Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Беларусь и страны Евросоюза: анализ налогового законодательства.

Сундукова А.Ч.

В связи со вступлением Республики Беларусь в Таможенный союз многих налогоплательщиков интересует информация о возможных изменениях налогового законодательства. Волнует также, будет ли установлен налоговый контроль за трансфертными ценами по работам, услугам. На эти вопросы журналу "Главный Бухгалтер" ответила начальник Главного управления международного налогового сотрудничества МНС РБ Сундукова Алла Чарльзовна.

Какие осуществляются подходы в налоговом законодательстве Республики Беларусь в связи с ее вступлением в Таможенный союз и в какой мере на нас сказывается опыт стран Евросоюза?

Налоговое законодательство Республи-ки Беларусь и ставки основных налогов являются в достаточной мере конкурентоспособными среди стран – членов Таможенного союза (см. табл. 1):
 
Как показывают приведенные данные, только по НДС в России и Казахстане установлены более низкие ставки.

По единым правилам, определенным международными договорами, регулирующимивзимание косвенных налогов в Таможенном союзе, каждое из 3 государств устанавливает национальные ставки НДС, по которым облагаются импорт и внутренний оборот товаров. Экспортеру же предоставляется нулевая ставка НДС с осуществлением налоговых вычетов в полном объеме.

В связи с этим на территории каждого государства – члена Таможенного союза гарантированы равные конкурентные условия для всех товаров за счет применения единых национальных ставок НДС как к отечественным, так и к импортным товарам.

Аналогичный подход существует и в государствах Евросоюза, каждое из которых вправе вводить ставку НДС исходя из уровня развития и специфики экономики.

Необходимо помнить, что более низкие ставки у наших партнеров по Таможенному союзу, в частности НДС (в России – 18 %, в Казахстане – 12 %), компенсируются иными доходными источниками бюджета. Основным из них является налог на добычу полезных ископаемых, поступающий от нефтегазовой отрасли. В Казахстане он занимает 15 %, а в России – 21 % от общей суммы поступлений, контролируемых налоговыми органами.

Поэтому возможность снижения ставки НДС будет рассматриваться Минфином в зависимости от увеличения доли поступлений в бюджет за счет других источников, а также с учетом исполнения бюджета.

Что касается стран Евросоюза, то средняя стандартная ставка НДС в Евросоюзе в 2012 г. составила 21 % – на 1 процентный пункт больше, чем в Республике Беларусь.
 
Уровень ставок НДС в Евросоюзе варьируется от 15 % в Люксембурге до 27 % в Венгрии (см. табл. 2):
 
 
Более того, налоговая практика ЕС свидетельствует о тенденции к повышению ставок косвенных налогов. За последний год увеличили стандартные ставки НДС следующие страны:

– Великобритания – с 17,5 до 20 %;

– Ирландия – с 21 до 23 %;

– Кипр – с 15 до 17 %;

– Франция – с 19,6 до 21,2 % (с октября 2012 г.);

– Италия – с 21 до 23 % (c сентября 2012 г.);

– Венгрия – с 25 до 27 %;

– Испания – с 16 до 18 %;

– Португалия – с 20 до 23 %;

– Греция – с 19 до 23 %.

Следует учитывать, что помимо ставок налогов большое значение имеют также аспекты их администрирования. В Республике Беларусь условия администрирования косвенных налогов наиболее привлекательные. В частности, по результатам проведенной работы по упрощению порядка применения налоговых вычетов и упорядочению объектов налогообложения НДС можно сказать, что с 2012 г. ограничение налоговых вычетов по НДС сохранится лишь в отношении объектов, приобретенных за счет безвозмездно полученных средств бюджета.

Существенным преимуществом для белорусских плательщиков являются сроки возврата налоговых вычетов по НДС.

К примеру, в России срок возврата занимает от 3 месяцев до полугода. В Казахстане возможность возврата ограничена (возврат производится только для экспортеров, применивших нулевую ставку НДС, и только после выездной налоговой проверки). В Республике Беларусь срок зачета (возврата) сумм превышения налоговых вычетов по НДС является одним из самых незначительных в Европе.

Белорусские экспортеры, применившие нулевую ставку НДС, имеют право произвести зачет в счет уплаты других налогов в месяце, в котором представлена налоговая декларация, содержащая сумму превышения налоговых вычетов в связи с применением ставки НДС 0 %. Возврат из бюджета на счет плательщика денежных средств, оставшихся после зачета в счет иных налогов, производится на 35-й день с момента представления налоговой декларации и заявления плательщика.

Механизм исчисления НДС, применяемый в Республике Беларусь при экспорте товаров в Таможенном союзе, является оптимальным. К тому же, как и в ЕС, он основан на правиле, что плательщик должен вывезти товар и подтвердить право на применение нулевой ставки НДС по такому экспорту документально.

Вместе с тем будет продолжена работа по совершенствованию правовой базы Таможенного союза по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле субъектов хозяйствования Беларуси, России и Казахстана.
 
С 2012 г. установлен налоговый контроль за трансфертными ценами по товарам. Будет ли установлен такой контроль за трансфертными ценами по работам, услугам?

– Действительно, ст. 30-1 Налогового кодекса РБ (далее – Кодекс) предусматривает механизм контроля за трансфертными ценами на товары и недвижимое имущество.
 
Однако применение ее положений и выявление в ходе налоговых проверок операций, подлежащих анализу на правильность установления цены сделки, будет осуществляться только с 2013 г. по результатам деятельности за 2012 г.

Налоговым органам республики еще предстоит наработать практику по применению норм трансфертного ценообразования в отношении товаров и недвижимости, изучить проблемные вопросы, выявить аспекты, требующие дополнительной проработки. Поэтому в ближайшее время введение контроля за трансфертным ценообразованием на работы, услуги не планируется.

Сейчас проводится разъяснительная работа среди плательщиков и инспекций МНС, а также выявление операций, которые впоследствии могут стать объектом анализа в рамках ст. 30-1 Кодекса.

А в 2013 г. планируется повышение установленного порога цены сделки, подлежащей анализу на соответствие нормам ст. 30-1 Кодекса (в настоящее время этот порог составляет 20 млрд. руб.).

Подготовил Михаил Щербаков, редактор журнала "ГБ"
 
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.