, КГК, Генеральной прокуратурой, Нацбанком, Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Национальной академией наук Беларуси, Высшей аттестационной комиссией, Управлением делами Президента, иными государственными организациями, подчиненными Президенту, – с согласия Главы государства;

2) государственными органами и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, – с согласия Правительства;

3) государственными организациями, подчиненными органам и организациям, указанным в пп. 1–2, или входящими в их состав (систему), кроме названных в п. 4, – с согласия руководителей этих органов и организаций;

4) областными, Минским городским, районными (городскими) судами – с согласия Минюста;

5) государственными организациями, подчиненными местным исполнительным и распорядительным органам, – с согласия председателей этих органов.

Совокупный размер безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставляемой государственными органами, иными государственными организациями, указанными в пп. 1–5, в течение календарного года, не может превышать 1 % от выручки, полученной ими при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи. Оказание безвозмездной (спонсорской) помощи государственными органами, иными государственными организациями, не получающими такой выручки, размером не ограничивается.

Должностными лицами (органами), согласующими предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи, может быть принято решение об оказании государственным органом, иной государственной организацией такой помощи в размере, превышающем указанный выше.

Организации, в уставных фондах которых свыше 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь, и (или) ее административно-территориальных единиц, и (или) юридических лиц государственной формы собственности, предоставляют безвозмездную (спонсорскую) помощь с учетом вышеуказанных требований с согласия руководителей соответствующих государственных органов, государственных организаций, осуществляющих управление этими долями (акциями).

Юридические лица (индивидуальные предприниматели), не входящие в указанный перечень, вправе оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь без ограничения ее размера (п. 10 Указа № 300).
 
Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи организациями, названными в п. 9 Указа № 300, считают заключенным с момента его согласования в установленном порядке, другие договоры предоставления такой помощи – с момента их подписания (если иное не определено Гражданским кодексом).

Для получения согласия юридические лица, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь, должны направить в соответствующие государственные органы, иные государственные организации:

– подписанный сторонами договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

– решение руководителя или коллегиального органа управления юридического лица, если в соответствии с его учредительными документами принятие решения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи относится к компетенции данного органа.

Организации физкультуры и спорта, принимающие безвозмездную (спонсорскую) помощь, должны представлять юридическому лицу, оказавшему такую помощь, отчет в произвольной форме о ее целевом использовании (п. 6 Указа № 300 и подп. 5.1 п. 5 формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи).

Юридические лица, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь организациям физкультуры и спорта в виде денежных средств, должны обязательно определить вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства получателями данной помощи. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) недопустима.

Организациям-спонсорам разрешено на благотворительные цели перечислять сумму налога на недвижимость за вычетом налога на прибыль

Для того чтобы определить сумму высвободившихся в результате применения коэффициента 1,0 денежных средств, предназначенных для оказания безвозмездной (спонсорской) помощи, необходимо произвести следующий алгоритм действий:

1) исчислить усредненный территориальный коэффициент к ставке налога на недвижимость, учитывая кварталы, в которых будет применяться коэффициент 1,0.

Например, организация-спонсор, у которой здание расположено в 1-й экономико-планировочной зоне г. Минска, применяет повышающий коэффициент к ставке налога на недвижимость 2,0.
 
Организация 22 апреля 2011 г. заключила договор с организацией физкультуры и спорта об оказании спонсорской помощи. Такая организация может применять коэффициент 1,0 к ставке налога на недвижимость со II квартала 2011 г. Усредненный коэффициент для этой организации будет равен 1,25 ((2,0 + 1,0 + 1,0 + 1,0) / 4);

2) из годовой суммы налога на недвижимость, исчисленной с территориальным коэффициентом 2,0, вычесть годовую сумму налога на недвижимость, исчисленную с коэффициентом 1,0.

Суммы налога на недвижимость включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, кроме сумм налога на недвижимость, исчисленных со стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства (ст. 190 НК).

При этом организации-спонсору на затраты необходимо относить сумму налога на недвижимость, исчисленную с применением коэффициента 1,0, а не территориального коэффициента 2,0.

Таким образом, получив возможность применять коэффициент 1,0, организация-спонсор меньше заплатит в бюджет налога на недвижимость. Но одновременно увеличится налоговая база по налогу на прибыль.

Поэтому организациям-спонсорам разрешено на благотворительные цели перечислять сумму за вычетом дополнительно уплачиваемого налога на прибыль.

То есть на благотворительные цели будет перечислена только сумма налога на недвижимость, остающаяся в распоряжении спонсора в связи с возможностью не применять повышающие коэффициенты к ставке налога на недвижимость.

Пример 1

Годовая сумма налога на недвижимость с применением территориального коэффициента 2,0 составила 200 млн. руб. При применении с I квартала 2011 г. коэффициента 1,0 годовая сумма налога на недвижимость равна 100 млн. руб. Сумма высвободившихся средств будет также 100 млн. руб., но одновременно на 100 млн. руб. увеличится налоговая база по налогу на прибыль, в результате чего организация-спонсор дополнительно заплатит налог на прибыль в размере 24 млн. руб. (при ставке налога на прибыль 24 %).

Таким образом, на благотворительные цели организация-спонсор сможет направить только 76 млн. руб., что составляет 76 % от высвобождаемой суммы (100 % – 24 %).

Пример 2

Остаточная стоимость здания, отраженная организацией-спонсором в налоговой декларации (расчете) по налогу на недвижимость организаций на 1 января 2011 г., составляет 900 млн. руб. Здание расположено во 2-й экономико-планировочной зоне г. Минска. Поэтому организация не позднее 20 января 2011 г. исчислила налог на недвижимость с применением повышающего коэффициента 1,9. Не позднее 22 июля 2011 г. организация заключила договор на оказание спонсорской помощи. Это дало ей право с III квартала 2011 г. применять коэффициент к ставке налога на недвижимость 1,0.
В этом случае усредненный коэффициент будет равен 1,45 ((1,9 + 1,9 + 1,0 + 1,0) / 4). Сумма высвободившихся в результате применения коэффициента 1,0 средств, подлежащая перечислению организации физкультуры и спорта, будет равна 3 078 000 руб. (900 000 000 руб. × 0,01 × (1,9 – 1,45) × (100 % – 24 % / 100)).

После заключения договора с организацией физкультуры и спорта о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи организация-спонсор должна представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет уточненную налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость организаций с учетом примененного в соответствующем квартале коэффициента 1,0. К уточненной налоговой декларации (расчету) прилагают копию вышеуказанного договора, заверенного печатью организации-спонсора, и расчет суммы безвозмездной (спонсорской) помощи.

Уточненная налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций должна быть заполнена следующим образом.
 
 
Сроки перечисления сумм безвозмездной (спонсорской) помощи организациям физкультуры и спорта определяются договором и могут быть ежемесячными, квартальными или единовременными.

НА ТЕРРИТОРИИ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕЙСТВУЕТ ИНОЙ ПОРЯДОК ПООЩРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ-СПОНСОРОВ

Так, в 2 раза увеличены ставки налога на недвижимость для государственных организаций, подчиненных Минсвязи и предоставляющих услуги электросвязи, по расположенным на территории Минской области объектам обложения указанным налогом (решение Минского областного Совета депутатов от 23.12.2010 № 48 "О налоге на недвижимость" (далее – решение № 48)).
 
Справочно: решение Миноблсовета от 23.12.2010 № 48 вступило в силу с 1 января 2011 г.
 
Данное увеличение ставок налога на недвижимость не распространяется на организации, которые заключили договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи с представительством Национального олимпийского комитета в Минской области и фактически осуществляют оказание такой помощи. Высвобожденные в связи с этим средства организации-спонсоры направляют на договорной основе представительству Национального олимпийского комитета в Минской области на цели, предусмотренные законодательством РБ о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

Порядок исчисления налога на недвижимость в Минской области отличен от порядка, применяемого в г. Минске:

1) право исчислять налог на недвижимость без увеличения ставки возникает с квартала, следующего за кварталом, в котором заключен договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи;

2) сумму высвободившихся средств, подлежащих перечислению представительству Национального олимпийского комитета в Минской области, определяют как разницу между суммой налога на недвижимость, исчисленной с учетом увеличения ставки налога на недвижимость согласно п. 1 решения № 48 (2 %), и суммой налога на недвижимость, исчисленной в соответствии со ст. 188 НК (1 %).

Полученную разницу уменьшают на приходящиеся с нее налог на прибыль, а также на часть прибыли (дохода), подлежащую перечислению в бюджет в соответствии с Указом Президента РБ от 28.12.2005 № 637 "О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития".

Напомним, что в г. Минске на благотворительные цели организации-спонсоры перечисляют высвобожденные в результате применения коэффициента 1,0 средства за вычетом налогов (сборов), приходящихся на сумму этих средств, т.е. за вычетом только налога на прибыль.
 
В аналитической правовой системе "Бизнеc-Инфо" в блоке "Формы документов" вы можете найти, заполнить в формате MS Excel и распечатать форму налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 38 октябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Как по экспортным договорам комиссии обеспечить завершение внешнеторговой операции, если товары будут реализованы в течение нескольких лет?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 360

9

Комментарий (Применение акта о передаче затрат по объектам инфраструктуры)

9

Труд и социальная защита

12

Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций

12

Страхование

13

О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1294 и от 22 октября 2007 г. № 1380

13

Комментарий (Обособленные подразделения можно не регистрировать в качестве самостоятельных страхователей)

19

МНС РБ разъясняет

23

О затратах, учитываемых при налогообложении

23

О затратах, учитываемых при налогообложении

24

Комментарии

25

В организацию исполнения платежей с текущих счетов внесены изменения

25

Определение налоговой базы подоходного налога с физических лиц по операциям по реализации ценных бумаг

27

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

30

документальная ретроспектива

32

Об утверждении нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету

32

перечень документов, посвященных одному вопросу

41

Обеспечьте достоверный учет затрат и исчисление себестоимости продукции (работ, услуг)

41

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

49

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Обучение и подоходный налог: практика применения налоговых вычетов

50

Реализация автомобилей и исчисление НДС

55

Актуальные вопросы исчисления НДС в 2011 году на примере конкретных ситуаций

60

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

72

В командировке работник попал в ДТП. Какие выплаты следует произвести?

72

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

74

В 2011 году спонсоры организаций физкультуры и спорта не применяют повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость

74

Реклама аудиторских услуг

75

У ВАС ПРОВЕРКА

81

Проверьте правильность применения льготы по налогу на прибыль, которую направили на финансирование капитальных вложений

81

Финансирование капвложений: порядок применения льготы по налогу на прибыль за 2009–2011 годы

85

типичные нарушения

90

Как избежать ошибок, применяя особый порядок налогообложения при осуществлении деятельности в сельской местности

90

советы юриста

95

 Уступка права требования в процессе банкротства

95

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

99

Разбираем практическую ситуацию

99

Изъятие собственником имущества унитарного предприятия

99

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

103

Два метода уплаты налога на прибыль: игра в одни ворота?

103

статистическая информация

105

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 окттября 2011 года

105

Об индексе потребительских цен за сентябрь 2011 года

106

О порядке индексации доходов населения за сентябрь 2011 года

107

О размере минимальной заработной платы за сентябрь 2011 года

107

события. подробности

108

День бухгалтера

108

НДС: изменения в порядке исчисления и уплаты в 2012 году

109

приглашаем на работу

110

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 8 по 14 октября 2011 го­да

112